Систематизировать знания о струнных инструментах, об известных композиторах и исполнителях струнной музыки

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Введение

Музыка давно и прочно вошла в нашу жизнь. Не все могут полно и богато воспринимать музыку. Музыка не всех пускает в свой мир и не всем раскрывает свои тайны. Право на вход в ее владения получают те, кто приучил себя вслушиваться, вдумываться в нее, чувствовать и творчески осмысливать музыку. Помочь в этом может знакомство с миром инструментов музыки. Тема работы “В мире струнных инструментов”. Никакой инструмент не изучался столь долго, тщательно, как скрипка и другие струнные инструменты.

Чтобы проверить насколько наша тема является актуальной, мы решили узнать, как наши учащиеся владеют знаниями об этих инструментах. Было опрошено 70 учащихся 5-9 классов. Были заданы следующие вопросы: “Какие струнные инструменты вы знаете?”, “Есть ли между ними разница? В чем?”, “Каких известных исполнителей или мастеров инструментов вы можете назвать?” “В каких произведениях композиторов-классиков звучат эти инструменты?” Таким образом, из анкетирования стало ясно, что учащиеся знают только самые известные инструменты: балалайка, гитара, скрипка. Разницу между данными инструментами понимают лишь в общих чертах, причем делают ошибки в терминологии: “палка” (смычок); “тросточка”. Из известных исполнителей называют лишь В.Высоцкого, А.Розенбаума. Классическую музыку знают мало, упоминают А.Вивальди, П.И.Чайковского. Значит, наша работа является необходимой.

Цели работы:

Систематизировать знания о струнных инструментах, об известных композиторах и исполнителях струнной музыки.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме
  2. Провести классификацию струнных инструментов
  3. Рассказать о полученных знаниях учащимся

Наша работа состоит из 4 основных частей: во введении сообщается актуальность темы, цели, задачи. Из содержания основной части можно узнать историю появления струнных инструментов, об особенностях смычковых (скрипка, альт, виолончель, контрабас) и щипковых (лютня, арфа, балалайка, гитара) инструментов, о манере исполнения на них, об известных композиторах (А.Вивальди, Н.Паганини), исполнителях (В.Высоцкий, С.Никитин. А.Розенбаум, В.Зинчук)

Музыка похожа на океан,
а музыкальные инструменты
подобны островам,
разбросанным в океане.

Андрес Сеговия

История появления струнных инструментов

Струнные инструменты возникли очень давно, но все же известно, что смычковые инструменты значительно моложе щипковых. “Пан – по верованиям древних греков – бог лесов и рощ, покровитель стад и пастухов – гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона (бога искусства света) на состязание. Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замерли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифара, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон. Замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда… А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов…” так рассказывает древнегреческий миф. Рассказ этот – о том, как велика сила искусства, о том, что среди всех музыкальных инструментов самым красивым, самым выразительным и волнующим звуком обладают струнные…

Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук. А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок – палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок касался ее. Так появилась целое семейство струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Смычковые наделены способностью, которой лишены многие другие инструменты, – непрерывно тянуть звук благодаря плавным движениям смычка по струнам. Их певучие звуки, взлетая в воздух и растворяясь в нем, словно излучают лунный свет.

А струнные щипковые выступают как сольные, по большей части любительские инструменты. Особенно это относится к гитаре, одному из самых распространенных, самых любимых инструментов в мире. Такие струнные щипковые, как домры, балалайки, гусли входят в состав оркестра народных инструментов. По аналогии с семейством смычковых, домры и балалайки тоже стали изготовлять разных размеров. Сейчас в оркестрах звучат балалайки пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас, группа домр также от пикколо до контрабаса. В отдельных случаях, когда этого требует художественный замысел, композиторы вводят щипковые инструменты и в симфонический оркестр.

Смычковые

Смычок

Смычок запел. И облак душный
Над нами встал, и соловьи
Приснились нам. И стан послушный
Скользнул в объятия мои…
Не соловей, то скрипка пела,
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще тишина…

Где скрипка, там и смычок. Итак, смычок – это тонкая трость, по преимуществу из дерева, на которую натянута лента из конского волоса. Именно эта “лента” и позволяет извлекать звук из струны, заставляя ее вибрировать и передавать звуковые колебания на резонатор – корпус скрипки. В разные времена форма смычка варьировалась. Первый смычок был, видимо, короче и напоминал лук. Сейчас он слегка вогнут, снабжен колодкой и винтом, что позволяет регулировать натяжение волоса. Длина современного смычка определилась временем и практикой исполнительства – она равна приблизительно 75 см.

Скрипка – струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Полагают, что непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо, ведущая происхождение от старинных виол; подобно скрипке, этот инструмент держали у плеча (итальянское braccio – плечо), приемы игры также были схожи со скрипичными. С середины XVI века скрипка утверждается в музыкальной практике как сольный и ансамблевый инструмент. Многие поколения мастеров работали над усовершенствованием конструкции и улучшением звуковых качеств скрипки. История сохранила имена Андреа Амати (около 1520-1580), Николо Амати (1596-1684), Андреа Гварнери (1626-1698), Антонио Страдивари (1644-1737) – выдающихся итальянских мастеров конца XVI – начала XVIII века, создавших образцы скрипок, которые до сих пор считаются непревзойденными.

Антонио Страдивари

Корпус скрипки имеет характерную овальную форму с выемками по бокам. Обечайка соединяет две деки инструмента (на верхней прорезаны специальные отверстия – эфы). Над грифом натянуты четыре струны, настроенные по квинтам: соль-ре-ля-ми.

