Электронное пособие к занятиям "Тренируем память" курса по развитию познавательных процессов и произвольной сферы в начальной школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Говоря о памяти, прежде всего, важно помнить, что у человека не существует единого центра, который регистрирует, сортирует, хранит и выдает все те сведения, которые мы получаем из внешнего мира. Нервные клетки головного мозга, нейроны, начиная с самого рождения, формируют огромное количество связей, фиксирующих самую разную информацию. У памяти нет четкой локализации в мозге - за нее отвечают зоны, которые также связаны с другими психическими функциями: восприятием, речью, эмоциями, мышлением. Поэтому и разработанные занятия-презентации являются частью курса по развитию познавательных процессов и произвольной сферы, и включают в себя задания, упражнения, связанные со вниманием, воображением, мышлением и речью.

Электронное пособие к занятиям "Тренируем память" представляет собой отдельные презентации-выпуски, включающие задания, упражнения, разминки, развивающие игры, доступные детскому пониманию. Совокупность их, выстроенная в определенной последовательности, обеспечивает комплексное развитие памяти, речи, наблюдательности, воображения, вырабатывает рациональные приемы запоминания, повышает интерес к самому процессу познания.

В начальной школе память в основном непроизвольна. Для длительной концентрации ребенку требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации. Следует отметить, что в 7-8 лет у ребенка более развито правое полушарие, а левое актуализируется только к 9 годам. В связи с этим обучение и развитие младших школьников должно проходить естественным для них правополушарным способом - через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения.

Проводя с детьми занятия, необходимо помнить об особенностях сенсорного восприятия (модальности) ребёнка: не ограничивать выбор школьника того или иного способа запоминания, воспроизведения, давать свободу выбора канала восприятия (аудиального, визуального, кинестетического). С учётом этих особенностей упражнения, задания должны быть полимодальными, а это, конечно, будет зависеть от виртуозности ведущего занятий.

Особенное внимание на таких занятиях уделяется детям-кинестетикам. Для активизации познавательной деятельности кинестетикам нужны движения: давать рисовать (чиркать), массажировать пальцы, создавать образы из мягкой проволоки, вставать, использовать конторки. В играх "Словесный ком", "В зоопарке я видел", "Я положил в мешок", "Мы купили в магазине" для передачи хода от одного ребёнка к другому целесообразно использовать массажный мячик, сенсорные игрушки.

Задания, упражнения, игры данных занятий направлены на развитие разных видов памяти. Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Для развития кратковременной механической слуховой, зрительной памяти используются упражнения и задания: "Каскад слов", "Запомни слова", "Запомни буквы, цифры по порядку", "Запомни фигуры", "Весёлые предметы", "Запомни рисунки" и другие.

При возрастающем объеме учебного материала механическая память перестает себя оправдывать. Помимо упражнений, направленных специально на развитие смысловой памяти, в упражнениях на механическую память детям следует давать установку на применение различных способов запоминания. Развитие смысловой памяти (зрительной, слуховой, семантической) происходит с помощью таких упражнений и заданий, как "Запомни и повтори фразы", "Ключевые слова", "Пары слов", "Числа в таблице", "Тройка слов".

Каждое занятие начинается с разминки. Часть разминок направлена на развитие долговременной памяти (в том числе эмоциональной) и наблюдательности, другая - на активизацию лексической памяти и обогащение словарного запаса с помощью товарищей. Ряд упражнений развивают как память, так и внимание. Это упражнения "Фокус", "Глаз-алмаз", "Домино", "Детали картинки", "Цветные слова" и другие. Игры "Мы купили в магазине", "Словесный ком", "В зоопарке я видел", "Я положил в мешок" увеличивают объём слуховой памяти.

Определённое место в занятиях занимает такой способ запоминания, как визуализация. Она позволяет повысить эффективность кратковременной памяти, близка правополушарным учащимся. Примером этого способа запоминания служит упражнение "Образная визуализация" и задание "Рассказ в картинках". Задания "Картинки к тексту" и "Рисунки-схемы к словам", упражнение "Пиктограмма" развивают и ассоциативную память.

