Патриотическое воспитание в современной школе

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


“Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?”

Д.С.Лихачёв

В среде учащихся протекают процессы, ранее неведомые школе: мощное расслоение детей по социальному признаку, появление детей нового типа — школьников - “детей дикого рынка”.

Но самой острой проблемой, о которой давно с тревогой и болью говорят все, является проблема воспитания нового поколения россиян.

Воспитание гражданина начинается в семье. Родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его как гражданина. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители.

Изменился состав семьи. Больше становится семей, где растет один, реже два ребенка. Снижается роль в воспитании детей или вообще остаётся невостребованным накопленная за долгие годы жизненная мудрость и опыт старшего поколения. Гражданин является общей целью образовательной системы. Эта цель нашла отражение в Законе РФ “Об образовании” (ст. 2).

В школе воспитание Гражданина, на наш взгляд, должно включать в себя не только историю, литературу, русский, но и отдельно выстраиваемую определенную систему патриотического воспитания с первой минуты пребывания ребёнка в образовательном учреждении. Мы должны научить детей не только гордиться страной, но и сопереживать и не оставаться равнодушным ко всему, что происходит.

В рамках патриотического воспитания, начиная с начальной школы, классные руководители проводят тематические классные часы, игры и беседы со школьниками, конкурсы. Важное место здесь занимают встречи с ветеранами войны и труда, с участниками локальных войн и “горячих” точек, ведь ничто не может заменить живого общения с теми, кто прошел через войну, кто сделал все, чтобы победить фашизм, кто не на словах понимает ценность жизни человека на земле. В течение учебного года проводятся встречи, посвященные знаменательным победам Советской Армии в Великой Отечественной войне, Дню защитника Отечества, большая программа готовится ко Дню Победы. На встречи с ребятами приходят ветераны, труженики тыла, дети войны.

Педагоги нашей школы прилагают все усилия, чтобы воспитать в своих учениках понимание и милосердие, умение делиться сердечным теплом. Одним из направлений такой работы является подготовка детей к участию в научно-практической конференции, где ученики представляют работы из истории своей семьи, рассказывают о своих близких, внесших вклад в боевую и трудовую историю нашей Родины. Это позволяет ребятам лучше узнать прошлое нашей страны, ощутить цену настоящего и проникнуться ответственностью за будущее.

В условиях открытого информационного общества патриотическое воспитание носит особый характер. И здесь стоит перед учителем особая задача: научить ребят находить и использовать достоверную информацию.

Учащиеся с удовольствием исследуют семейные корни, составляя древо своей родословной, собирают малоизвестные факты, хранимые народной памятью, особенно старшим поколением. А активное применение инновационных технологий позволяет соединить временные пространства и придать результатам исследований неповторимость и индивидуальность. Для этого ребята используют интерактивные средства, применяют разнообразные компьютерные программы.

Также ещё одним из направлений деятельности по патриотическому воспитанию стало проведение внеклассных мероприятий с использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т. д.) и краеведения: “Рождественские каникулы”, фольклорных праздников “Рождество”, “Масленица”, посиделки “Мы у самовара”, “История варежки”. Учащиеся с большим интересом вели подготовку к мероприятиям: искали материал в дополнительной литературе – озорные частушки, загадки. Девочки оделись в русские народные сарафаны, а мальчики – в рубашки – косоворотки. С удовольствием все включались в игры, конкурсы: приглашенные на праздник бабушки, мамы.

Гражданскую направленность должна носить и трудовая деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека-труженика, основным качеством которого является трудолюбие. Осознание труда как условия развития человека и общества лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества. Каждый год ребята нашей школы оказывают безвозмездную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, вдовам, наводя порядок в доме, очищая снег с крыш и во дворе, заготавливая дрова на зиму и скидывая уголь, помогая в посадке и уборке выращенного урожая, поздравляя с праздниками открытками и художественными номерами.

Влияние на воспитание в школьнике Гражданина оказывает и социальная среда, в которой он постоянно находится. Окружение школы (предприятия, памятники истории и культуры, театры) должно “работать” на воспитание в ребятах гражданственности. Но всё-таки главной воспитательной силой остаётся школа. В ней осуществляется целенаправленный педагогический процесс, главное лицо которого - учитель. Он определяет цели и задачи воспитания школьника, направленные на нравственное и гражданское становление подрастающего поколения, предполагающие умение ориентироваться в информационном пространстве, адекватно оценивать себя в окружающем мире, делать объективные суждения и умозаключения, двигаться от созерцания к практическим поступкам. Началом такому развитию является умение не только смотреть, но и видеть; не только слушать, но и слышать; вступать в диалог и анализировать. Основой такого развития является внимание и любовь к близким, друзьям, своему дому и Родине.

Сегодня в нашей школе создаются все условия для вовлечения в воспитательно-образовательный процесс детей с ограниченными возможностями. Для нас важно, чтобы и ребята данной категории активно участвовали в жизни школы. Общение детей с ветеранами войны и труда, с участниками локальных войн и “горячих” точек в режиме он-лайн позволит сблизить поколения. Особую роль здесь играют не только интерактивные встречи, но и сотрудничество с библиотеками и музеями. Это значит, что современная библиотека и школа являются культурно-информационными, воспитательными и досуговыми центрами, где каждый ребенок может не только получить полную информацию по интересующей теме, но и может быть активно вовлечен в процесс патриотического воспитания на основе традиций нашего общества, знаний истории и лучших образцов культурного наследия человечества.