Программа воспитания школьников "Я – гражданин России"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.

Пояснительная записка

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – человек, любящий свою Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Главное в программе “Я – гражданин России” – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа используется в школе со 2-го по 11-й класс. Она включает в себя 3 направления, связанных между собой логикой формирования гражданина России, также основными направлениями реализации программы являются:

  • Учебная деятельность через предметы;
  • Система тематических, творческих классных часов;
  • Проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
  • Проведение конкурсов;
  • Создание и проведение познавательных игр, викторин;
  • Выставки творческих работ;
  • Организация работы школьного самоуправления;
  • Система работы мероприятий школьной библиотеки.

Цель программы “Я – Гражданин России” состоит в реализации такого взаимодействия, между участниками воспитательного процесса которое обеспечило бы воспитание достойного гражданина России.

  1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре и праве и т.д.
  2. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории ответственности за будущее страны.
  3. Воспитывать у учащихся любовь к своему родному посёлку и краю как к малой Родине.
  4. Воспитывать учащихся гражданами своей Родины, России.
  5. Формировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну.
  6. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
  7. Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.

Задачи программы:

  1. воспитание гражданина любящего свой Отечество, свой край, дом в котором живёт и учится;
  2. воспитание у ребёнка общечеловеческой культуры поведения;
  3. воспитание у ребёнка нравственных категорий;
  4. овладение учащимися суммы знаний, умений, навыков помогающих раскрытию его личностного потенциала.

При этом в результате совместного, достойного воспитания ребёнка семьей и школой, личность ученика должна иметь определённые качества.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

  • доброжелательность;
  • порядочность;
  • самодисциплинированный;
  • уверенный;
  • терпимый (толерантный);
  • самостоятельный;
  • ответственный;
  • целеустремленный (особенно к знаниям);
  • внимательный к сверстникам;
  • аккуратный;
  • уважительный;
  • любящий;
  • интеллектуальный;
  • здоровый;
  • общительный;
  • любознательный;
  • сопереживающий;
  • воспитанный;
  • трудолюбивый;
  • открытый;
  • активный;
  • коммуникабельный;
  • социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

І. “Я и Я”. Формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

  • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
  • воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
  • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время проведения

1

Игры на развитие произвольности психических процессов.

Игра, упражнения

2-4

Учителя нач. классов, психолог.

В течениие года.

2

“Мой режим дня”

Беседа

2-4

Учителя нач. классов

Сентябрь.

3

“Кто я? Какой я?”,

“ Моё хобби”.

Беседы

5-7

Кл.руководители.

2-3 четверть.

4

“Познай себя”.

Тест

7-8

Кл.руководители, психолог.

4 четверть.

5

“Письмо самому себе”

Конкурс на лучшее письмо

7-8

Творч. Группа класса

4 четверть.

6

“Мой сосед по парте”

Час откровенного разговора

6-7

Старосты классов

3 четверть

7

“Наш портфель”

Игра-экспромт

5

Кл. руководители

3 четверть

8

“Я и мы”

Конференция

9-10

Кл. руководители

3 четверть

9

“Правила счастливого человека”

Психологический практикум

10-11

Психолог

Апрель

10

“Кем быть?”

Тест

9-11

Психолог

1 раз в четверть

11

“Что такое личность?”, “Человек среди людей”.

Беседы

9-11

Кл.руководители

Ноябрь

12

“Быть человеком”

Дискуссия

10

Кл. руководители

Февраль

13

“Урок милосердия и доброты”

Беседы

8-9

Кл. руководители

Март

14

“Добро и зло”, “Чью старость ты утешил”

Диспуты

7-8

Кл.руководители

Апрель

15

“Гайдарики” (помощь пожилым людям)

Акция милосердия

7-11

Вожатые, учителя истории

В течении года

16

“Нам жизнь дана на добрые дела”

КТД

6-9

Вожатая, школьный совет.

Январь

17

“Гигиена подростка”

Беседы

7-9

Кл.руководители, медсестра.

Октябрь

18

“Берегите здоровье”, “В здоровом теле– здоровый дух”

Беседа, лекция

8-9

Медсестра

Декабрь

19

“Курить или не курить– вот в чём вопрос”

Внеклассные мероприятия, театральные представления.

