Школьное краеведение

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение


I. Введение  

Восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни одна нация, невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю.

Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества. Зародившись еще во времена М.В.Ломоносова краеведение доказало свою жизненность и необходимость нашему обществу познания  родного края. В советское время М.И.Калинин говорил, что патриотизм начинается с углубленного познания родного края.

Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в педагогическом процессе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, М.В.Ломоносова, К.Д.Ушинского, В.П.Вехтерева и др.

Краеведение имеет большое значение в образовательно – воспитательном процессе.

II. Виды краеведения:

1. Научное краеведение. Оно осуществляет поиск и анализ новых сведений о своем крае.

2. Культурно-просветительное краеведение. Этот вид краеведения знакомит население с историей, природой и культурой края через экспозиции краеведческих музеев, публикации в прессе, издание научно – популярной литературы.

3. Прикладное краеведение. Прикладное краеведение решает практические вопросы местного значения: составление карт, разработка туристических маршрутов, выявление природных объектов, подлежащих охране, оценка местных запасов растительного лекарственного сырья, учет и оценка животных и птиц  и т. д.

4. Учебно-воспитательное краеведение. Оно является школьным. Изучение родного края с использованием специальных пособий, краеведческих экскурсий, фенологических наблюдений – те вопросы, которые с разным успехом, в зависимости от подготовки и заинтересованности учителей, педагогов, решаются школьным краеведением.

Школьное краеведение – одно из прогрессивных начинаний дореволюционной русской педагогики. Начало ему положено К.Д.Ушинским, который разработал первоосновы краеведения и дал научно – психологическое обоснование целесообразности использования окружающего материала в обучении, начиная с первых классов.

К.Д.Ушинский ввел в педагогику термин «окрестнография», определил его значение в обучении родному языку и нравственном воспитании (идея народности школы), определил педагогическое значение познания местного края (Т.В.Данилова, 2005).

Изучение родного края А.Е.Ставровским (1951) связывается с самой разнообразной общественно – полезной деятельностью. В его работе раскрыта взаимосвязь между учебными предметами и внеклассной работой. Определены основы школьного краеведения, разработаны содержания, принципы школьного краеведения, требования к отбору учебных целей.

Дает определение школьному краеведению: «…это изучение родного края на учебных занятиях по основам наук, углубляющееся к самостоятельной классной работе учащихся под руководством учителей»

В своих работах П.В.Иванов (1990) обосновывает, что школьное краеведение обладает конкретно – познавательной, понятийно – осмыслительной, идейно – воспитательной и практической педагогическими сторонами.

Учеными доказано, что краеведение выступает универсальным педагогическим средством, помогающим учителям формировать и развивать познавательный интерес учащихся, их мотивационную сферу, активизировать их учебную деятельность, воспитывать разносторонне развитого человека, патриота своей родины.

III. Организация эколого-туристско-краеведческой работы в сельской школе

В современных условиях резко повышается социальная ценность выпускника сельской школы, обладающего знаниями, понимающего особенности экономического и социального развития страны, своего региона, умеющего быстро принимать адекватные решения, определять свое место и поведение в сложной системе многообразных социальных отношений, одним из предметов естественнонаучного образования является география.

Национально-региональный компонент преподавания географии дает возможность широко использовать местный краеведческий материал.

Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Краеведение способствует духовному обогащению ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия.

Краеведческая работа стала неотъемлемой частью моей педагогической деятельности. Как учитель-экспериментатор, осуществляя принцип гуманизации образования, руководствуюсь следующим положениям, как личностный подход в обучении и воспитании учащихся. Важное место в образовании занимает дифференциация и индивидуализация обучения, активные методы, стимулирующие познавательный интерес учащихся и овладение навыками исследовательской работы. Каждый ребенок, находясь в школе, не только готовится к будущей взрослой жизни, но и живет реальной жизнью. Каждый должен найти себе полезное дело по душе, ощущая чувство успеха, уверенности, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость будущего гражданина.

В краеведческой работе особое место занимает исследовательская работа учащихся и учителя. Она способствует развитию личности учащегося, формирует современное научно-творческое мышление. Овладеть культурой географического мышления и поведения можно лишь на базе усвоения основ географической науки, излагаемой в логической последовательности и преемственности взглядов, теорий и понятий.

