Элективный курс для 10–11-х классов "Решение усложненных задач по химии"

Разделы: Химия


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 10–11-х классов биолого-химического профиля и рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе).

Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям письменных вступительных экзаменов по химии.

Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

Главным назначением данного курса является:

  • совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
  • сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

Задачи курса:

  • конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
  • развитие учебно-коммуникативных умений.
  • формирование навыков исследовательской деятельности.

Особенности курса:

  • использование знаний по математике, физике, биологии;
  • составление авторских задач и их решение;
  • использование местного материала для составления условий задач.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • способы решения различных типов усложненных задач;
  • основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
  • стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

  • решать усложненные задачи различных типов;
  • четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
  • видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
  • работать самостоятельно и в группе;
  • самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
  • владеть химической терминологией;
  • пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо,  чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.

Программа курса рассчитана на два года обучения:

1-й год (10-й класс) – этап решения задач по курсу органической химии. Особое внимание уделяется изучению алгоритмов решения задач на параллельные и последовательные превращения, использование газовых законов, нахождение молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов, использование знаний об окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ, и, кроме того, решению качественных задач и задач комбинированного характера.

2-й год (11-й класс) – заключительный этап. Решение наиболее сложных задач, преимущественно комбинированного характера, кроме того, предусматривается знакомство учащихся с тестовыми заданиями, используемыми при проведении Единого Государственного экзамена по химии.

ПРОГРАММА КУРСА

Учебный план


п/п
Наименование тем Всего часов
1 Введение. 8
2 Резерв. 3
3 Задачи на тему “Углеводороды”. 10
4 Задачи на тему “Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества”. 7
5 Задачи на тему “Вещества живых клеток”. 1
6 Задачи на генетическую взаимосвязь между классами веществ. 5
7 Задачи на тему “Основные законы химии”. 7
8 Резерв. 4
9 Задачи на тему “Растворы”. 6
10 Задачи на тему “Основные закономерности протекания химических реакций”. 7
11 Комбинированные задачи. 10

Учебно-тематический план


урока
Тема Кол-во часов Форма контроля
1-й год обучения (1 ч. в неделю, всего 34  ч.)
Введение
1 Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач. 1 Входное тестирование
2 Решение смешанных типовых задач на уравнениях реакций. 1 Отчет по решенным задачам
3 Задачи с использованием понятий “мольная доля”, “объемная доля”, “молярная масса смеси веществ”. 1 Отчет по решенным задачам
4,5 Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по данным массовых долей элементов. 2 Отчет по решенным задачам
6,7,8 Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ по продуктам сгорания. 3 Дифференцированное тестирование

Резерв

9

Школьная химическая олимпиада.

1

Конкурс

10,11

Избранные задачи городской химической олимпиады по химии прошлых лет.

2

Конкурс

Углеводороды

12,13

Задачи на тему “Алканы”.

2

Отчет по решенным задачам

14

Задачи на тему “Циклоалканы”.

1

Отчет по решенным задачам

15

Задачи на тему “Алкены”.

1

Отчет по решенным задачам

16

Задачи на тему “Алкадиены”.

1

Отчет по решенным задачам

17,18

Задачи на тему “Алкины”.

2

Отчет по решенным задачам

19

Задачи на тему “Бензол и его гомологи”.

1

Отчет по решенным задачам

20

Комбинированные задачи по разделу “Углеводороды”.

1

Самостоятельная работа

21

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ и задачи на них

1

Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование

Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества

22

Задачи на тему “Предельные одноатомные спирты”.

1

Отчет по решенным задачам

23

Задачи на тему “Многоатомные спирты – этиленгликоль и глицерин”.

1

Отчет по решенным задачам

24

Задачи на тему “Фенолы и ароматические спирты”.

1

Отчет по решенным задачам

25

Задачи на тему “Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны”.

1

Отчет по решенным задачам

26

Задачи на тему “Предельные одноосновные карбоновые кислоты”.

