Мир игрушек поистине неисчерпаем

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Обогащать знания учащихся об истории игрушек;
  • воспитывать уважение и восхищение мастерством народных умельцев;
  • учить бережному обращению с игрушками;
  • проявлять творческие способности учащихся;
  • формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной конструктивной работы.

Оформление:

Выставка работ, рисунков, игрушек учащихся, выставка книг, кроссворд «Куклы». Игрушки кукольного театра, игрушки марионетки.

Эпиграф урока: (на доске)

Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны особой,
Лишь в которой мы живем.

Технические средства: Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Ход классного часа 

(Включена музыкальная заставка группы «Иванушки», песня «Куклы», припев.)

Учитель: Дорогие ребята, сегодня на нашем классном часе мы с вами поговорим об игрушках, куклах. Наверное, в нашем классе нет такого человека, у которого не было в детстве любимой игрушки.

Вопрос ученикам: Что такое кукла, игрушка? Как вы можете объяснить?

/Слайд 1 «Что такое куклы? (На экране изображение куклы. Постепенно появляется вопрос, текст, затем рисунки кукол.)/

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.

В словаре В.И. Даля кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда и животного.

Игрушка – забава, легкое дело.

По мнению археологов и искусствоведов, это – любая фигурка человека.

По-японски кукла нинге – образ человека.

Учитель: Теперь вы, ребята знаете, что об этом говорят взрослые. Но игрушки тоже много могут рассказать о себе.

/Слайд 2 «Игрушки рассказывают». (На экране постепенно появляется та игрушка, о которой рассказывается.)/

Игрушки, как и люди, имеют свою историю, место происхождения.

Сегодня они могут собраться в одном доме: и обрусевшая матрешка, и французская кукла – кокетка в ажурном платье, и английский пупсик, и немецкий кукольный дом расскажут вам свою историю о том, как, шествуя по свету, они покоряют сердца взрослых и детей. Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской Империи. Забавляясь с игрушкой, ребенок, как бы репетирует взрослую жизнь. Не случайно для девочек любимой игрушкой была кукла, а для мальчиков солдатики, лошадки, различные фигурки.

Учитель: Давайте и мы посмотрим, как же играют наши девочки в куклы. Они часто выступают в роли мамы для своих любимиц-кукол.

Инсценировка стихотворения Е. Серовой «Три мамы»

Учитель: Ребята, для чего детям нужны игрушки?

(Ответы учащихся)

/Слайд 3. «Роль игрушки» в жизни людей»./

Игрушки неразрывно связаны историей человечества – они ее свидетели. Сегодня у них множество ролей: они служат актерами в кукольных театрах, в мультфильмах, украшают интерьеры, радуют нас как сувениры, утешают и воспитывают детей.

Учитель: Оказывается, что в игрушки играют не только дети, но и кто?

(Ответ учащихся) Правильно, взрослые.

Учитель: Ребята, на уроках технологии мы с вами попробовали себя в роли умельцев и научились сами делать игрушки из ниток. Вот какая у нас получилась выставка.

(Выставка работ учащихся, сделанных на уроках технологии.)

Стихотворение «Игрушки» Я. Аким.

Учитель: А как делали игрушки? Почему возникла такая необходимость делать игрушки? (Ответы детей).

/Слайд 4 «История русской игрушки». На экране изображение русских игрушек./

Сообщение учащихся о глиняных игрушках. Материал дети находят самостоятельно.

/Слайд 5 «На экране изображение филимоновских, дымковских игрушек./

Стихотворение Ш. Гупта «Моя лошадка»

Я свою лошадку
Больно не хлещу.
Я свою лошадку
Славно угощу.
Ест моя лошадка
Манго и маис,
Белый сахар сладкий
И вареный рис.
Поскачем по долинам,
По кручам и лесам…
Я свою лошадку
Из глины сделал сам.

Сообщение учащихся о деревянных игрушках.

/Слайд 6 «Деревянные игрушки». На экране изображение матрешек и каргопольских игрушек. /

Стихотворение «Матрешки».
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три матрешки
И одна матрешечка.

В старину считалось, что если ребенок небрежно обращается с игрушками - значит, не будет в доме удачи и достатка.

Учитель: А знаете ли вы сказочных кукол?

Кроссворд «Куклы». Работа с интерактивной доской.

  1. Восточная красавица, рассказывающая сказки на ночь султану.
  2. Девочка, которая спасла ласточку.
  3. Кто нравился Пьеро.
  4. Девочка из снега.
  5. «Это моя … в коробчонке едет»
  6. Героиня, спасшая в море принца.
  7. Девочка, бросившая вызов Снежной Королеве.

Ответы для кроссворда

(1. Шахерезада. 2. Дюймовочка. 3. Мальвина. 4. Снегурочка. 5. Лягушка. 6. Русалочка. 7. Герда.)

Отгадав все имена, вы прочитаете имя еще одной героини. (Золушка).

Учитель: К началу 19 века кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Но где же можно все игрушки хранить? Столько их много и все такие красивые! Хотите побывать в кукольном царстве-государстве? Находится оно недалеко от Москвы. Столицей кукольного царства стал подмосковный город Сергиев Посад. Там создают музей игрушки и институт игрушки.