География открывает перед учащимися тесно взаимодействующий мир природы и общества, жизненное пространство с его проблемами, осмысление себя, как неотъемлемой части окружающего мира.

Детское творчество гораздо полнее и ярче проявляется в работе вне класса, в научных кружках или в сфере досуга, где оно может сохранять свободные игровые формы.

Экологическое образование неотделимо от экологического воспитания. Конечная цель экологического образования достигается не только овладеванием совокупности экологических знаний и умений, но и формированием способностей детей к осознанной деятельности.

В Кептинской средней общеобразовательной школе с 1994 г. веду работу экологического клуба «Алаас о5ото». Под моим руководством были написаны более 30 докладов, проектов учащихся на самые разные темы. Среди них более 10 призеров республиканских, региональных научно – практических конференций. Исследовательская деятельность школьников, в основном, направлена на изучение природных условий территории наслега, улуса, водных экосистем, влияния антропогенного воздействия, экологии животных и птиц, на охрану природной среды. Все исследования имеют практическую направленность и опираются на научный и местный краеведческий материал.

С 1997 г. преподаю авторские факультативные (элективные) курсы по экологии и охране природы  в 5,6,7,8 классов в целях реализации экологизации учебного процесса:

  • Тэрээбут туэлбэм (Родной наслег). Программа. Факультатив. 5кл. 33ч. 1997 г.
  • Основы экологии. Программа. Факультатив. 6кл. 33ч. 1997 г.
  • Мир растений. Программа. Факультатив. 7кл. 33ч. 1998 г.
  • Мир животных. Программа. Факультатив. 8кл. 33ч. 1999 г.

Организовали условия для практического внедрения в реальную жизнь теоретического курса экологического образования путем создания экологических троп по двум направлениям: «Экологическая тропа – алас Кептин», «Эколого-радиационная тропа» в связи с выбросами отделяющихся частей твердотопливной ракеты «Старт-1» на территорию наслега.

Выпущен сборник школьников «Кептин кэскилэ», опубликованы мои статьи в газете «Улэ кууьэ» /Сила труда/ Горного улуса, в связи с выбросами 11-х ступеней ракеты-носителя «Старт-1»:

  • «Эссэ тэ5ул ракета тобо5ун туьунан» (Об отходе РН «Старт-1»). №64, 2002 г.
  • «Гептил туьунан тугу билэ5ит?» (Что знаете о гептиле). №100, 2002 г.
  • «Киртитиллибит сирдэрбит» (Загрязненные территории). №2, 2003 г.
  • «Диоксин туьунан» (О диоксине). №12, 2003 г.

Такая работа способствовала формированию бережного отношения к родной природе, у детей появились новое экологическое мышление.

Формами работы по распространению опыта работы являются:

  • открытый урок;
  • мастер-класс;
  • творческий семинар;
  • авторский семинар;
  • научно-практическая конференция;
  • публикация.

С 1998 по 2002 года школа стала опытно-экспериментальной площадкой улусного статуса по теме: «Формирование и развитие у школьников экологической культуры на основе использования народных природоохранительных традиций и радиационно-экологического педагогического исследования».

Основными направлениями программы ОЭР были: экологическая публицистика, экологическое краеведение, инженерная экология.

Экологическое краеведение:

  • наблюдение и исследовательская работа школьников по охране природы, мониторинг водных экосистем малых рек (Синяя, Мэкэлэ), озер (Тысагаччы, Кэптин);
  • описание флоры и фауны;
  • топонимика;
  • таблица-схема наблюдений исследовательской работы;

Инженерная экология:

  • исследование теплового режима жилых и производственных помещений, поиск методов снижения расходов дров для лесных ресурсов, разработка плана постройки экологического дома, анализ связи теплового режима дома и школы со здоровьем людей;
  • исследование радиоактивности территории наслега;
  • разработка методов подготовки проб растительности, грибов, ягод, древесных пород, мяса и рыбы в зимних условиях;
  • отбор проб различных видов мхов, лишайников, лекарственных растений, грибов, ягод, овощей (летом и осенью).

