Из истории русских имен и фамилий

Разделы: Русский язык


ИЗ ИСТОРИИ РУССКИХ ИМЕН И ФАМИЛИЙ

Цели:

1. Рассказать об истории происхождения русских имен, отчеств и фамилий;

2. Развивать навыки простейших исследований

3. Заинтересовать ребят историей своего имени, фамилии, а также своих ближайших родственников ( пропедевтика навыков выполнения проектов)

Оборудование урока:

Индивидуальные рабочие карты ( РК)

Выставка литературы, словарь русских имен и фамилий, “Толковый словарь русского языка” ( исходя из возможностей учеников и школьной библиотеки)

Газета “Прекрасных женщин имена” (урок проводился накануне праздника 8 Марта)

Предварительное задание (дается за неделю до проведения урока) :

Выясните с помощью справочной литературы происхождение вашего имени, фамилии, дайте им толкование.

Класс разбивается на небольшие группы, которые получают задание. Учитель должен проконтролировать его выполнение перед уроком.

А) Архивариусы работаю со справочной литературой, заранее находя толкование ключевых слов на уроке.

Б) Группа 1 - Ребята рассказывают о происхождении своего имени, имен своих родных и близких. Хорошо, если кто-нибудь сумеет найти очень редкое или интересное имя и расскажет о нем

В) Группа 2 – задание “Назови меня ласково”. Задача этой группы подобрать для своего соседа как можно больше ласковых вариантов его имени.

Г) Группа 3 – толкование имен и отчеств сказочных или былинных героев

Д) Группа 4 готовит свое именование по правилам древнего этикета

Ход урока

Орг. момент

Объявление темы, целей, мотивация учащихся, знакомство с индивидуальной рабочей картой урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в далекое прошлое. Путь этот труден и опасен, но всем нам будет интересно и легко, мы поработаем сообща, как одна команда.

- Внимание! Участникам экспедиции приготовиться к старту! (Ребята и учитель прикрепляют бейджики с заранее напечатанными на них именами с указанием происхождения и толкованием). Три! Два! Один! Старт!

Полет проходит нормально! Приступаем к выполнению задач нашей экспедиции.

Тема нашего урока: русские имена и фамилии, их возникновение. Работать вы будете по индивидуальной рабочей карте (РК). Напишите на ней свою фамилию и имя.

Имя каждого человека – часть истории его народа. В имени , как в зеркале, отражаются верования, традиции, быт наших далеких предков. Невозможно даже предположить, сколько имен, фамилий существует на земном шаре. Образовалась даже специальная наука, которая занимается этим вопросом.

  • Прочитайте на своих РК , как называется эта наука и что она изучает. Запомните это определение, оно пригодится вам, когда вы готовить отчет – тест о проведенной работе.
  • Попрошу наших архивариусов дать толкование слова имя.

Хочу предупредить вас, что имя не всегда так называлось - “имя”. У наших предков славян был целый ряд слов, который имел близкое лексическое значение, с тем, что прочитали нам архивариусы. Как называются слова близкие по своему лексическому значению?

Зачитайте ряд слов под №1. Подберите и запишите к ним современный синоним. (имя)

Имена личные имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Об этом свидетельствуют древние памятники литературы, которые нашли археологи при раскопках в Древней Греции.

Посмотрите на доску. На ней записаны слова великого древнегреческого поэта Гомера:

Нет меж живущих людей,
Да и не может и быть, безымянных:
В первый же миг по рождении
Каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар,
От родимых своих получает.
Гомер

  • Архивариусы дайте толкование слов убогий и знатный.

Как же наши далекие предки получали имена? И всегда ли имена были такими, какими мы знаем их сегодня?

  • Обратимся к № 2 в рабочей карте.

Заполните опорную таблицу “ История русских имен”, прочитав текст.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось как примета, по которой человека можно было выделить из семьи. В одних случаях человек характеризовался по внешности, в других – по черте характера, по месту в семье, по отношению к нему членов семьи, по роду деятельности, месту жительства и т.д.

* Распределите древние русские имена в соответствии с их “характеристиками”:

Малёк, Белой, Кудряш, Милава, Добрыня, Умник, Молчан, Ждан, Большак, Селянин, Любава, Несмеяна, Третьяк.