Электронные презентации составлены таким образом, чтобы в течение занятия происходило переключение с одного канала восприятия на другой, используются разминки на внимание и гимнастику для глаз.

Занятия "Тренируем память" дают положительный эффект: многие младшие школьники улучшают свою познавательную сферу и успехи в учёбе. Этому эффекту способствует атмосфера непринужденности, игровая форма занятий, разнообразие упражнений, использование электронных презентаций.

Занятия предназначены для учащихся 2 - 4 классов. Проводятся 2 раза в неделю в групповой и индивидуальной форме. Для повышения эффективности занятий, включённости каждого ребёнка в работу, рекомендуемое количество учащихся на групповых занятиях 6 - 8 человек. Электронные презентации содержат описание игр, краткие инструкции к заданиям и облегчают подготовку ведущего (психолога, учителя) к таким занятиям.

Представляю содержание восьми занятий "Тренируем память".

Занятие "Тренируем память. Выпуск 1"

  1. Разминка "Можете вы вспомнить?"
  2. Упражнение "Запомни слова".
  3. Упражнение "Запомни и повтори фразы".
  4. Упражнение "Образная визуализация".
  5. Разминка.
  6. Упражнение "Пары слов".
  7. Упражнение "Запомни картинки".
  8. Задание "Картинки к тексту".

Занятие "Тренируем память. Выпуск 2"

  1. Разминка "Вспомните прошлое".
  2. Упражнение "Запомни буквы по порядку".
  3. Задание "Рисунки-схемы к словам".
  4. Упражнение "Запомни фигуры".
  5. Упражнение "Запомни рисунки".
  6. Разминка.
  7. Задание "Картинки к тексту".
  8. Игра "Мы купили в магазине".
  9. Упражнение "Каскад слов".

Занятие "Тренируем память. Выпуск 3"

  1. Разминка "Заверши слово".
  2. Упражнение "Запомни буквы по порядку".
  3. Упражнение "Запомни фигуры".
  4. Игровое упражнение "Я положил в мешок".
  5. Упражнение "Запомни цифры по порядку".
  6. Задание "Картинки к тексту".
  7. Упражнение "Фокус".

Занятие "Тренируем память. Выпуск 4"

  1. Разминка "Можете вы вспомнить?"
  2. Упражнение "Запомни фигуры".
  3. Игровое упражнение "В зоопарке я видел".
  4. Упражнение "Пары слов".
  5. Упражнение "Глаз-алмаз".
  6. Упражнение "Запомни и повтори фразы".
  7. Задание "Ключевые слова".
  8. Разминка.
  9. Упражнение "Детали картинки".
  10. Упражнение "Каскад слов".

Занятие "Тренируем память. Выпуск 5"

  1. Разминка "Волшебные слова".
  2. Упражнение "Запомни и повтори фразы".
  3. Упражнение "Запомни предметы".
  4. Задание "Образная визуализация"
  5. Упражнение "Каскад слов".
  6. Упражнение "Домино".
  7. Упражнение "Запомни слова".
  8. Разминка.
  9. Задание "Ключевые слова".

Занятие "Тренируем память. Выпуск 6"

  1. Разминка "Заверши слово".
  2. Упражнение "Внимание! Запомни слова".
  3. Упражнение "Картинки".
  4. Упражнение "Запомни фразы на слух".
  5. Игра "Словесный ком".
  6. Упражнение "Пары слов".
  7. Задание "Числа в таблице".
  8. Упражнение "Пиктограмма".

Занятие "Тренируем память. Выпуск 7"

  1. Разминка "Конструкция слова".
  2. Упражнение "Детали картинки".
  3. Упражнение "Фокус".
  4. Задание "Рассказ в картинках".
  5. Задание "Ключевые слова".
  6. Упражнение "Цветные слова".
  7. Упражнение "Пары слов".

Занятие "Тренируем память. Выпуск 8"

  1. Разминка "Заверши слово".
  2. Упражнение "Запомни слова".
  3. Упражнение "Тройка слов".
  4. Упражнение "Весёлые предметы".
  5. Задание "Слово и порядковый номер".
  6. Игра "Словесный ком".
  7. Задание "Номера телефонов".