Эксперимент развивал интеллектуальные возможности учащихся, способствовал формированию нравственной экологической культуры. У детей повысился интерес к естественным циклам. Дети научились владеть навыками исследовательской работы. У учителей, работающих в эксперименте, заметно повысился научно – методический уровень.

В школе функционирует краеведческий музей, ведется плановая работа по краеведению. Собран богатый материал по родословной нашего наслега, экспонируются предметы быта, материальной культуры жителей наслега. Проводится целенаправленная работа по изучению истории родного наслега. По материалам переписи 100-летней давности составлена подробная карта дворовых хозяйств и жителей, проживающих в урочищах рек Сыа Салбыт, Улэгир, Мэкэлэ, Нуоралдьыма, Бас, Сиэгэннээх, Сиинэ, в аласах Кэптин, Тонуулаах, Куьуччэ, Тойон Уйата, Сата5ай, Алын Дьампа и др.

В 2006 г. наш Малтанинский наслег отмечал 100-летний юбилей, где в школьном музее экспонировались все собранные материалы по истории родного наслега. В музее древних, ископаемых исполинов ледникового периода – мамонтов, носорогов и пр.

Большое значение в краеведении имеет топонимика. Привлечение топонимического материала на уроке – это не только средство, облегчающее запоминание учебного материала, но и метод учебной деятельности, делающий учебный материал занимательным, легко усваиваемым. Изучение топонимов имеет большое воспитательное значение, служит средством познания родного края. Формы работы на уроках могут быть самыми разнообразными. Изучение топонимов можно применить на определенном этапе урока, как при изучении новой темы, так и при закреплении и повторении пройденного материала. Также можно провести семинары по итогам полевых работ, уроки – экскурсии, музейные уроки, практические и самостоятельные работы со словарями и другими источниками.

Моя статья «Применение местных топонимов на уроках географии и экологии» представлена на всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2008/2009 учебного года и опубликована на сайте Фестиваля, в компакт-дисках и в сборнике тезисов.

Ежегодно нами разрабатываются маршруты экологических походов и экспедиций, которые также входят в системы краеведческой работы, причем как ее самые активные формы.

Туристические слеты и походы занимают особое место внеурочной деятельности по преподаваемым предметам. В нашей школе давно стали традицией осенние и весенние походы. Это волнующий, радостный момент в жизни каждого ученика. К нему долго готовятся, его ждут. Во время походов прививаются туристические умения, навыки, правила поведения на природе.

  • Изучают топонимику местности, урочищ.
  • Знакомятся с ее флорой и фауной.
  • Ведется поиск и распознавание лекарственных растений данной местности.
  • Собирают гербарий, природный материал для уроков географии и экологии, труда и рисования.
  • Ведут дневник похода, который оформляется своими стихами, рисунками и рассказами об увиденном, а также составляют топографическую карту маршрута.
  • Обязательны подвижные игры, спортивные соревнования, соревнования по ориентированию местности.

А на общешкольном турслете наши учащиеся участвуют и как зрители, готовятся к соревнованиям в следующем году.

Одним из наиболее оптимальных путей реализации идеи формирования экологической культуры у школьников в нашей школе является работа эколого- волонтерских лагерей.

Основной целью лагеря является повышение уровня экологического образования, обучение навыкам научно – исследовательской работы, развитие краеведческого кругозора, организация отдыха, занятости, выполнение общественно – полезной работы и оздоровления детей.

В обучающую программу лагеря входят ежедневные занятия, экскурсии, общественно полезная волонтерская работа. Во время летнего лагеря (2007, 2008 гг.) организовано четыре пеших эколого-туристских похода. Общая протяженность маршрута – 150 км.

На протяжении всего маршрута участники лагеря узнают о птицах, рыбах, растениях, бабочках, диких животных, встречающихся на пути. Ребята с удовольствием отдыхают, купаются, ведут полевые записи, наблюдения. Вечерами у костра проводится рефлексия, выпускается полевая «Молния», группам даются новые задания.

В конце сезона ребята набираются сил, энергии, умений и навыков полевой работы. Они уже умеют практически работать в полевых условиях, а затем проводить заключения по сделанной работе.