Внешность Место в семье Черта характера Род занятий
Белой Кудряш Малёк, Ждан, Большак Третьяк. Милава, Добрыня, Умник, Молчан, Любава, Несмеяна Селянин

Кто-то не поверит, скажет, что это просто прозвища, клички. Но так оно и было.

В Х веке князь киевский Владимир стал искать сильного союзника для Руси, чтобы защитить ее от набегов степных кочевников. Он заключает договор о взаимопомощи с императором Византии, но с условием, что он сам и его подданные примут христианство. Имена в привычном смысле появились на Руси после принятия христианской веры.

Имена , имена, имена –
В нашей речи звучат неслучайно.
Как загадочна наша страна,
Так и имя - загадка и тайна
В этой жизни, а может, и в той.
С именною звездою небесной
Охраняет любого святой –
Не для каждого, впрочем, известный.

В настоящее время, по подсчетам ученых, 95 % населения России носит традиционные старые КАЛЕНДАРНЫЕ имена. Назывались они так потому, что их включали в календари – СВЯТЦЫ, в которых имена соответствовали дням, связанным с поминовением святых. Послушайте, как наши предки – христиане получали свои имена.

Выступление ученика.

В давние времена при крещении новорожденный получал имя того святого, с которым совпадал день его рождения. Считалось, что святой станет ангелом-хранителем человека на всю жизнь. Тогда именины (то есть день ангела) действительно совпадали с днем рождения (то есть фактическим днем, когда вы родились). А бывало и так: день рождения в ноябре, а именины – в январе.

Позднее родители, позабыв старые традиции, стали выбирать имена своим детям свободно, не заглядывая в святцы. Поэтому каждый из нас может справлять два праздника в году: именины и день рождения.

Имя – сладостный дар, как говорил о нем Гомер, тайна, как называл его поэт, а вы дома при помощи словаря имен раскрыли тайну своего имени.

Представление 1 группы (Ребята рассказывают о происхождении своего имени, имен своих родных и близких. Хорошо, если кто-нибудь сумеет найти очень редкое или интересное имя и расскажет о нем)

Каждая мать подбирает своему ребенку самое лучшее имя и находит самые ласковые его варианты.

Представление группы №2 Лингвистическая разминка “Назови меня ласково”.

Выполняем №3 в РК урока.

Заполните таблицу по образцу, выделите уменьшительно-ласкательные суффиксы. В пустую графу впишите свое имя и его варианты.

Александр Саша Сашенька, Сашечка
Валентин    
Евгений    
Тимофей    
Вячеслав    
Павел    

Какими именами можно назвать и мальчика, и девочку?

Неслучайно в таблице записаны только мужские имена. Долгое время на Руси вообще не было календарных женских имен.

Физминутка.

Встаньте из-за парт, повернитесь друг к другу, шепните друг другу на ушко ласковый вариант имени вашего соседа по парте. Посмотрите, как вы сразу заулыбались! Называйте друг друга почаще ласковыми именами.

Традиционное русское именование триединое: имя, отчество, фамилия.

  • Архивариусы, дайте толкование слова отчество.

Величание по имени – отчеству показывает вежливое, уважительное отношение к человеку. Все самые известные сказочные герои величаются по имени – отчеству.

Представление группы 3

Отчество показывало социальную принадлежность человека. Например, крепостные крестьяне не писались с отчеством. Это была привилегия богатых и знатных людей.

Выступление ученика

Отчество – это не что иное, как указание на близкое родство, принадлежность к семье, глава которой звался каким-либо именем. Например, сын Петра, Петров сын – Петрович, дочь Ивана, Иванова дочь – Ивановна.

Русские отчества очень древние. Уже в 945г в списках русских послов около имен стояли отчества. Древнерусских князей величали не только по отцу, но и по деду и прадеду, так как древностью рода особенно гордились и знали своих предков наперечет.

Великого киевского князя Владимира величали так: Владимир Святославич, внук Всеволода, правнук Олегов, праправнук Всеволода, преправнук Ярославов, пращур великого Владимира.

Отчество – имя отца, сопровождающее имя ребенка – является особенностью именования только у русских.

Представьте, что мы в гостях у славного русского князя Владимира Красно Солнышко. Необходимо представиться по всем правилам тогдашнего этикета.

