Методическое пособие по формированию мотивационной готовности к школе у детей 6–5 лет "Первоклашка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Поступление в школу предъявляет ребенку новые высокие требования. Это тесно связано с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, в результате которой переход на обучение с 6,5 лет поставил перед медициной, психологией и педагогикой проблемные вопросы по поводу готовности ребенка к школе. Данным вопросом занимались такие ученые, как Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, М.В. Матюхина, Д.Б. Эльконин и др.

Понятие “готовность к школе” понимается как многостороннее развитие личности ребенка, рассматриваемое в двух смыслах: как психологическая готовность и как специальная готовность к школе. Специальная готовность к школе определяется наличием у ребенка знаний, умений и навыков, необходимых для изучения учебных предметов – это математические представления, элементы грамоты, словарный запас ребенка и т.д. Психологическая готовность характеризуется достижением ребенком уровня интеллектуального, нравственно – волевого, личностного развития, который создает основу для активного вхождения его в условия школьного обучения и сознательное усвоение учебного материала. При этом ведущим критерием психологической готовности к школьному обучению определяют мотивационную готовность: стремление ребенка к учению, желание быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности, элементарные навыки и умения учебной деятельности, а также определенный уровень волевого и социального развития.

В период от 6 до 7 лет наблюдается существенная перестройка мотивационной сферы у дошкольников. И.Ю. Кулагина связывает это со становлением личности ребенка. Отмечено, что в это время ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Соответственно это приводит и к появлению новых мотивов, которые связаны с формирующейся самооценкой, самолюбием, – мотивы достижения успеха, соревнования, моральными нормами и др.

Проблемный анализ

В связи с переходом к школьному обучению с шести лет смещается возрастная граница младшего школьного возраста, что ведет к снижению уровня мотивационной готовности, т.е. у детей нет еще адекватного представления о школе в возрасте шести лет, и ярко выражен негативизм по отношению к ней, что приводит к неуспеваемости в школе.

Кроме того, по результатам диагностического обследования по определению готовности старших дошкольников к обучению в школе были получены следующие результаты:

  • у 20% детей уровень развития образной памяти ниже среднего, т.е. у детей отсутствует потребность в правильном и точном запоминании и припоминании, нет стремления проверить его результаты. К заданию относятся безразлично, не проявляют ни какого интереса, не достаточно развит самоконтроль, что способствует низкому запоминанию и воспроизведению материала.
  • у 30% – сформированность логических операций ниже среднего. Дети не умеют словесно объяснять, грамматически правильно выражать свою мысль. Не дают обоснованные ответы на заданные вопросы. Ответы односложные, неуверенные. Способны делать простейшие умозаключения, обобщать, сравнивать, рассуждать, только при постоянной помощи взрослого.
  • Познавательная активность у 33% детей ниже среднего. Низкий запас конкретных знаний, наличие основных представлений об окружающем и социальных явлениях. Детям требуется постоянное повторение задания.
  • Распределение и переключение внимания ниже среднего у 35% детей, это свидетельствует о неумении управлять своим вниманием, что связано с недостаточным развитием произвольности. Дети часто отвлекаются на посторонние предметы, шум и др. они не понимают значение данной работы, не осознают для чего она нужна, какова ее цель. Не достаточно развиты волевые усилия, не умение контролировать себя.
  • Тонкая двигательная координация ниже среднего у 13% старших дошкольников, недостаточно развита тонкая моторика руки и координация зрения, недостаток умений, необходимых для овладения письмом.

Итак, по результатам диагностического обследования определены следующие проблемы:

  • Слабое развитие произвольной сферы: неумение детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований; неумение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. Причина – недостаточное развитие волевой сферы и устойчивости внимания.
  • Неподготовленность руки к письму: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики, несформированность навыка выполнения графических движений.
  • Недостаточный уровень развития интеллектуальных процессов: мышления, памяти, внимания, произвольности психических процессов.