Дети, посетившие лагерь, получают научные знания об окружающей среде, навыки работы, бесценный жизненный опыт общения между собой и  живой природой. Мониторинг, проведенный во время полевой работы – неплохой материал для дальнейшего изучения и сравнения состояния экосистем родного наслега в дальнейшем.

Сельские ребята с малых лет знают, что такое труд. Трудовые навыки получают, помогая своим родителям и работая волонтерами в школе.

Работа начинается с уборки территории школы весной и осенью. Два раза в год выходим на очистку улиц родного села, прибрежной полосы озер Кэптин, Сымалаах, территории экотропы. Летом ухаживают за цветами около школы, зимой – за зимними цветами.

Летом 2008 года волонтеры  спускали воды сенокосного угодья урочище Тысагаччы. Выравнивали дороги длиной 12 км.

Волонтерская работа помогает ребятам стать добрыми, трудолюбивыми, сплоченными, сделать доброе дело своими руками.

В течение 15 лет веду работу экологического клуба «Алаас о5ото», являюсь руководителем и организатором НОТ учащихся, эколого-туристско-краеведческой деятельностью школьников.

Сегодня, в период социальных преобразований в стране и в республике, дело воспитания молодого поколения приобретает особое решающее значение для развития общества. При этом школа остается важным звеном в системе воспитания. Усложнение социальной ситуации воспитания требует совершенствования педагогических, психологических и методических основ организационной работы школы.

IV. Краеведческие особенности и возможности Малтанинского наслега Горного улуса

Цели и задачи проекта:

  1. Развитие у подрастающего поколения чувства причастности к экологическим проблемам своей местности.
  2. Поддержать творческую активность учащихся, проявляющих интерес к изучению родного края.
  3. Воспитание экологической культуры учащихся через изучение экологического состояния окружающей среды своей местности.
  4. Развитие проектной, научно-исследовательской деятельности учащихся.
  5. Содействие интеллектуальному развитию учащихся.
  6. Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 22.04.2009 г. «О проведении Года ветеранов ВОВ 1941-1945 годов в Республике Саха (Я), а также усилении внимания общественности и подрастающего поколения к значению Победы в Великой Отечественной войне и увековечении памяти участников ВОВ и тыла.

1. Общая характеристика Малтанинского наслега: географическое положение, геология и рельеф, полезные ископаемые и их значение, климат, внутренние воды, почвы, растительность и животный мир; сельское хозяйство, транспорт, население и участки.

Экскурсионные объекты: природные объекты (озера Кэптин, Тыьа5аччы, Тэбуруэн, р. Синяя, урочище Кугдьа (Тимир хайа), Булгунньах, Урун хайа и памятные места наслега.

Известные люди наслега: ветераны и погибшие воины ВОВ, заслуженные работники народного хозяйства, ученые, народные мастера и целители, родословные жителей наслега за 100 лет.

2. Практическое занятие.

1) Составление списка объектов родного края, подлежащих изучению младшими школьниками по разделам:

  • объекты природы
  • объекты промышленности и сельского хозяйства
  • объекты истории и культуры.

2) Построение диаграмм и графиков развития сельского хозяйства за последние 10, 20, 30 лет на основании изучения статистических данных.

3. Методика изучения природных объектов.

Организация краеведческого изучения родного края.

Определение темы исследования, выбор района исследования, задачи исследования, выбор методов исследования. Схемы изучения природных и хозяйственных объектов. Ведение личного и группового дневников, стенгазет, фотографирование и зарисовка.

Оформление результатов проделанной работы: электронные презентационные материалы, карты, схемы, графики, таблицы, диаграммы, гербарии и т.д. Системный и комплексный подход при организации краеведческой исследовании.

4. Практическое занятие.

1) Проведение краеведческих исследований местности по следующему плану:

  • изучение литературных, картографических, статистических и др. источников краеведческих знаний, составление библиографии;
  • изучение рельефа;
  • организация и проведение гидрологических и метеорологических наблюдений;
  • организация и проведение фенологических наблюдений.

2) Разработка маршрутов туристических и экологических троп.

5. Конечная цель:

1) Для изучения младших и средних школьников создать дидактические учебные и развлекательные материалы с использованием ИКТ.

