Урок-обобщение "Соединения химических элементов"

Разделы: Химия


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид: урок-обобщение

Цели урока:
обучающая: 1) повторить, систематизировать, обобщить, закрепить изученный материал об основных классах неорганических соединений путём логического мышления, типах химических связей и видах кристаллических решёток;
2) развивать навыки составления генетических рядов элементов;
3) совершенствовать технику проведения химического эксперимента;
развивающая: развитие и активизация познавательного интереса к предмету химии у обучающихся; развитие умения составлять генетические ряды металла и неметалла, определять типы химических связей и виды кристаллических решёток, сравнивать и находить общее и отличное между кислотой и солью, основанием и солью, обобщать, делать выводы;
воспитательная: формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.

Задачи урока: проверить глубину, осознанность научных знаний, умение их применять, оценить ЗУН.

Методы обучения:

  • фронтальная беседа;
  • химический эксперимент;
  • самостоятельная работа

Оборудование:

  • мультимедийная установка: проектор, ноутбук, экран;
  • таблицы: «Классификация неорганических веществ», «Соли»
  • лоток с лабораторным оборудованием (штатив для пробирок, 2 стеклянные палочки, 2 пронумерованные пробирки, лакмусовая бумага)
  • химические реактивы: растворы соляной кислоты и гидроксида натрия.

Должны знать:

  • классификацию неорганических соединений;
  • принципы построения названий веществ разных классов;
  • отличительные особенности веществ разных классов;
  • типы химических связей;
  • типы кристаллических решёток.

Должны уметь:

  • составлять формулу вещества по его названию;
  • называть вещества разных классов по приведённой формуле;
  • определять типы кристаллических решёток;
  • определять виды химических связей;
  • определять степени окисления элементов;
  • определять заряды ионов по таблице растворимости;
  • классифицировать неорганические вещества;
  • составлять формулы соответствующих оксидов гидроксидам, и наоборот.
  • составлять генетические ряды металла и неметалла.

Ход урока

I. Организационный момент   (слайд №1)

II. Мобилизация, мотивация.  Запись даты, темы урока, сообщение целей (учащимися из темы урока) и задач, хода урока

III. Повторение, систематизация, обобщение

Беседа.   Цель. Повторить, систематизировать, обобщить знания о классах нерганических веществ.

  1. Что такое вещества?
  2. Какие бывают вещества по составу?
  3. На какие классы делятся простые вещества?
  4. На какие классы делятся сложные вещества?        

О каком веществе идёт речь?
Тёмным облаком летела,
Опустилась птицей белой,
Превратилась в человечка,
Постояла у крылечка,
Покатилась кувырком,
И запела ручейком.   (Вода)

 Вода входит в состав всех живых организмов, причём в целом в них содержится вдвое меньше воды, чем во всех реках Земли. По словам французского биоога Э. Дюбуа-Реймона, живой организм есть -одушевлённая вода.  Все воды Земли постоянно взаимодействуют между собой, а также с атмосферой, литосферой и биосферой (круговорот воды в природе). 2003 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом Пресной Воды, а ежегодно 22 марта отмечается Всемирный День Воды.

К какому классу веществ принадлежит вода? (Оксиды)

5. Что такое оксиды?
6. Как классифицируются оксиды?

О каком веществе идёт речь?
Этих веществ много на свете,
Их опасаются взрослые, дети,
Их наливают после воды,
Чтобы не было беды.
Все они кислы на вкус,
Угадай, как их зовут? (Кислоты)

7. Какие вещества называют кислотами?

8. Как классифицируют кислоты?

О каком веществе идёт речь?
Мы на кожу попадаем,
Тут же сильно  обжигаем,
Красим лакмус в синий цвет.
Как зовут нас, дай ответ?  (Щёлочи)

К какому классу веществ они принадлежат? (Основания)

9. Какие вещества называют основаниями?
10. Как классифицируют основания?

О каком веществе идёт речь?
Хоть мы разные на цвет,
Но важней нас в мире нет!
И нитраты, и сульфаты,
Карбонаты и фосфаты.
Все важны и все нужны!
Догадались, кто же мы? (Соли)

11. Какие вещества называют солями?
12.  Как классифицируют соли?

Итог. Мы повторили, систематизировали, обобщили знания о классификации неорганических веществ.

IV. Закрепление знаний.     

Самосоятельная работа.
Цель. Закрепить полученные знания, работая в парах, определить формулы соответствующих классов веществ и их тип (1 ряд-оксиды, 2 ряд- кислоты и основания, 3 ряд- соли), вещества назвать.

Работа в группах с карточками №1, 2, 3, проверка результатов:

  • Карточка задание №1, (слайд№2, 3)
  • Карточка задание № 2, (слайд №4, 5,6)
  • Карточка- задание №3. (слайд №7,8).

Вывод. Закрепили знания о классах и классификации  сложных неорганических  веществ

Творческое (практическое) задание-загадка. Демонстрационный опыт.
Карточка -задание №4 (слайд №9) (демонстрационный лабораторный опыт)  (Проблема: О каких веществах говорится в загадке?)

 13. Что называют индикаторами?

14. Что такое качественные реакции?  

Мы разлили вам в пробирки
Два опасных вещества
Распознайте, где какое,
Лакмус в помощь вам, друзья!    

Самостоятельная работа по распознаванию неорганических веществ кислот и щелочей с помощью индикатора.              
Инструктаж по ТБ (по работе с кислотами и щелочами).

Цель.Распознать вещества в пробирках.
Проведение лабораторного  опыта “Распознавание кислот и щелочей с помощью лакмуса”
Карточка №5 “Окраска индикаторов в разных средах”  (слайд  №10)

Лабораторный опыт
«Распознавание кислот и щелочей с помощью индикатора»

Цель работы. Распознать кислоту и щёлочь с помощью лакмуса.
Оборудование  реактивы: штатив с двумя пронумерованными пробирками, две стеклянные палочки, лакмусовая бумага, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия.

Ход работы.

С помощью стеклянных палочек нанесите на полоски лакмусовой бумаги  по одной капле растворов веществ из пронумерованных пробирок.
Задание. Результаты наблюдений занесите в таблицу и сделайте вывод, определив в какой пробирке находится кислота и щёлочь.

№  пробирки Цвет лакмуса Вывод
1    
2    

В какой пробирке находится кислота, а в какой щёлочь?

Цель. Установить  взаимосвязь между  металлами и неметаллами
(слайд № 11).   (Работа у доски и в тетрадях)
Задание:для карбоната кальция (записать формулы веществ  для составления генетических рядов металла и неметалла, назвать вещества, указать виды химических связей, типы кристаллических решёток, заряды ионов)

Какой вывод можно сделать, выполняя данное задание?    ( Все вещества взаимосвязаны.)

Дополнительно.   К какому ещё классу веществ можно отнести воду? Это уникальное соединение, проявляющее химические свойсва оксидов, кислот, оснований. С ними мы скоро будем знакомиться.

V. Сообщение учащимся  домашнего задания, его комментирование. 

Домашнее задание:
1) Составьте генетические  цепочки  для сульфата железа (III) с указанием типов связи, видов кристаллических решёток,  степеней окисления элементов, зарядов ионов.
2) Задача.  Рассчитайте число молекул и число ионов каждого вида , содержащееся в 20 кг сульфата железа (III).

VI.  Подведение итогов урока (синквейн):                   

  1. Вещества
  2. Неорганические, сложные, многообразные
  3.  Классифицируются. Превращаются. Применяются.
  4. Удивительное рядом!
  5. Взаимосвязь

VII.  Oценки за урок