Мастер-класс "Развитие познавательных и творческих интересов учащихся младшего школьного возраста на основе использования нестандартных форм во время учебных и внеучебных занятий"

Разделы: Начальная школа


Звучит музыка. Слайды 1- 8

-Пойди, взгляни еще раз на эти розы, предложил Лис Маленькому принцу, -Ты поймешь, что твоя роза – единственная в мире. А когда вернешься, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок. Маленький принц пошел взглянуть на розы.

- Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им, - вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким прежде был мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он единственный в целом свете. Я ухаживал за своей розой, она моя! И маленький принц возвратился к Лису.

-Прощай! – сказал он.

-Прощай, сказал Лис.- вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь..

-Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

-Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей все свои силы.

-Потому что я отдавал все свои дни.

-Потому что я отдавал ей свои дни, - повторил Маленький принц.

-Люди забыли эту истину, -сказал Лис, - но ты не забывай, ты в ответе за тех, кого приручил, ты в ответе за свою розу.

-Я в ответе за мою розу,- повторил Маленький принц, что бы лучше запомнить….

Так и мы с вами в ответе за тех, кого учим.

Мы начинаем наш мастер-класс. Меня зовут Е.В. Другова, Тема нашего мастер-класса « Развитие познавательных и творческих интересов учащихся младшего школьного возраста на основе использования нестандартных форм во время учебных и внеучебных занятий»

Слайды 9-15 Уважаемые коллеги!Предлагаю всем забыть о проблемах и отправиться в морское путешествие. Цель нашего путешествия – загадочный остров. Все предметы, которым мы обучаем школьников, формируют целостное представление о мире. Мы создаем условия для развития познавательных и творческих интересов учащихся младшего школьного. Итак, в путь! Как называется наш корабль? Кто будет капитаном? Кто ещё нужен в путешествии? (радист, кок, врач и т.д.)

Далеко в океане, приблизительно в 200 милях от берега, наш корабль терпит бедствие. Спасаясь с тонущего судна, вы успеваете перенести в шлюпку все предметы, перечисленные ниже в таблице.

Задание. Проранжируйте, предметы по их значимости.

Наименование предмета ранжирование (дан эталон) Штрафные очки
1 Секстант 15  
2 Туалетное зеркальце 1  
3 Канистра с пресной водой 3  
4 Москитная сетка 14  
5 Аварийный запас продуктов 4  
6 Карта Тихого океана 13  
7 Надувная подушка 9  
8 Канистра мазута 2  
9 Транзисторный приёмник 12  
10 Средство, отпугивающее акул 10  
11 Светонепроницаемый пластиковый лист 6  
12 Ром 1литр 11  
13 Нейлоновый шнур 8  
14 Аптечка 5  
15 Рыболовные снасти 7  
Сумма штрафных очков  

Сверьте свой ответ с эталоном и найдите разницу. Команда считается спасённой, если количество штрафных очков не превышает 40. Примечание. Эталонный ответ предложен известными мореплавателями, которые считают, что в экстремальных условиях необходимы прежде всего средства сигнализации (солнечный зайчик от зеркальца виден днём на расстоянии до 15 км, пламя горящего мазута ночью – до 5-6 км). Затем выбирают средства жизнеобеспечения – вода, продукты, аптечка и т.д.

И вот мы на необитаемом острове.

Звучит музыка «Звуки живой природы. Прибоя дивные напевы»

Давайте придумаем название острова.

Работа по группам

  1. Назовите его богатый животный мир, растительный мир
  2. Жизнь полна опасностей. Назовите ядовитые животные и растения
    Вам нужно не только освоить остров, организовав хозяйство, но и наладить социальную жизнь: решить вопрос о власти.
  3. Кто будет принимать решения? (лидер, большинство, влиятельная группа и т.д.)
  4. Какие у вас будут праздники?
  5. Какие нормы морали и этики у вас будут существовать? По каким принципам будет жить остров? (терпение, дружба и т.д.)

Вы предложили одним из принципов норма морали – дружба.

Звучит музыка «Когда мои друзья со мной»

Слайды 17- 42

Работа по группам.

  1. Что такое дружба? Дайте его понятие.
  2. Подберите синоним к слову друг.
  3. Составьте акростих. Ключевое слово ДРУГ.
  4. Познакомьтесь с размышлениями о дружбе современного писателя Ф.Крапивина и попробуйте ответить: для чего человеку дружба?

Почему рельсы всегда рядом?

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половинку трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минутку отлучится, другому придется нести на себе весь трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом друг с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, что бы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.

  1. Рассмотрите с разных точек зрения ситуацию. Как бы вы поступили на месте героев?

Когда со мной случилось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье,
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело-
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея,
Что помогли когда - то мне.
(А.Дементьев)

  1. Назовите пословицы о дружбе.
  2. Составьте сиквейн ДРУГ. Слайд 43.

Св. Иоанн Златоуст говорил «Если плачущие разделят чужие горести, если они одними своими слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно облегчая их горесть, то тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другими.. Сорадование служит доказательством не только того, что ты чист от завистливости, но и от того, что в сердце твоем укоренилась любовь»

Домашние задания по этому заданию могут быть по выбору и индивидуальным.

Сейчас вы принимали участие в нестандартном занятии. Как вы думает: какие познавательные и творческие интересы учащихся младшего школьного возраста развивали?

Перечислите интеграцию учебных предметов.

В наше время педагоги всё больше используют и широко применяют нестандартные формы во время учебных и внеучебных занятий.

Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

В качестве примера нетрадиционных форм учебных и внеучебных занятий, на которых создаются условия для развития познавательных и творческих интересов учащихся младшего школьного возраста, можно привести следующие:

Типы занятий (Таблица)

Сегодня вы принимали участие в нестандартных занятиях – путешествие, рассуждение.

Нестандартные занятия, построенные с опорой на современные педагогические технологии, открывают возможности для применения активно–деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность, умение работать в коллективе.

В заключении, хотелось бы сказать, что нетрадиционные активные формы проведения занятий способствуют не только развитию познавательных и творческих интересов учащихся, но и повышению качества обучения, вовлекает учащихся в “предлагаемые обстоятельства”, усиливает “личную сопричастность” каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий побудительный фон к деятельности, учит школьников работать с книгой, способствует самореализации, проявлению креативности, самостоятельности и, таким образом, способствует повышению мотивации обучения и воспитания.

Используемая литература:

  1. Маленький принц " Антуан де Сент-Экзюпери

Презентация.

29.07.2010