Урок по литературному чтению на тему "А.П. Чехов. «Мальчики»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П. Чехова.
  • Развивать навыки выразительного чтения; совершенствовать технику чтения, умение оценивать поступки ;
  • Воспитывать целеустремленность.

Оборудование: презентация к уроку.

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

Чтение учителем наизусть:

“Невозможно без вниманья
Получить образованье!”

(Все сосредоточились, все настроились на работу, все успокоились)

Упражнение с детьми в аутотренинге: ВДОХ!

  • “Мы спокойны,
  • Мы внимательны,
  • Мы – само внимание!”

II. Проверка домашнего задания. “Путешествие в страну детства”.

1. Выставка работ учащихся.

2. Чтение рассказов о своем детстве.

- К нам прилетела поэтическая снежинка.

Речевая разминка – чтение “молча” (сохраняем внимание)

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Продолжаем наш урок.

1) Читаем дождиком орфоэпически.

2) Прочтите “птичьим базаром” орфографически.

3) Индивидуальное чтение с удивлением.

4) Кто прочтет сердито.

5) Прочить выразительно

- О чем стихотворение? Оно понравилось вам?

III. Постановка цели урока

- Более 150 лет назад, может в такой же зимний денек, родился мальчик. У него еще не было имени и никто на земле не знал, что родился будущий знаменитый русский писатель Антон Павлович Чехов

С творчеством этого знаменитого русского писателя мы и познакомимся сегод- ня. Наше знакомство мы начнем с биографии писателя.

- Как вы думаете, почему? (Поможет лучше понять произведения писателя.)

Объяснение нового материала.

1. Подготовленные учащиеся рассказывают биографию А.П. Чехова, используя слайды №3 - №11 презентации урока.

3 слайд. А.П. Чехов.

XIX век подарил нам прекрасных писателей. Одним из них является А.П. Чехов. [1]

4 слайд. Современники о Чехове. (Фото [5])

Художник Коровин вспоминал:

"Он был красавец. Вся его высокая фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие. У него был низкий бас с густым металлом; дикция настоящая русская, без тени искусственности". [6]

5 слайд. Отчий дом писателя. (Фото [9])

Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в г. Таганроге в семье мелкого торговца. Дед и отец Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед) выкупился на волю за большие деньги, скопленные им за много лет. [2]

6 слайд. Семья Чеховых.

“Светлый ключ таланта пробивался в семье чуть ли не в каждом”.[6] Павел Егорович, глава семейства, играл на скрипке, пел, рисовал. Мать, Евгения Яковлевна, была хорошей рассказчицей. Их дети, Александр и Михаил, стали писателями, Николай – художником, Иван – педагогом, а дочь Мария – художницей.

7 слайд. Работа в лавке. (Фото [4])

В детстве Антон с раннего утра до позднего вечера работал в лавке, владельцем которой был его отец, Павел Егорович. Там было холодно, здоровье его страдало. Позже, когда он поступил в гимназию, заниматься приходилось только до обеда, а потом до позднего вечера он находился в лавке.

Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды оставался на второй год. Работать приходилось много и трудно; подзатыльники, порка — всё это было привычным и узаконенным явлением.

8 слайд. Чехов – гимназист.

Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году Чехов поступает в Таганрогскую гимназию. Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву. Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова. В 1879 году будущий писатель заканчивает гимназию и получает за хорошую учебу стипендию.

- Что помогло хорошо закончить Чехову гимназию?

9 слайд. Университет. (Фото [10])

В 19 лет Чехов поступает в Московский университет на медицинский факультет. Через 5 лет он получает звание врача. [7] Продолжается его литературная деятельность. В 1880 году появляются первые публикации его рассказов в журнале “Стрекоза”. А уже в 1882 году его приглашает сотрудничать редактор журнала “Осколки” Н.А. Лейкин. В 90-е годы произведения Чехова известны уже не только в России, но и во многих Европейских странах.

10 слайд. Сахалин. (Фото [8])

1889 год омрачается смертью брата Николая. Это событие сильно подействовало на Чехова. В апреле 1890 г. он отправляется на Сахалин в длительное и тяжелое путешествие. Здесь в течение трех месяцев писатель объездил остров, провел поголовную перепись всех сахалинских жителей. Впечатления от поездки были богатыми, сложными, противоречивыми. Чехов вскрыл такие злоупотребления тюремной и каторжной администрации, которые обеспокоили само правительство, назначившее специальную комиссию для расследования положения ссыльнокаторжных на Сахалине.

- Каковы же причины поездки на Сахалин? (Чехов знал, что на своем длинном пути он встретит множество людей, увидит жизнь страны.)

11 слайд. Последнее путешествие. (Смена иллюстраций по щелчку.)

После Сахалина Чехов сильно болел. Сначала жил под Москвой в Мелихово (1892 г.) [11], потом врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 — 1904 г.г. он жил на собственной даче в Ялте [12]. Весной 1904 года здоровье Чехова ухудшилось, и по советам врачей Чехов отправился на лечение в немецкий курортный городок Баденвейлер, там он и скончался.