/Слайд 7. На экране фотографии г. Сергиев Посада/

Учитель: Ребята, чтобы игрушки, куклы не ломались нужно с ними очень бережно обращаться. Чтобы не произошло так, как в этом стихотворении.

В. Берестов «Больная кукла»

Учитель: Попробуем вылечить куклу? Поможет нам в этом … Да вот и он сам к нам торопится. /Забегает Буратино/\.

Буратино: Мальчики и девочки, здравствуйте! Вы меня узнали? Я тоже хочу узнать про игрушки, можно мне у вас остаться?

– Да.

Учитель: Оставайся, Буратино. Может быть, ты споешь нам?

Буратино: Конечно, конечно. Я не только спою, я еще и станцую. А, вы, ребята, повторяйте за мной.

(диск – караоке с эпизодом из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино») Куплеты дети поют, на проигрыше зарядка.

Физкультминутка: Песня «Буратино».

Учитель: Спасибо тебе, Буратино, оставайся с нами.

Учитель: Ребята, существуют и другие музеи.

В Государственном Историческом Музее куклы расскажут о детстве русских царевичей и других знатных маленьких особ.

/Слайд 8 «Серьезные куклы». На экране фотографии экспонатов музея «Серьезные куклы».

Учитель: Ребята, куклы ещё могут и оживать. Но где, как вы думаете?

/Слайд 9 «Где оживают куклы?» На экране изображения кукол из музея при театре имени Образцова./

Учитель: Сейчас и мы побудет в роли волшебников, и оживим наших кукол. Кукольный спектакль «Колобок».

Учитель: Существуют и частные музеи. /Слайд № 10. Музей «Уникальных кукол». На экране фото директора музея Юлии Вишневецкой и экспонатов музея./

Учитель:Сколько же здесь всяких кукол!! Есть куклы – младенцы и куклы – бабушки, куклы – простушки и куклы – важные дамы, куклы – озорницы и куклы – скромницы, куклы ростом с пятилетнего ребенка и куклы – крошки ростом всего несколько сантиметров.

Некоторым из них по 150 и более лет, а изготовлены они были не только в России, но и во Франции, Англии, Германии, Японии, Швеции. Есть в музее и современные куклы в роскошных нарядах, созданных видными российскими модельерами. Есть и старинные заводные куклы-автоматы, умеющие выполнять довольно сложные действия – например, кукла-бабушка будет вязать, а котенок у ее ног – играть с клубком. Здесь есть даже кукла наследника Тутти, которая снималась в фильме “Три толстяка”.

А сколько здесь предметов чудесного кукольного мира – и одежды, и посуды, и мебели! Причем все в этом игрушечном мире поставлено серьезно: если посуда – так из кузнецовского фарфора, если швейная машина – так фирмы “Зингер”, а если кукольный магазин – так со всевозможной одеждой и обувью на все случаи жизни и любую погоду, от нижнего белья до зонтиков и перчаток..

Учитель: Вы, ребята, дома писали рассказы о своих игрушках, приготовили рисунки на нашу выставку. Ваши родители тоже принимали участие в нашем классном часе, они писали о своих игрушках.

Дети рассказывают о своих игрушках по желанию. Если на классном часе присутствуют родители, они тоже рассказывают.

Учитель: Ребята, на этом классном часе мы с вами познакомились лишь с маленькой крупицей всего интересного из истории игрушек. Можно много рассказывать о том, какие бывают игрушки, как делают современные игрушки, люди каких профессий заняты в создании игрушек. Но у нас с вами просто не хватит времени, чтобы все это рассказать. Вы уже сами умеете находить полезную и интересную для вас информацию. Может быть, кто-нибудь из вас в дальнейшем продолжит эту работу и расскажет нам много нового.

/Слайд 11. На экране «деформированные» пословицы./

Учитель: Ребята, мы уже говорили, что чтобы создать игрушки, нужно приложить много сил. Тогда получится все, что можно захотеть. Какие пословицы о труде вы знаете?

(Ответы детей)

Выполните задание. «Соберите» пословицу, соедините маркером части пословицы.

Люби дело             Тот будет хлебом богат
Рабочие руки   Мастера боится
Для умелой руки   Не знают скуки
Кто трудиться рад   Мастером будешь
Дело   Все работы легки

Учитель: Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием.

/Слайд 12. Небольшой вам наказ./

Если у тебя умелые руки… смело берись за дело!
Одним чудесным свойством обладают игрушки:
они появляются всюду, куда не взглянет глаз человека.
Надо только им немного помочь.

Учитель: На память о нашем классном часе, мы хотим подарить нашим гостям куклы-обереги, сделанные своими руками. Пусть они вас берегут и приносят вам счастье!

(Дети дарят куклы.)

/Слайд 13. На экране анимационное изображение игрушек, движущихся вперед./

Учитель: Игрушки имеют интересную долгую историю, ты можешь ее продолжить!

В заключении ученица исполняет песню "Спят усталые игрушки"

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы до свиданья,
До счастливых новых встреч.

Презентация, Приложение.