Представление группы 4

Надеюсь, что вы не забыли имена и отчества великих русских писателей и поэтов? Давайте проверим.

Лингвистическая разминка “ Доскажи словечко”

Фамилия Имя Отчество
Пушкин Александр  
Лермонтов    
Крылов Иван  
  Николай Васильевич
Тургенев   Сергеевич
Некрасов Николай  
Толстой Лев  
Назовите свое ФИО

Вам, наверно, интересно, что стало с древними русскими именами - прозвищами? Они превратились в фамилии.

  • Архивариусы, дайте толкование слова фамилия.

По фамилии, так же как и по имени, много можно было сказать или узнать о человеке. Многие фамилии произошли от названия места жительства или ведут свой корень от названий насекомых, зверей, деревьев, птиц, предметов быта.

Выполним задание №4 из РК урока

Подумайте и объясните, как произошли следующие фамилии. Выделите корень и суффиксы с помощью которых они образованы.

  • Гончаров – ( гончар) - _________________________________________________
  • Бондарев – ( бондарь) - ________________________________________________
  • Шапошников – ( ____________ ) ________________________________________
  • Москвитин – ( ____________ ) __________________________________________
  • Топорков – ( ______________ ) __________________________________________
  • Курицын – ( ___________ ) _____________________________________________

Что вы можете сказать о своих фамилиях? Интересно ли было вам узнать, откуда идет ваш корень, как говорили наши предки? (ответы учеников)

К сожалению, наше время истекает. Нам нужно вернуться в наш век. А сейчас я проверю, насколько вы внимательны были. Вы выполните отчет-тест и проверите себя по слайду.

Тест

1. Как получали имена наши предки до принятия христианства:

А) по календарным святцам

Б) родители свободно выбирали имя

В) имя было характеристикой человека

2. Как получали имена наши предки после принятия христианства:

А) по календарным святцам

Б) по роду занятий

В) по месту жительства

3. День ангела отмечали :

А)по фактической дате рождения

Б) по календарным святцам

В) по желанию

4. Отчество является величанием по

А) отцу

Б) по деду

В) по матери

5. Какую фамилию мог бы носить человек хитрый, изворотливый, коварный?

А) Коршунов

Б) Медведев

В) Лисицын

Теперь сдайте отчеты рабочие карты мне.

Каких фамилий только нет на свете! Конечно, сейчас они все условны, и мы уже не судим о человеке, исходя только из его фамилии. С.Михалков сочинил басню “Смешная фамилия”. Послушайте ее. (читает учитель или заранее подготовленный ученик)

Каких фамилий только нет: Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин –Самоед, Пупков и Перепупов!
В фамилиях различных лиц, порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц, зверей и насекомых.
Лисичкин, Раков, Индюков, Мокрицын, Мышкин, Телкин,
Селедкин, Волков, Мотыльков, Боборов и Перепелкин…
Но может некий Комаров иметь характер львиный.
А некий Барсов или Львов умишко комариный!
Бывает Коршунов иной Синичкина боится,
А Чистунов слывет свиньей, а Простачков - лисицей!
А Раков, если не дурак, невежда и тупица,
Назад не пятится никак, а лишь вперед стремится!
Плевков фамилию сменил – Алмазовым зовется,
Но в основном ослом он был – ослом и остается!
А Грибоедов, Пирогов прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков - все дело в человеке!

Надеюсь, что вы запомните слова Сергея Михалкова. “Всё дело в человеке!”. Будьте честными, добрыми, открытыми людьми, и ваши имена прославят вас.

Домашнее задание каждый из вас выберет для себя сам.

Дифференцированное домашнее задание. (распечатано для каждого ученика)

Выбери наиболее интересное для тебя задание и выполни его дома.

1. Придумай и запиши в виде небольшого рассказа, какие фамилии могли носить жители рыбачьей деревушки. Не забудь указать, чем занимались жители, как они выглядели, какими чертами характера отличались, и как это отразилось на их фамилиях.

2. Запиши 7-10 пословиц, поговорок, в которых бы использовались имена людей. Дайте толкование 1-2 пословиц.

3. Выполни упр. 486 по заданию в учебнике.

Урок окончен. До свидания!