Программа школьного летнего оздоровительного лагеря Мамонова Л.В.

Разделы: Внеклассная работа


Тема смены: В стране «Детство».

1. Пояснительная записка.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей о школьного возраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием. Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи.

Цель: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

Задачи:

  • организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
  • организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
  • раскрытие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере;
  • привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
  • нравственное, гражданское, патриотическое воспитание детей.

Основные принципы работы лагеря:

  • безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
  • приоритет личностного развития и самореализация ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
  • гуманный характер оздоровительно-образовательных программ;
  • конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
  • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
  • вариативность программ их реализации.

Условия реализации:

Летний интеллектуальный лагерь является лагерем с дневным 6-часовым пребыванием для учащихся 1–9-х классов. Лагерь работает после окончания учебного года в июне. В лагерь принимаются дети 10–15 лет по их желанию. Обеспечивается двухразовое горячее питание. Лагерь работает с понедельника по пятницу, в течение 18 дней.

В лагере создаются условия для обучения, отдыха и развлечений, планируется культурно-оздоровительная и экскурсионная деятельность. Работа в лагере организуется по направлениям, которые предполагают развитие исследовательских компетенций (поиск информации), а также коммуникативных компетенций (выступление перед публикой), социально-личностных компетенций (выпуск газеты и т.д.).

Содержание программы

Первый период

  1. Определение состава педагогического персонала;
  2. инструктивно-методическое совещание с педагогическим персоналом;
  3. детальная проработка содержательной части детской деятельности в лагере;
  4. организация участия в комплексе городских мероприятий по подготовке летней оздоровительной компании;
  5. подбор литературы;
  6. экспертиза материально-технической базы;
  7. согласование основных положений программы с требованиями СЭС и возможностями школьных вспомогательных служб.

Второй период (организационный)

  1. Адаптация детей к лагерю;
  2. организационное оформление отрядов;
  3. создание календаря интересных дел;
  4. хозсборы.

Третий период (основной)

  1. Тематические дни в лагере;
  2. городские мероприятия.

Четвёртый период (заключительный)

  1. Подведение итогов;
  2. концерт-закрытие.

№п.п.

Тематические дни-путешествия

Ключевые мероприятия

1

Родник Дружбы

Концерт-открытие «Калейдоскоп развлечений»

2

Река Знаний

Игра по станциям «Безопасность»

3

Залив Благородства

День добра

4

Остров Помощи

День книги

5

Лес Радости

 Конкурс рисунков «Ура, каникулы!»

6

Равнина Сказок

«В гостях у сказки»

7

Мост Согласия

Зарница

8

Озеро Надежды

Экологическая акция

9

Горы Загадок

«Летний переполох»

10

Водопад Творчества

Лего-бум

11

Пролив Юмора

Ералаш-концерт

12

Парк Фантазий

Мода для барби, автомобильный салон

13

Поляна Неожиданностей

День бантиков

14

Пещера Тайн

«Зелёная пятка»

15

Город Мастеров

День оригами

16

Деревня Дураков

День неожиданностей

17

Океан Любви

День писем

18

Станция конечная

Концерт-закрытие

В лагере организуются тематические дни-путешествия, которые предполагают активное погружение всех детей и взрослых в выбранное дело. Каждый день смены имеет своё тематическое название.

Ожидаемые результаты:

Формируются:

  • социально-личностные компетенции через вступление в дискуссию и выработку своего собственного мнения;
  • коммуникативные компетенции через умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; умение дискутировать и защищать свою точку зрения;
  • сотрудничество через умение принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты;
  • организаторская деятельность через умение организовать свою работу;
  • личностно-адаптивные компетенции формируются через умение придумывать новые решения.

Режим работы школьного оздоровительного лагеря

8-00 - 8-30. Прием детей.

9-00 - 9-30. Завтрак.

9-30 – 9-40. Линейка.

9-40 – 13-00. Занятия по расписанию.

13-30 – 14-00. Обед.

14-00 – 15-00. Познавательные и игровые программы, экскурсии, работа кружков

15-00 - 15-30. Уход домой.

Законы лагеря

  • Закон доброго отношения к людям.
  • Закон охраны природы.
  • Закон здорового образа жизни.
  • Закон соуправления.
  • Закон свободы слова.
  • Закон “ноль-ноль”.
  • Закон поднятой руки.

Качество смены определяется по следующим критериям.

1. Самооценка каждого участника смены. Это ответы на вопросы:

  • что мне удалось сегодня и почему?
  • как можно использовать достигнутое?
  • что мне не удалось и почему?

2. Оценка качества смены педагогами

Здесь имеют место следующие диагностические параметры, которые оцениваются каждым взрослым по баллам (предлагается 10 балльная система оценки).

  • Уровень организации: насколько четко было организовано проведение смены?
  • Содержательная (информационная) насыщенность смены: насколько интересной, насыщенной была смена по содержанию? Формы подачи - соответствуют ли они задачам?
  • Эмоциональная составляющая смены: вызвала ли работа педагогического коллектива смены эмоциональный отклик? Захотелось ли сопереживать? Думать? Спорить? Рассуждать? Работать над собой?
  • Включенность детей: насколько активно были включены в проведение мероприятий дети: проявили активность сами, или пришлось убеждать?
  • Качество работы, профессиональный уровень: какие новые (интересные или забытые) педагогические средства были использованы при проведении мероприятий? Что вы лично взяли для себя на заметку? Кого из коллег вы увидели в новом для вас свете? Какие явные педагогические промахи вы заметили?
  • Мой личный вклад, моя помощь: обращалась ли ко мне творческая группа за помощью? Чем я лично помог?

Учебно-методическое обеспечение

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере, М. 1998
  2. Директор школы журнал 2004год
  3. Загородный летний лагерь. /Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная – М.: ВАКО, 2006
  4. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград , Учитель, 2001
  5. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

23.07.2010