2) Создать учебные презентационные электронные материалы по темам:

  • Участники ВОВ;
  • Труженики тыла;
  • Заслуженные работники народного хозяйства;
  • Наши ученые;
  • Народные мастера;
  • Народные целители;

3) Создать библиографический справочник о родном наслеге.

Список опубликованных работ Варламова П.П.:

  1. Эссэ тэ5ул ракета тобо5ун туьунан. «Улэ кууьэ», (Сила труда). №64, 2002 с.
  2. Гептил туьунан тугу билэ5ит? «Улэ кууьэ», (Сила труда). №100, 2002 с.
  3. Киртитиллибит сирдэрбит. «Улэ кууьэ», (Сила труда). №2, 2003 с.
  4. Диоксин туьунан. «Улэ кууьэ», (Сила труда), газета. №12, 2003 с.
  5. Малтанинский наслег Горного улуса Республики Саха (Якутия). «География», М. 2004. № 48. – с. 8–10.
  6. Исследовательская работа-активизация творческой личности учащихся. В брошюре: Научно-педагогическое исследование по формированию экологической культуры у школьников в процессе опытно-экспериментальной работы Кептинской СОШ. НИМЦ, УО Горного улуса. Бердигестях, 2005. – с. 36–39.
  7. Некоторые данные о лесах верхнего течения р. Синяя (на примере Малтанинского наслега). В сборнике материалов 2-го Республиканского форума географов РС (Я). Якутск, 2005. – с.43–47.
  8. Научно-исследовательская деятельность учащихся Кептинской СОШ Горного улуса. Бердигестях, 2006. – 28 с. (брошюра).
  9. География Малтанинского наслега. Якутск, 2006. – 61 с. (учебное пособие).
  10. Тэрээбут туэлбэм. Программа. Факультатив. 5кл. 33ч. 1997 г. Экология тэруттэрэ. Программа. Факультатив. 6кл. 33ч. 1997 г. Уунээйи эйгэтэ. Программа. Факультатив. 7кл. 33ч. 1998 г. Хамсыыр-харамай эйгэтэ. Факультатив. 8кл. 33ч. 1999 г. В брошюре: Организация внутришкольной профилизации в условиях   малокомплектной сельской школы. (Итоги РЭП «Внутришкольная профилизация». МОУ ДПОП НИМЦ. Кептин, 2006. – с. 49–54.
  11. Школьный экологический клуб. Внеклассная работа. Опыт. «География», М. 2007. №10. – с. 29.
  12. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в малокомплектной школе. В сборнике: Инновационные процессы как способ развития сельской школы. Из опыта работы МОУ «Кептинская СОШ». НИМЦ. УО Горного улуса. Бердигестях, 2008. – с. 29–35.
  13. Снегомерная съемка и их обработка. Лимнологическое исследование озера. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2007/2008 учебный год: Книга 1. – М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2008. – 640 с.
  14. О гибели перелетных птиц при резком понижении температуры. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2007/2008 учебный год: Книга 2. – М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2008. – 640 с.
  15. Применение местных топонимов на уроках географии и экологии. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2008/2009 учебный год.
  16. Необычное атмосферное явление над с.Кептин Горного улуса РС(Я). Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2008/2009 учебный год.
  17. Маалтааны нэьилиэгин историятын сорох кэрчиктэрэ (коротко из истории Малтанинского наслега). Бердигестях, 2009. – 80 с. Соавтор, (книга).

V. Литература

  1. Данилова Т.В. Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов к школьному краеведению: Научно-методическое пособие. Брянск: Изд-во БГУ, 2005, – 106 с.
  2. Ставровский А.Е. Внеклассная краеведческая работа. – М.: АПН РСФСР, 1951. – 15 с.
  3. Иванов П.В. Современное школьное краеведение. // Советская педагогика. 1990, №10. С.9–24.
  4. Варламов П.П. Исследовательская работа-активизация творческой личности учащихся. В брошюре: Научно-педагогическое исследование по формированию экологической культуры у школьников в процессе опытно-экспериментальной работы Кептинской СШ. Бердигестях, 2005. – 56 с.
  5. Варламов П.П. Научно-исследовательская деятельность учащихся Кептинской СОШ Горного улуса (опыт работы). Бердигестях, 2006. – 28 с.