Повторяюще-обобщающий урок по теме "Электрический ток в различных средах"

Разделы: Физика


Цели:

  • Обобщение и закрепление знаний по теме «Электрический ток в различных средах»;
  • Развитие мышления, внимания, умения выделять главное, умениея использовать ПК для решения образовательных задач;
  • Приобретение навыков общения и самоорганизации в группе.

Оборудование:

  • Ноутбуки (5 шт.);
  • Мультимедийный проектор и проекционный экран, ПК;
  • Молоток;
  • Модель электрического двигателя;
  • Диод;
  • Макет телевизора;
  • Аккумуляторная батарейка;
  • Лампа дневного света;
  • Жетоны красного, желтого и зеленого цвета;

Форма работы: групповая (5 групп)

План урока:

Этап урока Комментарий Время
1 Организационный момент Мотивация учебной деятельности, настрой на урок, оглашение темы и плана урока 2 минуты
2 Проверка домашнего задания Демонстрация презентаций и доклад об особенностях прохождения электрического тока в различных средах: в проводниках, в полупроводниках, в жидкостях и вакууме. 13 минут
3 Решение задач Решение набора различных типовых задач в группах. 10 минут
4 Физкультминутка Гимнастика для глаз 2 минуты
5 Аукцион Продажа лотов. Лот будет считаться проданным той команде, которая даст больше сведений о нем. 7 минут
6 Итоговая таблица. Домашнее задание Оглашение домашнего задания. 3 минуты
7 Подведение итогов. Рефлексия. Расчет общего количества баллов, полученных группами за урок и индивидуально. Подведение итогов урока. 3 минуты
    Итого 40 минут

Ход урока

Этап 1. Организационным момент.

  1. Мотивация учебной деятельности, настрой на урок, оглашение темы и плана урока.
  2. Представление групп обучающихся. Каждая группа изучает особенности «поведения» электрического тока в какой-либо из сред. На группы обучающиеся делятся заранее. Всего групп 5: металлы, жидкости, вакуум, газ, полупроводники (согласно средам, в которых изучается протекание электрического тока).
  3. Оглашение правил заполнения таблицы расчетов баллов (Приложение 1), получаемых группой и индивидуально за каждый этап урока. На каждом этапе урока обучающиеся получают жетоны различных цветов (красного, зеленого, желтого). Количество жетонов необходимо внести в предложенную таблицу.

Этап 2. Проверка домашнего задания.

  1. Демонстрация каждой группой заранее подготовленной презентации о «поведении» электрического тока в какой-либо среде.
  2. Оценка индивидуального вклада каждого обучающегося группы в подготовку, выполнение, демонстрацию представленной презентации путем самоанализа и самооценки (в баллах от 1 до 5). Занесение данных в таблицу работы группы.
  3. Вопросы класса по тематике авторам презентации (за каждый вопрос обучающиеся получают красный жетон) и заслушивание ответов на них (за каждый правильный ответ обучающие получают зеленый жетон).
  4. Подведение итогов этапа урока: подсчет индивидуальных и групповых баллов (количество жетонов = количество баллов + баллы за вклад в презентацию).

Этап 3. Решение задач.

  1. Выдается набор типовых задач (Приложение 2). Задачи одинаковые для всех групп. Участникам групп необходимо распределить задачи между собой. Каждая задача оценена определенным количеством баллов.
  2. Проверка правильности решения задач с учителем. Простановка баллов, полученных обучающимися на данном этапе урока.

Этап 4. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз: мысленно покидаем кабинет. Представьте, что вы посетили аукцион. Откройте глаза. Посмотрите направо. Посмотрите налево. Выполните круговые движения глазами. Поищите глазами лоты нашего аукциона. Нашли?

Этап 5. Аукцион.

  1. Должны присутствовать все атрибуты аукциона: продаваемые лоты и молоток. Всего на аукцион выставляется 5 лотов. Лот будет считаться проданным той команде, которая даст больше сведений о нем. Ответы о лотах должны содержать сведения о:
    • Назначении лота;
    • Устройстве лота;
    • Принципе действия лота;
    • Авторе-изобретателе лота;
    • Области применения лота.
  2. За каждый лот команда получает желтый жетон. Перечень лотов:
    • Электродвигатель;
    • Полупроводниковый диод;
    • Телевизор;
    • Аккумуляторная батарейка;
    • Лампа дневного света.
  3. Подведение итогов этапа урока. Подсчет баллов, заработанных группой (количество желтых жетонов = количеству баллов).

Этап 6. Итоговая таблица. Домашнее задание.

  1. На проекционный экран выводится не заполненная сводная таблица о прохождении электрического тока в различных средах (Приложение 3). Под руководством учителя обучающиеся устно «заполняют» таблицу. За каждый правильный ответ обучающиеся могут «заработать» еще по 1 баллу.
  2. Оглашение домашнего задания: письменно в тетрадях заполните выше разобранную таблицу «Электрический ток в различных средах».

Этап 7. Подведение итогов. Рефлексия.

  1. Подсчет общего количества баллов, полученных за урок группой в целом и каждым обучающимся в отдельности. Сохранение результатов работы на ПК (ноутбуке). По таблице-эталону определение оценки обучающихся за урок.
  2. Заполнение сводной таблицы рейтинга работы групп (Приложение 4). Выявление самой активной группы.
  3. Рефлексия. Проводится в форме заочного анонимного голосования: положить зеленые (положительные эмоции после урока) или красные жетоны (неудовлетворенность после урока, отрицательное эмоциональное состояние) в урну для голосования.