Диапазон скрипки охватывает четыре октавы (соль малой октавы – соль 4-й октавы), однако с помощью флажолетов можно извлечь и ряд более высоких звуков. Техника игры на скрипке многообразна. Основной прием звукоизвлечения – ведение смычка по струнам. Из применяемых при этом штрихов, прежде всего, следует указать legato (плавное ведение смычка), detache (направление движения смычка меняется на каждом звуке), spiccato (“прыгающий” смычок) и tremolo (быстрое повторение звуков при помощи “дрожащего” смычка). Особым приемом игры служит pizzicato, т. е. извлечение звука щипком пальцев, без применения смычка.

Скрипка – инструмент преимущественно одноголосный. Однако на ней извлекаются гармонические интервалы и даже четырехзвучные (слегка арпеджированные) аккорды.

Сочетая различные приемы звукоизвлечения – агсо (смычком) и pizzicato – скрипач может исполнять мелодию одновременно с несложным сопровождением. Тембр скрипки певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, по выразительности приближается к человеческому голосу. Для изменения тембра во время игры иногда применяют сурдину. Скрипке, обладающей исключительной технической подвижностью, часто поручается исполнение трудных и быстрых пассажей, широких мелодических скачков, различного рода трелей, тремоло. Для этого инструмента существует обширная литература, включающая произведения разных жанров – от пьес и этюдов до монументальных концертов. Широкой известностью пользуются сонаты для скрипки И. С. Баха, Г. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, С. Франка, С. Прокофьева и др. Выдающиеся образцы скрипичного концерта созданы Н. Паганини, Ф. Мендельсоном, П. Чайковским, А. Глазуновым, Я. Сибелиусом, Б. Бартоком, Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном, Д. Кабалевским и др. Скрипки играют ведущую роль в струнном квартете, камерных ансамблях, симфоническом оркестре.

История скрипичного исполнительства выдвинула большую плеяду блестящих виртуозов. Это – гениальный Н. Паганини, выдающийся мастер скрипичной музыки – Антонио Вивальди, современные скрипачи – Владимир Спиваков, Юрий Башмет.

Вивальди Антонио

Родился в Венеции (Италия), точная дата его рождения неизвестна. Кроме теологического (Вивальди был аббатом), он получил также музыкальное образование – как скрипач и композитор. Но музыка его всегда интересовала больше, чем религия. Бывало, что во время службы Вивальди приходила в голову какая-нибудь музыкальная тема, и он тут же покидал алтарь, чтобы её записать.

С 1703 по 1718 год Вивальди был преподавателем, дирижёром и руководителем концертов, директором женской консерватории “Пиета”. С 1718 по 1722 год он находился на службе при дворе в Мантуе. Вернувшись в Венецию, Вивальди много концертировал и вновь работал в консерватории. Последние годы он жил в Вене, где и умер в бедности.

В многогранной композиторской деятельности Вивальди основное место занимает камерная музыка и произведения, в которых скрипка выступает соло. Вивальди впервые вводит тип концерта для скрипки и оркестра, а также – для двух и четырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.

Творческое наследие Вивальди состоит из сонат для скрипки, трио, множества хоровых и оркестровых произведений и, наконец, 38 опер. Его музыка относится к доклассическому стилю, в ней ещё сохранились следы старой культовой музыки.

Творчество Вивальди оказало большое влияние на других композиторов. И.  С.  Бах интересовался его скрипичными концертами. Шесть концертов Вивальди Бах переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более чем полутора веков считались произведениями Баха.

Произведения:

оперы:

“Роланд – мнимый безумный” (1714)
“Обман, торжествующий в любви” (1725)
“Аристид” (1735)

оратории:

“Моисей – бог фараона” (1714)
37 светских кантат для голоса с бассо-континуо
14 кантат для голоса со струнным оркестром
“Глория и Гименей” большая кантата (1725)
серенады, церковная музыка
76 сонат
465 концертов, в том числе 49 кончерто гроссо
331 концерта для одного инструмента с оркестром с бассо-континуо
38 концертов для двух инструментов с бассо-континуо
32 концерта для трёх и более инструментов с бассо-континуо

Никколо Паганини

Родился 27 октября 1782, итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор.Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что кроме него самого никто не мог их исполнить.В начале 1797 г. Паганини со своим отцом, Антонио Паганини (1757—-1817), предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл бурную жизнь, что отразилось как на его здоровье, так и на

репутации. Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хотя размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

Никколо Паганини скончался в Ницце 25 мая 1840 года.

Спиваков Владимир

Российский скрипач. Обучался игре на скрипке с 6 лет в Ленинграде. С 1953 года занимался в Музыкальной школе-десятилетке при Ленинградской консерватории. В 1961 году окончил Центральную школу-десятилетку при Московской консерватории, в 1967 году – Московскую консерваторию по классу скрипки у Ю. Янкелевича, 1970 году – под его руководством аспирантуру. Лауреат международных конкурсов им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, им. Н. Паганини, им. П.  Чайковского в Москве.

Башмет Юрий

Российский альтист. Родился во Львове. Окончил Московскую консерваторию. Активно гастролирует по всему миру, выступает в крупнейших концертных залах с лучшими оркестрами и дирижерами. Вывел альт как сольный инструмент. Выдающийся ансамблист. Первый исполнитель произведений А. Шнитке, Д. Шостаковича.

Продолжение урока