9-11

Педагог-организатор, зам.дир. по ВР

Апрель

20

“Чёрные буквы” (о наркомании”

Тренинг

9-11

Психолог, педагог-организатор.

Декабрь

21

“Внимание! Наркомания”

Беседа

10-11

Врач

Ноябрь

22

“Наши профессиональные намерения”

Анкетирование

9-11

Психолог.

Май.

23

“Дороги, которые мы выбираем”

Беседы по проф. ориентации

9-11

Кл.руководители

Май

24

Ученик года

Конкурс

10-11

Администрация школы

Апрель

25

Курить и пить – здоровью.

Выставка рисунков

2-11

Кл.руководители, учитель ИЗО

Сентябрь

26

День здоровья

Общешкольное мероприятие

2-11

Учителя физкультуры

7 число месяца.

ІІ. “ Я и СЕМЬЯ”. Формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

  • формировать уважение к членам семьи;
  • воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
  • формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

  • сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
  • сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
  • сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Названия мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время проведения

1

“Друзья Майдодыра”

Праздник

2

Кл.руководители

Январь

2

“Что значит быть хорошим сыном и дочерью”

Беседа

3-4

Кл. руководители

Февраль

3

“Я и моя семья”, “Золотые бабушкины руки”

Конкурсы стихотворений и рисунков

2-4

Кл. руководители

Март

4

“Мама, папа я – спортивная семья”

Праздники

5

Кл. руководители, учителя физкультуры

Апрель

5

“От всей души”

Концерт для родителей

1-4

Кл. руководители

Март

6

“Славим руки матери”, “Семейные традиции”.

Праздники

5

Кл. руководители

Март

7

“Я и мои родственники”, “Об отце говорю с уважением”.

Конкурсы исочинений

7

Кл. руководители

Март

8

“Фотографии из семейного альбома”

Беседа

6

Кл. руководители

Апрель

9

“Дети + родители+ учитель”

Совместные вечера

5-8

Кл. руководители

В течении года

10

“Мои родные – защитники Родины

Фотовыставка

5-8

Кл. руководители

Февраль

11

“Мамы и дочки”

Конкурс

5-6

Кл. руководители

Март

12

“Только раз в году” (совместное празднование дней рождения)

Праздники

2-4

Кл. руководители

В течении года

13

“С любовью к бабушке”

Беседа

3-6

Кл. руководители

Март

14

“Отцы и дети”, “Каково на дому, таково и самому”

Родительское собрание

8

Кл. руководители

Февраль

15

“Педагогика для родителей”

Педагогический родительский лекторий

2-11

Кл. руководители

Раз в четверть

16

“Как уберечь детей от наркотиков”

Советы для родителей

8-10

 

Декабрь

17

“Школьный день вместе”

День открытых дверей

2-11

 

Февраль

18

“Моя будущая семья”

Литературная беседа

9-11

Кл. руководители

Апрель

19

“Дружба, любовь, семья”

Вечер вопросов и ответов

9-11

Кл. руководители

Апрель

III. “Я и Школа”. Формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время пролведения

1

Праздник первого звонка

Торжественная линейка

2-11

Зам. дир. по ВР

Сентябрь

2

“Мой школьный дом”

Экскурсия по школе

2

Кл. руководители

Сентябрь

3

Правила поведения в школе”

Беседа

2

Кл. руководители

Сентябрь

4

“Моя школа”

Конкурс сочинений и рисунков

2-4

Кл. руководители

Сентябрь

5

“Самое сильной звено”

Игра

5-6

Кл. руководители

2-3 четверть

6

“Наша школа в будущем”

Конкурс сочинений

5-7

Кл. руководители

Январь

7

“Мы шефы”

Подвижные игры

2-4

Учителя физкультуры

В течении 2-3 четверти

8

Школьная символика “Придумай герб, гимн, флаг школы”

Конкурс

6-11

Зам. дир. по ВР

Октябрь

9

“Уютный класс”

Смотр классных комнат

2-11

Администрация

Ноябрь

10

“Дом, в котором мы живем”