Многие дети неусидчивы, невнимательны, конфликтны во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Цели, задачи

Исходя из вышеизложенных проблем, возникла необходимость создания системы занятий, целью которых является формирование мотивационной готовности к школе у детей 6-го года жизни, подготовка старших дошкольников к обучению в школе. Предполагается, что специально разработанная система занятий и упражнений, использование специального демонстрационного и раздаточного материала, а также совершенствование профессионального мастерства педагогов по решению задач воспитания и обучения способствует повышению психологической (интеллектуальной, личностной, мотивационной) готовности детей к школе.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Целенаправленное формирование интересов и мотивации учения.
  2. Развитие у детей познавательных процессов и способностей, необходимых для успешного обучения в школе.
  3. Развитие произвольности поведения.
  4. Развитие личности ребенка через самовыражение и творчество.
  5. Разработка психолого-педагогических рекомендаций для воспитателей работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание коррекционно-развивающей работы

Выстраивая программу развивающих занятий, прежде всего, ориентировались на возрастные характеристики детей, на их опыт, умение, на их интерес как энергетическую основу регуляции взрослым познанием, общением и поведением ребенка. При организации занятий с детьми принимали во внимание не только наличие возможности ребенка, но и “зону его ближайшего развития”. Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с игровым заданием при некоторой помощи взрослого.

Причем при повторных провидениях игры эта помощь постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее. Таким образом, приступая к разработке программы развивающей работы с детьми дошкольного возраста, мы ориентировались на знания основных психологических закономерностей развития ребенка в разные периоды детства, и учитывали индивидуальные, возрастные особенности конкретного ребенка.

Как сделать так, чтобы деятельность детей на занятиях стала интересной, развивающей и эмоционально-насыщенной? Опыт показывает, что интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможности их применить. Поэтому старались заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.

Полезно в начале занятия использовать занимательную проблемную ситуацию сказочного характера. Хорошо, когда в самой постановке цели занятия перед ребенком встает конкретная проблема, требующая разрешения.

А также при проведении этих занятий следовали принципу от простого к сложному. Учитывались индивидуальные возможности детей.

Структура занятий. Занятия проводятся по подгруппам 5-7 человек, исходя из того, что для создания эмоциональной атмосферы общения ребенка со сверстниками она наиболее приемлема, поскольку психологические проблемы детей ярко обнаруживают себя именно в этих ситуациях. Занятия построены в доступной и интересной форме, имеют общую гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Каждое занятие состоит из трех частей:

  1. Развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе. На занятиях используются следующие методы: имитационные и ролевые игры, психогимнастика, рисуночные методы, элементы групповой дискуссии. Именно игра при правильном руководстве подводит ребенка к порогу учения, формирует у него психологические качества, присущие школьнику. В ней правила вытекают из тех ролей, которые взяты на себя детьми. Обычно это роли взрослых людей, занятых общим делом, они подчиняются правилам, по которым строятся реальные взаимоотношения старших. Поэтому в игре дети не просто учатся подчиняться правилам вообще, но подчиняться и правилам общественного поведения.
  2. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. В этой части проводятся игры и упражнения на развитие общей осведомленности, восприятия, воли, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения, творческой фантазии, речи. Все эти игры направлены на умственное развитие детей через совершенствование их органов чувств. Кроме того, при проведении этой части занятия используется множество различных дидактических, развивающих игр и пособий.
  3. Обучение детей приемам саморасслабления и саморегуляции. Важную роль в процессе эффективного общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиться на высказываниях собеседника. Одним из компонентов такого умения является способность к произвольному расслаблению, которая включает в себя следующие составляющие: осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением; снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений; погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

Занятия проводятся один – два раза в неделю. Количество занятий – 25. Продолжительность занятий 25-30 минут. Каждое занятие включает: разминку, основную часть и заключительную.

Разминка ставит перед собой цель подготовить детей к непривычной для них форме занятия, где используются элементы тренинга, подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре, вводится запрет на выкрикивания “можно я”.

Основная часть определяется разнообразным содержанием игр, упражнений и заданий по развитию познавательных процессов, волевого усилия и произвольности.

Заключительная часть ставит своей основной целью практические занятия на развитие пространственного отношения, на развитие мелкой моторики, а также используются релаксационные, дыхательные упражнения, рисование для снятия напряжения.

В целях развития у детей познавательных процессов, формирования интересов и мотивации учения, необходимых для успешного обучения в школе предлагаются следующие игры, задания и упражнения. Они помогут развить как один, так и несколько психических процессов, а также волевую, двигательную сферы, помочь ребенку снять эмоциональное напряжение и обучить его способам саморегуляции.

