Знакомство с сочинением-рассуждением на дискуссионную тему

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели:

  • образовательная (обучающая): изучение нового типа текста – рассуждения, особенностей построения высказывания типа рассуждения в устной и письменной форме;
  • развивающая: совершенствование видов речевой (коммуникативной) деятельности, создание устных монологических и диалогических высказываний в соответствии с учебными целями и ситуацией общения.
  • воспитывающая: воспитание культуры поведения в обществе, воспитание восприятия личности как главной ценности.

Методы (по виду, характеру познавательной деятельности): объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения.

По широте дидактического действия и степени самостоятельности (по Бабанскому) – методы стимулирования и мотивации учения.

Ход урока

Слово учителя.

Известный собиратель слов, составитель словаря живого великорусского языка Владимир Иванович Даль говорил: “Слово – исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои…”. Действительно, язык и мысли человека взаимосвязаны. Мысли воплощаются в словах. Сначала подумайте, о чём вы хотите сказать, а потом решите, как вы это скажете. Сегодня у нас урок развития речи, мы продолжим изучение типов речи, и поговорим о типе речи – рассуждении. Тема нашего урока – “Типы речи. Рассуждение”. Вы должны научиться на этом уроке создавать высказывание типа рассуждения.

Планирование деятельности учителя и обучающихся

Учитель Обучающиеся
Повторение.

Сейчас вы должны вспомнить всё, что знаете о типах речи.

Перед вами ряд слов, распределите их в 2 столбика: в одном должны быть названия типов речи, а в другом – стили речи:

Художественный, описание, разговорный, повествование, научный, рассуждение.

Работа с теорией: объяснение нового материала.

Сейчас, ребята, вы должны быть особенно внимательными и запоминать материал, потому что он будет для вас новым. Запишите то, что на доске.

Как вы понимаете слово “рассуждать”?

Информационное сообщение

Текст-рассуждение:

Отвечает на вопрос: почему?

Имеет три части:

а) тезис (то есть утверждение, которое нужно доказать);

б) основную часть - аргументы (предоставляются доказательства, доводы и примеры);

в) вывод (обычно совпадает с той мыслью, которая высказывается в начале текста).

Организация дискуссии.

Перед вами на доске два текста, прочитайте их и выскажите своё мнение на заданную проблему.

Текст 1

Я считаю, что клички человеку не нужны.

Во-первых, кличка унижает достоинство человека.

Во-вторых, человеку при рождении родители дают имя. Это имя становится для человека самым дорогим подарком от родителей.

Из всего сказанного следует, что клички человеку не нужны. Каждый человек вполне способен обходиться собственным именем.

Найдите здесь утверждение и доказательства.

С чем перекликается вывод?

Текст 2

Я считаю, что клички человеку нужны.

Во-первых, человек устаёт от своего имени. Ведь с самого детства его называют по имени, а это очень скучно.

Во-вторых, кличка говорит о человеке гораздо больше, чем имя. Называя человека по имени, я о нём ничего не могу сказать. Услышав же его кличку, я могу понять, с кем я общаюсь.

Следовательно, среди друзей и знакомых лучше обращаться к человеку по кличке, а не по имени.

Поделитесь своим мнением на тему “Нужны ли клички людям?”

Словарная работа:

Составьте устно предложения со словами: тезис, аргумент

Запись домашнего задания: написать сочинение-рассуждение “Нужны ли клички людям?”

Создание устного высказывания.

Сформулируйте тезис на тему “Нужны ли клички людям?”. Какими словами можно его начать?

- На мой взгляд, я считаю, мне кажется, я уверена, что..,

Какими словами можно начать аргументы?

- Во-первых, во-вторых, в-третьих, хочу привести свой пример, я встречалась с подобной ситуацией, когда..

Какими словами можно сделать вывод?

- Следовательно, из всего сказанного следует, что…, итак, значит.

Физкультминутка.

Подведение итогов

Вспомните, какую цель ставили мы перед собой в начале урока?

Достигли этой цели или нет?

Оценка работы класса

 

 

 

 

 

 

Описание, повествование, рассуждение

Художественный, разговорный, научный

 

 

Сочинение-рассуждение

Рассуждать, значит, доказывать

 

 

 

 

 

 

 

Утверждение: клички человеку не нужны.

Доказательства: кличка унижает человека;

Имя – это подарок родителей

 

 

 

 

 

 

 

Считаю, что клички не нужны.

Считаю, что клички нужны.

Я написал тезис своего сочинения.

У меня было в споре мало аргументов.

Запись домашнего задания

 

Запись слов

Запись слов

Запись слов

 

Физкультминутка

Научиться писать текст типа рассуждение.