Увлекательная экскурсия по стране "Статистика"

Разделы: Математика


Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Никогда не давались легко
Достижения людям.

Предмет: математика + информатика.

Класс: 9

Тип урока: закрепление знаний.

Цели урока:

  • Образовательные: повторение, обобщение, систематизация материала темы “Статистика”; повторение, обобщение, систематизация математических и статистических функций, построение диаграмм, гистограмм, абсолютной и относительной адресации; контроль усвоения знаний по теме “Статистика”, построение диаграмм.
  • Развивающие: развитие математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти. Расширить представление учащихся о возможностях, предоставляемых ЭВМ человеку при решении статистических задач.
  • Воспитательные: воспитание интереса по математике и информатике и их приложениям, активности, умения общаться, общей культуры.

Задачи урока: развитие познавательной активности учащихся.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют,/приобретут,/закрепят/др. ученики в ходе урока: в ходе урока учащиеся приобретают навык обработки информации с помощью компьютера. Учащиеся должны уметь считать размах, медиану, моду; строить гистограммы, круговые диаграммы.

Необходимое оборудование и материалы:

1. Компьютеры с операционной системой Windows.

2. Приложение MS-Excel.

3. Мультимедийный проектор.

4. Раздаточный материал.

5. Интерактивная презентация материала.

6. Рабочие тетради.

Мотивация учащихся: дать возможность детям в форме игры повторить и закрепить тему “Статистика”, и ее использование в MS-Excel.

Ход урока

1. Организационный момент, постановка целей.

2. Объяснение правил путешествия.

На компьютер ученика копируется презентация с папкой “Увлекательная экскурсия по стране “Статистика”, в которой находятся все задания.

Класс разбивается на 2 команды. Каждая команда-это экипаж машины, которому предстоит совершить экскурсию по местности с заездом в населенные пункты. Команды отправляются в путь в разных направлениях. Победит тот экипаж, который наберет больше очков при выполнении заданий в каждом населенном пункте. Каждый этап оценивается от 0 до 5 баллов (в зависимости от полноты ответа). Результаты фиксируются в сводной таблице на доске. На каждый этап в презентации есть отдельный слайд с заданием (все задания сделаны в MS-Excel, переход по этапам урока осуществляется по нижней панели с картинками на слайде). След выполненного задания остается на слайде.

1. Торговый центр.

Продавец записывал вес каждого проданного арбуза. У него получились такие данные:

8 5 6 7 10 10 11 9 8 6
6 7 8 9 10 8 12 11 11 7
5 8 11 11 8 9 7 8 10 9
8 12 7 8 10 7 6 9 11 8

Ребята, сейчас вы, используя MS-Excel, должны составить таблицу распределения частот выборки для результата продажи арбузов.

Варианта 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего 8
Кратность варианты 2 4 6 10 5 5 6 2 Сумма= 40
Частота варианты 0,05 0,1 0,15 0,25 0,125 0,125 0,15 0,05 Сумма= 1
Частота (%) варианты 5 10 15 25 12,5 12,5 15 5 Сумма= 100

2. Деревенский хуторок.

В фермерском хозяйстве площади, отведенные под посевы зерновых, распределены следующим образом:

  • пшеница-63%,
  • овес-16%,
  • просо-12%,
  • гречиха-9%.

Постойте круговую диаграмму в MS-Excel, иллюстрирующую распределение площадей, отведенных под зерновые.

3. Книжная лавка.

Измерьте длины слов (количество букв) в приведенном ниже стихотворении:

Он есть у дерева, цветка 2 4 1 6 6    
Он есть у уравнений, 2 4 1 9      
И знак особый - радикал- 1 4 6 7      
С ним связан, вне сомнений. 1 3 6 3 8    
Заданий многих он итог, 7 6 2 4      
И с этим мы не спорим.   1 1 4 2 2 6
Надеемся, что каждый смог 8 3 6 4        
Ответить – это корень.   8 3 6      

Заполните таблицу:

Длина слова 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Всего 9
Кратность 6 5 4 6 - 8 2 3 1 Сумма= 35

Выберите три интервала, которые будем рассматривать? (1-3; 4-6; 7-9)

Заполните таблицу для построения гистограммы в MS-Excel.

Длина слова 1-3 4-6 7-9 Всего 3
Кратность 15 14 6 Сумма= 35
Частота варианты 0,43 0,4 0,17 Сумма= 1
Частота (%) варианты 43 40 17 Сумма= 100

Постройте гистограммы для распределения кратностей и частот (%).

4. Цветочная база.