Блок

Способности

Развивающие игры, упражнения, задания

Внимание

Устойчивость и концентрированность

Переключаемость

Произвольность

“Муха”, “Круги”

“Цифры по порядку”

“Прятки с игрушками”,

“Не зевай”

Утренняя гимнастика и т.д.

“Шерлок Холмс”

“Запретное слово”

“Запретное движение”

Мышление

Планирование действий в уме

Обобщение

Сравнение

“Головоломка с палочками”

Игра в перестановки

Шахматная доска

“Я знаю…”, “4 лишний”,

“Назови, одним словом”

“Чем похожи и чем отличаются”

Сходство

Память

Логически-смысловая

Образная память

Оперативная память

“Какая группа исчезла?”

“Запомни слова”

“Что изменилось?”

“Запомни картинки”

“Каких картинок больше?”

“Кто самый, самый”

Эмоционально-волевая,

двигательная сфера

  “Песня”,“Ручеек”, “Прогулка”, “Радость и грусть”, “Слушай хлопки”, “Найди игрушку”, “Дотронься”, “Жужжа”, “Сиамские близнецы” и др.

Саморегуляция и снятие психоэмоционального напряжения

  “Сбрось усталость”, “Загораем”, “Солнечный зайчик”, “Цветок”,

“Солнышко”, “Барсук”, “Исходное положение”, “Порхание бабочки”, “Тихое озеро”

Наряду с развивающими занятиями, задачи по формированию мотивационной готовности, развитию психических процессов решаются и в других видах деятельности в детском саду:

  • ознакомление с окружающим — осведомленность;
  • развитие речи и математика — словесно-логическое мышление, ориентировка в пространстве;
  • изобразительная деятельность — воображение, мелкая моторика;
  • театральная деятельность — эмоциональная и коммуникативная сфера;
  • физическое воспитание — развитие крупной и мелкой моторики;
  • грамота — звуковой анализ, фонематический слух;
  • трудовая деятельность — развитие волевой сферы.

Принципы психолого-педагогического сопровождения:

  • обеспечение психологического комфорта;
  • уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
  • предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами ребенка;
  • соблюдать равенство и сотрудничество с детьми (взрослый – образец творческого поведения);
  • не фиксировать внимание на неудачах (сохранение положительного представления ребенка о себе);
  • использовать разные формы вербальной и невербальной поддержки (поощрение словом, улыбкой, подбадривающим пожатием руки, поглаживанием по голове).

Результативность и эффективность занятий просматривается при проведении диагностического обследования детей до начала развивающих занятий, и после их прохождения по следующим методикам:

  • Методика диагностики готовности к обучению в школе (Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, О.Б. Елагина) “Гоша”;
  • Тест Керна-Йерасека по определению школьной зрелости;
  • Тест Темпл, Дорки, Амен;
  • Тест “Лесенка”;
  • Тест Люшера.

Данная система занятий используется на протяжении 2 лет. Результаты работы появляются уже через несколько месяцев после начала занятий с детьми, но только при совместном сотрудничестве и помощи педагогов и родителей. Сравнительная диагностика по тестам Темпл, Дорки, Амин; тесту цветовых предпочтений по Люшеру, показывает снижение уровня тревожности на 12-14 %, по тесту Керна-Йерасека на определение школьной зрелости количество детей готовых к школьному обучению увеличивается с 4% на 10%. Данный результат ниже у детей, которые проходят лечение или состоят на учете у врача – психиатра, их уровень повышается на 3-5% от первоначального. Эти дети дополнительно нуждаются в индивидуальной работе, которая проводится в тесной взаимосвязи с родителями. Внедрение данной системы работы обеспечило: успешную адаптацию ребенка 6-6,5 лет к школе – у 65% выпускников; эмоционально-благополучное отношение к школе – 45%; развитие элементарных навыков и умений учебной деятельности – 52%.

Предложенная система занятий может быть рекомендована для воспитателей и психологов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Литература

  1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7 лет. – Харьков: Фолио, 1997.- 412с.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Академия, 2000.-248с.
  3. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 2001.-256с.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО Образование, 1996.-160с.
  5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. – М.: Просвещение, 1989.-127с.
  6. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. – СПб.: Издательский Дом “Нева”; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-224с.
  7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1991.-254с.
  8. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001.-256с.
  9. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.-144с.
  10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.-288с.
  11. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-192с.
  12. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М.И. – М.: Просвещение,1995.-165с.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4