Разработка урока психологии для 10-го класса "Психологические процессы: ощущение и восприятие"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели урока:

  • Образовательные. Формирование навыков совместной деятельности, социального прогнозирования для применения приобретенного опыта в повседневной жизни
  • Развивающие. Развитие креативного, наглядно-образного мышления, умения работать в группе и команде, эмпатии и самосознания.
  • Воспитательные. Воспитание мотивов труда, этических взглядов и положительного отношения к жизни во всех её проявлениях.

Задачи:

  1. Стимулировать процесс познания себя и окружающей действительности.
  2. Раскрыть способы формирования ощущений и образов окружающего мира у человека.
  3. Ознакомить с методами изучения ощущений.
  4. Определение преобладающего вида ощущения для каждого учащегося индивидуально.

Тип урока: Урок-тренинг.

Методы обучения: беседа, наблюдение, эксперимент, игротерапия, практическая часть (применение знаний на практике, обобщение и систематизация знаний, проверка усвоения информации по данной теме).

Формы обучения: работа в команде, в группах.

Дидактическое обеспечение урока: атрибуты для проведения игры «Определи», компьютеры, мультимедийный проектор, экран, диск с музыкой, наборы для выполнения проекта (листы, фломастеры, клей, ножницы, журналы). Презентации Power Point «Виды ощущений» (приложение 1), «Картинки - иллюзии» (приложение 2), электронный тест САН - приложение 3.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с продолжаем путешествие по Стране своего внутреннего мира.

- Чем же наполнена наша внутренняя страна? (Ответы учащихся).

- И так мы отправляемся в путешествие на станцию «Ощущения и восприятия».

2. Подготовка к усвоению материала.

Упражнение «Багажная полка»- физический разогрев.

- Давайте представим, что школа окончена, вы поступили в ваш выбранный ВУЗ, все успешно и замечательно будет тогда, если Вы отправитесь на отдых в деревню, далеко-далеко, в самую лесную глухомань, подальше от городской суеты и шумных уличных толп. Ехать туда вам придется на поезде. Представьте обстановку на вокзале - все суетятся, толкаются, ждут поезда. Вот вы входите в вагон, отыскиваете свое купе и обнаруживаете, что свободна от вещей только верхняя полка для багажа. Вам нужно поставить свою большую и тяжелую дорожную сумку наверх. Но вначале как можно ярче представьте эту свою сумку. Вот она стоит перед вами. Какого она цвета? Какой формы? Ощутите её вес: он довольно внушительный, но вам все же по силам справиться с задачей. Вы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть багаж наверх. При-го-то-ви-лись. Поставили ноги на ширине плеч! «Взяли» груз. Поднимаем его вверх…Ощутите напряжение рук? Работу мышц спины? Полка находится высоко. Приходится подниматься на носочки, чтобы задвинуть сумку до самой стены. Еще одно усилие и… сумка на полке! У-у-х! Теперь можно полностью расслабиться, опуститься на стул. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы. Повращайте кистями рук.

Упражнение «Спагетти».

- Хорошо. Но дорога дальняя. Неплохо бы подкрепиться. Представьте, что вы залили кипятком лапшу быстрого приготовления, почувствуйте аромат специй (кто какой аромат чувствует). Но это не просто лапша – это настоящие спаггети! Длинные тонкие макаронины лежат перед вами. Захватим кто вилкой, кто пальцами одну из них. Она висит свободно, раскачиваясь из стороны в сторону. Если мы начнем вращать кистью руки, то наша воображаемая макаронина начнет извиваться наподобие шнурка или веревки. Попробуйте зацепить спагетти вилкой. «Накрутите» их на вилку. Поймайте макароны ртом. А теперь сами превратитесь в спагетти. Расслабьтесь, поболтайте руками, почувствуйте себя настоящей макарониной.

Хорошо бы попить чайку с лимоном или кофе. Кто что выбирает? Какие ощущения, чай вкусный, сладкий с лимоном, горячий, по-домашнему заваренный, вкуснотище…

Рефлексия:Что вы ощущаете, как настроение?

- Время пролетело. Наша станция. Пора выходить, достаем сумку, выходим на перрон и нужно идти в деревенский дом через лес. Заходим в лес и, что же мы там видим, слышим, ощущаем? (Ответы учащихся).