Беседа

7-8

Кл. руководители

Апрель

11

“Мой сосед по парте”

Час откровенного разговора

5-7

Кл. руководители

Апрель

12

“О, счастливчик”

Интеллектуальная игра

6

Зам. дир. по ВР

Январь

13

Язык мой – друг мой

Викторина

7

Учителя русского языка

Январь

14

Укрась территорию школы

Трудовой десант

5-11

Кл. руководители

Апрель, Май

15

Неделя пятерок

Акция

5-11

Школьный совет

Январь

16

Листая школьные страницы

Концерт для учителей

2-11

Педагог-организатор

Октябрь

17

В начале жизни школу помню я

Галл-концерт

9-11

Вожатая

Май

18

Вечер встречи с выпускниками

концерт

2-11

Зам. дир. по ВР

Февраль

19

Праздник последнего звонка

Торжественная линейка

1-11

Зам. дир. по ВР

Май

20

Выпускной бал

Школьный вечер

11

Кл. руководители,

Июнь

Темы классных часов и мероприятий для учащихся 1– 11-х классов

1-й класс

    1. “История моего имени и фамилии”.
    2. “Герб, флаг, гимн России”.
    3. “Вот она, какая моя Родина большая”.
    4. “Я – Россиянин”.

2-й класс

    1. “История моей улицы”.
    2. “Мои семейные реликвии”.
    3. “Славные сыны нашего Отечества”.

3-й класс

    1. “История моего посёлка”.
    2. “Моя родословная”.
    3. “Обычаи и традиции”.
    4. “Правила поведения учащихся”.

4-й класс

    1. “Обычаи и традиции народов России”.
    2. “Дисциплина и ответственность”.
    3. “Красота русской природы”.

5-й класс

    1. “Что значит любить Родину?”.
    2. “Духовное наследие России”.
    3. “Наши права и обязанности”.

6-й класс

    1. “Защищать Родину – это почётный долг”.
    2. “Отец, Отчизна, Отечество”.
    3. “Литературное наследие России”.
    4. “Праздники русского народа”.

7-й класс

    1. “Что значит быть ответственным?”
    2. “Праздники народов России”.
    3. “Искусство России”.

8-й класс

    1. “Отстаивай свои права, не забывай о правах других”.
    2. “Гражданин ли я России?”
    3. “Что мы знаем о народах, населяющих Россию?”
    4. “Русские за границей”.

9-й класс

    1. “Обязанность, долг, присяга”.
    2. “Я патриот своей Родины?
    3. “Дети на защите Отечества”.
    4. “Семейные праздники и традиции”.

10-й класс

    1. “Можно ли меня назвать гражданином России?”
    2. “Достижение русских учёных и изобретателей”.
    3. “Мои замечательные земляки”.
    4. “Памятные места моего посёлка”.

11-й класс

    1. “Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?”
    2. “За что я люблю Россию?”

3. “Народ и я – единая семья”.

4. “Чем я могу помочь тем, кто в помощи нуждается?”

Примерный план месячника по патриотическому воспитанию “Я и Отечество”

Содержание

Класс

Сроки

1

Классные часы (тематические), посвящённые истории России:

“Поклонимся великим тем годам”,

“Жизнь замечательных людей”.

5-11

 

2

Военно-патриотическая экспедиция, посвящённая Дню защитника Отечества (газетная галерея)

5-11

 

3

Конкурс “Армейский калейдоскоп”

8-10

 

4

Экскурсии по достопримечательным местам области

5-11

В течение года

5

Конкурсы:

– рисунков, посвящённых Знаменательным датам;

– военно – патриотической песни.

1-11

 

6

Праздники:

– “А ну-ка, мальчики”;

– “А ну-ка, парни” (ко Дню защитника Отечества);

– День Победы.

1-11

 

Список использованной литературы:

  1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль, 1998.

  2. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: содержание и методика деятельности. М., 1993.

  3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя– воспитателя. М.1997.

  4. Шишарина Н.В. Методика воспитательной работы. Иркутск. 2005.

  5. Щуркова Н.Е “Классное руководство: теория, методика, технология.

  6. Классный руководитель.М.2009, №1.