2. Самостоятельное чтение учащимися статьи в учебнике.

- Итак, мы познакомились с биографией А.П. Чехова.

- Каким он был человеком? Что о нем говорили друзья?

12 слайд. Творчество писателя. (Иллюстрации сменяются по щелчку)

За свои 44 года Чеховым было написано много произведений. Его знают не только у нас, но и за границей. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Например, “Ванька”, “Каштанка”. Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Чехова о детях. (По щелчку появляется название книги.)

- Прочитайте название рассказа.

- Как вы думаете о ком этот рассказ?

- Да этот рассказ о мальчиках, которые решили сбежать из дома, а куда мы узнаем прочитав рассказ до конца.

3. Первичная работа с текстом.

а) Комбинированное чтение учитель + учащиеся (выборочно).

б) Проверка первичного восприятия текста.

- Итак, куда же хотели сбежать мальчики?

- Что взволновало вас при чтении рассказа?(Страх за мальчиков, переживание мамы, восхищение.)

- К какому жанру относится это произведение?

- Понравился ли вам этот рассказ?

- Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда?

- Давайте еще раз перечитаем этот рассказ.

Физкультминутка для глаз

 4. Словарная работа.

Чтобы лучше понять содержание рассказа познакомимся с трудными словами. Помогите мне объяснить их значение .

Читаем слово. Объяснение учащимися. (По щелчку появляется значение слова и иллюстрация к нему.) [13]

1. Башлык - это теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки - суконный капюшон с длинными концами.

2. Розвальни – сани

3. Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Сын Божий. Иисус Христос

4. Самоеды - это старое название народов, говорящих на самодийских языках, — ненцев.

5. Бизон – животное

6. Майн Рид - это английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.

7. Пампасы - это название южноамериканских равнинных травянистых степей.

8. Мустанги — потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке.

9. Термиты - насекомые

10. Москиты – насекомые

5. Самостоятельное чтение.

- Попробуйте при чтении ставить вопросы к тексту.

Беседа после прочитанного.

- Спросите о том, что вы не поняли?(Урядник, флигель, кучер, сюртук.)

- Как вы проверите, понял ли товарищ содержание рассказа?

- Задайте вопросы классу.

Дети задают вопросы и отвечают на них. (Например, откуда приехали мальчики? Кто приехал к Королевым? Что заметили сестры? Куда собирались сбежать мальчики? Удалось ли им сбежать?)

- Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков.

(Володя – пухлый…

Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …)

- А что вы можете сказать о характере мальчиков?

(Они совершенно разные: Чечевицын - целеустремленный, смелый, решительный.

Володя – нерешительный.)

- Можно ли Володю назвать трусом?(Ответы детей.)

- Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)

- Проведем небольшую исследовательскую работу. По карте(на парте географический атлас) наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала Пермь…)

Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?

Физкультминутка.

Мы становимся всё выше,
Достаем руками крыши.
На два счета – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Поднимайтесь плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.

6. Закрепление нового материала.

Выборочное чтение.

- Что происходило в семье после побега? (Словами из текста)

- Встреча после побега.(Прочитать)

- Можно ли так поступать?

- Как вы относитесь к мальчикам? (нравятся, не нравятся и чем)

- А как писатель относится к мальчикам? (Монтигомо Ястребиный коготь, непобедимый вождь индейцев)

- Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно? Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?

Итог урока. С творчеством какого писателя мы познакомились? Что из жизни Чехова вам запомнилось. Назовите произведение, с которым познакомились. Что вам понравилось на уроке.

Задание на дом: составить тест или кроссворд по данному произведению;

  • 1 вариант. Придумать начало рассказа;
  • 2 вариант. Придумать продолжение (20 лет спустя).

Литература.

1. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. М. “ВАКО” 2006

 Интернет-сайты.

1. http://hghltd.yandex.net/ - “Мастерство Чехова-сатирика (на примере рассказов)”

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - “Чехов, Антон Павлович”

3. http://school76.yar.ru/ - “Егор Михайлович Чех, дед Антона Павловича”

4. http://foto.mail.ru/ - “Бакалейная лавка П.Е. Чехова”

5. http://www.zakuson.info – “Антон Чехов”

6. http://lslold.ksu.ru/ - “Личность”

7. http://go-n-go.narod.ru/ - “Биография А. П. Чехова”

8. http://www.rulex.ru/ – “Чехов А.П. на Сахалине (1890)”

9. http://traditio.ru/ – “Отчий дом писателя в Таганроге”

10. http://gapkin-school.narod.ru/ – “Университет”

11. http://www.chexov.info/ – “Мелихово”

12. http://www.nikastar.com/ – “Белая дача в Ялте”

13. http://slovari.yandex.ru/ - “Словарь”