Наконец-то вы дошли до домика лесника. Вы пришли к домику, в котором вас должен ждать дедушка-лесник. Но между дощечками калитки вы обнаружили записку, в которой дедушка сообщил, что он на некоторое время уехал и вам следует обустроиться в доме. Делать нечего. Для начала неплохо было бы растопить печку. А для этого нужно напилить и наколоть дрова. Разбейтесь на пары… А теперь, пожалуйста приготовьте «козлы», положите на них бревнышки и распилите их на чурбачки большой двуручной пилой. Это не слишком-то просто: надо согласовывать свои движения, добиться единого ритма. Так, а теперь, каждый «берет» в руки топор и начинает колоть дрова. Только будьте осторожны - не заденьте друг друга.

Рефлексия: Ваше тело разогрелось, какие ощущения? Что вы чувствуете?

- Дедушка сообщил в записке, что вы можете достать из подпола банку с солеными огурчиками. Ход в подпол закрыт крышкой, а на крышке стоит большой и тяжелый сундук. Чтобы открыть люк, нужно сдвинуть сундук. Работаем в парах. Давайте попробуем, объединив усилия, все - таки убрать в сторону этот тяжелый сундук. Еще немного напряжения и – Ура!- люк освобожден. Вы сумели добраться до вожделенной банки с огурцами. «Откройте» её. А запах! Достаньте оттуда огурчик – руками! «Откусите». Очень хорошо! Замечательно «хрумкать» огурчиками в большом и светлом деревенском доме!

3. Погружение в практическую часть - совместное творчество.

Но, дедушка - старенький, и просит нас еще о помощи, обоняние у него уже ни то, что в молодости и просит вас, определить где -какая пряность и подписать.

Ведущий-педагог раздает баночки (футляры из под фотопленки) практическое упражнение «Определи что в баночке» (авторское упражнение). Инструкция: необходимо определить, какой пищевой продукт находится в баночке. Для этого аккуратно поднесите к носу баночку и на расстоянии понюхайте запах и запишите ваше предположение, что находится в баночке. (Внимание! Специи использовать очень осторожно, это могу быть чай, корица, имбирь, ванилин, черный перец горошком, кофе, сушеный укроп и т. д. Важно знать об аллергических реакциях участников упражнения, поэтому перед началом упражнения необходимо спросить - «Есть ли у кого аллергические реакции на специи?)

- Зачитайте, пожалуйста, кто, что определил.

Рефлексия: Что напомнили вам ароматы? Как настроение?

А сейчас разделитесь по 4-5 человек, представитель от команды подходит к ведущему и вытягивает один из видов ощущений - Название проекта, который вы будете сейчас защищать.

Вам необходимо в течение 10 минут, придумать название своей команде, девиз, создать проект в соответствии с выбранным вами видом ощущения. Приступили к работе.

Можно включить легким фоном музыку.

4. Защита проектов.

При защите проектов показ слайдов. (Приложение 1)

Рефлексия: Что получилось, что не получилось? Вы слаженно работали в группе? Вы довольны своим продуктом труда?

5. Завершение работы.

- А теперь дедушка приготовил для вас сюрприз, приглашает вас к экрану и посмотреть картинки.

Показ картинок иллюзий. (Приложение 2)

6. Закрепление - электронный тест САН. (Приложение 3)

7. Рефлесия урока.

Какие моменты нашего путешествия понравились больше всего? Почему?

Какое-нибудь из заданий оказалось трудным. Почему?

Чувствовали ли вы поддержку друг друга, работая в парах и группе?

Удавалось ли вовремя игры избегать проявления агрессии, конфликтов?

Возможно ли в жизни обходиться без ссор и оскорблений и воспринимать жизнь во всей её красе?

8. Ритуал прощания

Спасибо за участие на уроке, все молодцы, проявили активность, выполняя правила тренинговых занятий.И в завершении я хочу познакомить вас со словами Виржинии Сатир, которая провозгласила Декларацию Самоценности: «Я-этоЯ! Мне пинадлежат все мои ошибки,победы,поражения и успехи.Я принадлежу самому себе. Я-это Я! И это ЗАМЕЧАТЕЛЬНО».

Аплодисменты.

Использованная литература

Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. - М.: Эксмо, 2008.- 416 с.