1

Отчет по решенным задачам

27

Задачи на тему “Непредельные, двухосновные и ароматические карбоновые кислоты”.

1

Отчет по решенным задачам

28

Задачи на тему “Амины и аминокислоты”.

1

Отчет по решенным задачам. Сам. работа.

Вещества живых клеток

29

Задачи на тему “Жиры. Углеводы. Белки”.

1

Отчет по решенным задачам

Генетическую взаимосвязь между классами веществ

30,31,

32

Задачи на генетическую взаимосвязь между классами органических веществ.

3

Отчет по решенным задачам

33,34

Решение задач на частичное взаимодействие смесей органических веществ с определенными реагентами.

2

Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование.

2-й год обучения (1 ч. в неделю, всего 34  ч.)

Основные законы химии

1,2

Задачи на газовые законы (закон Авогадро и его следствия, объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака и уравнение Клапейрона-Менделеева).

2

Отчет по решенным задачам

3,4

Задачи с использованием закона эквивалентных отношений.

2

Отчет по решенным задачам

5

Задачи по уравнениям последовательных превращений.

1

Отчет по решенным задачам

6,7

Задачи по уравнениям параллельных реакций.

2

Отчет по решенным задачам. Сам. работа.

Резерв

8,9

Школьная химическая олимпиада.

2

Конкурс

10,11

Избранные задачи городской химической олимпиады по химии прошлых лет.

2

Конкурс

Растворы

12

Растворимость веществ и расчеты на основе использования графиков растворимости.

1

Отчет по решенным задачам

13

Концентрация растворов (массовая доля, молярная и нормальная концентрация).

1

Отчет по решенным задачам

14

Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов.

1

Отчет по решенным задачам

15,16

Задачи на разбавление и концентрирование растворов с использованием правила смешения.

2

Отчет по решенным задачам

17

Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах.

1

Отчет по решенным задачам. Диф. тестирование.

Основные закономерности протекания химических реакций

18

Задачи на тему “Термохимия” (применение следствия закона Гесса).

1

Отчет по решенным задачам

19

Задачи на возможность протекания химических реакций на основе нахождения энергии Гиббса.

1

Отчет по решенным задачам

20,21

Качественные и расчетные задачи по теме “Электролиз растворов и расплавов электролитов”.

2

Отчет по решенным задачам

22,23

Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов металлов.

2

Отчет по решенным задачам

24

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним.

1

Отчет по решенным задачам. Сам. работа.

Комбинированные задачи

25

Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ.

1

Дифференцированное тестирование

26,27

Качественные и количественные задачи на превращения неорганических и органических веществ.

2

Дифференцированное тестирование

28

Авторские задачи.

1

Защита авторских задач

29-34

Задания ЕГЭ по химии выпускников средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации прошлых лет

6

Конкурс

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 10-11 классов. К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач

При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.

Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.

Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный “тренинг”, но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).

Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).

ЛИТЕРАТУРА

Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001.

Короленко М.В. Задачи по органической химии с методическими рекомендациями и примерами решений. М.: ИМА-Принт, 1993, 48 с.

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гора Н.Н. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательного учреждения/ под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой-М.: Вентана Граф, 2004.

Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия: учебник для 11 класса общеобразовательного учреждения (профильный уровень, в 2ч.)/ под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой. -М.: Вентана Граф, 2005.

Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: курс повышенной сложности с компьютерным приложением. М.: Просвещение, 1992, 191 с.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1997, 528 с.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1997, т. 1, 448 с.; т. 2, 384 с.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998, 512 с.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999, 560 с.

Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности (для абитуриентов). В 4 выпусках. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, вып. 1, 16 с.; вып. 2, 16 с.; вып. 3, 16 с.; вып. 4, 16 с.

Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. -М.: Новая волна, 1996.

Химия. Пособие-репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону: Издательство “Феникс”, 2004.

Шириков Н.А., Ширикова О.З.. Расчетные задачи по химии (для подготовки к вступительным испытаниям). Вологда: “Русь”, 2005

22.07.2010

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306