Определяя степень засоренности цветочных семян, выяснили, сколько семян сорных растений содержится в каждом из 100 произвольным образом выбранных пакетов с одинаковым числом семян. Получили такую таблицу:

Число семян сорных растений 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Число пакетов 3 16 26 17 18 10 3 5 1 3

Для полученного ряда данных (число пакетов) найдите среднее арифметическое и моду в MS-Excel:

Мо (мода)-число, наиболее часто встречающееся в данном ряду.

Мо=3.

5. Научный центр

Выполните тест, используя калькулятор при вычислении:

1. Найдите среднюю площадь океанов, если

  • Тихий океан 179, 7 млн кв км
  • Атлантический океан 93,4 млн кв км
  • Индийский океан 74,9 млн кв км
  • Северный Ледовитый океан 13 млн кв км

А) 180,5 млн кв км

Б) 90,25 млн кв км

В) 40,11 млн кв км

Г) 361 млн кв км

2. Наука располагает недостаточным количеством точных данных о скоростях движения животных, птиц, насекомых. В таблице приведены ориентировочные значения максимальных скоростей движения некоторых живых существ.

Живое существо Скорость (км/ч)
1 Акула 30
2 Бабочка-капустница 8,3
3 Борзая 58
4 Ворона 47
5 Гепард 112
6 Жираф 51,2
7 Жук майский 11
8 Жук навозник 25
9 Заяц 60
10 Ласточка 63
11 Муха 18
12 Пчела 18
13 Скворец 74
14 Слон 40
15 Черепаха 0,5
16 Шмель 25

Найти моду.

А) 112

Б) 0,5

В) 18

Г) 111,5

3. Используя данные в задании 2, найдите размах.

А) 111,5

Б) 0

В) 40,0625

Г) 641

4. Используя данные в задании 2, найдите медиану.

А) 11

Б) 42,5

В) 60

Г) 25

5. Используя данные в задании 2, найдите среднюю скорость птиц.

А) 61,33

Б) 17,55

В) 18

Г) 32,14

6. Спортивный комплекс.

На соревнованиях по фигурному катанию фигуристка получила (по шести балльной шкале) оценки судей, представленные в таблице:

Номер фигуристки Номер судьи
1 1 2 3 4 5 6 7 8 9
5,1 5,6 4,9 4,7 5,1 5,0 5,1 4,9 5,2

Найдите размах и медиану в MS-Excel.

R (размах) - разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

R=5,6-4,7=0,9

Ме (медиана) - число записанное посередине.

Ме=5,1

7. Тир.

(данная станция выполняется при спорных баллах у экипажей).

Каждый из 24 участников соревнований по стрельбе произвел по 10 выстрелов. Отмечая каждый раз, число попаданий в цель, получили следующий ряд данных:

6, 5, 5, 6, 8, 3, 7, 6, 8, 5, 4, 9, 7, 7, 9, 8, 6, 6, 5, 6, 4, 3, 6, 5.

Найдите для этого ряда размах, моду в MS-Excel.

R=9-3=6

Мо=6

3. Подведение итогов.

Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке….

- Теперь я знаю…

- Мне на уроке…

Выставление оценок.

4. Рефлексия.

У вас на столах лежат три картинки. Уходя из кабинета, оставьте на учительском столе ту картинку, которая соответствует вашему настроению после урока. Спасибо за работу. Вы сегодня молодцы.

5. Домашнее задание.

Измерьте длины слов (количество букв) в приведенном ниже стихотворении:

В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть мышка,
Это мышка непростая,
Это мышка, вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке -
Две или три кнопки.

Постройте гистограмму в MS-Excel.

Использованные источники и литература.

  1. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей: учеб. пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред.С.А. Теляковского.-3-е изд.-М. : Просвещение, 2005.-78с.
  2. Элементы статистики и вероятность: учеб. пособие для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В. Ткачева, Н. Е. Федорова.-3-е изд. -М. : Просвещение, 2006.-112с.
  3. Дихтярь М.Б., Эргле Е.В. Элементы статистики в школьном курсе математики. –Саратов: ГОУ ДПО “СарИПКиПРО”, 2007.-40с.
  4. Алгебра.9 класс. В 2ч.Ч.1.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Мордкович А.Г, П.В. Семенов.-10-е изд., перераб. -М. :Мнемозина, 2008.-224с.
  5. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.-359с.
  6. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса/Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006г.-320с
  7. http://www.math-on-line.com/ - Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике).
  8. http://comp-science.narod.ru/ - Дидактические материалы по информатике и математике.