Урок-путешествие по окружающему миру

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с природными богатствами, достопримечательностями Астрахани и Астраханской области;
  • воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю;
  • работать над развитием внимания, логического мышления.

Оборудование:

  • физическая карта России;
  • карта Астраханской области;
  • для индивидуальной работы – атласы и контурные карты
  • Астраханской области;
  • Видеофильм «Богдо Баскунчак».

Ход урока

I. Урок начинается со стихотворения З. Александровой «Родина».

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики.
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!

– А что вам вспоминается, если звучит слово «родина»? (Свой двор, свой дом, родители, друзья, своя школа, класс)

Родина – это слово знает каждый из нас с раннего детства.
Родина – это наша страна, наш город, где мы родились и живём.
Родина – это наши астраханские степи и великая Волга.

– Но что – то объединяет всех людей, живущих в нашем городе. (Это великая русская река Волга)

Чтение стихотворения «Волга».

Ты мой восторг, моя твердыня
И бренных жил родная кровь.
Моя ты гордость и святыня,
Моя нетленная любовь.
И скорбь, и память, и живое…
И цвет апрельский, и жнивьё,
Росток и древо вековое,
Исток и устье ты моё.
Пои зелёными дождями
Вперёд летящие века,
Звени и волнами, и льдами,
Не иссякай, моя река…

II. Историческая справка.

Здесь, как вихрь, проносились великие монгольские завоеватели и чинно вышагивали заморские купцы. Здесь чинил суд Степан Разин и творил славу России Пётр I.

Многое в прошлом. Город стареет, как стареют люди. Разрушены церкви, сожжены в огне гражданской войны великие памятники истории и культуры, и лишь старые названия ещё напоминают о прошлом: Татар-базар, Большие Исады, Ахтуба, … .

Астраханский писатель Александр Марков пишет: «У меня всегда учащённо начинает биться сердце, когда в полуистлевшем документе, старинной книге, в неприметной надписи под рисунком мелькнёт слово «Астрахань». Значит что-то новое, неизведанное, забытое, узнаю я о своём городе. Для меня родной город не только место проживания. Это опрессованная в архитектуре история и беспрерывная цепь созидания. Только народ-труженик мог в кратчайшее время построить город. В 1556 году русские войска завоевали Астраханское ханство, уже летом 1558 года английский посланник Дженкинсон увидел в низовьях Волги на левом берегу новый город, город-крепость.

С первых же лет своего существования Астрахань приобрела мировую известность. Сюда едут купцы, путешественники, учёные. Немецкий поэт Пауль Флеминг, побывав в Астрахани, в 1636 году писал:

Цвети и здравствуй здесь за крепкими стенами,
Чьи камни Тамерлан ещё топтал конями,
А ныне вновь стоят – царям Руси оплот.
Здесь три недели мы гостили без забот.
Так здравствуй и цвети!
Теперь-то мы узнали,
Какой прекрасный край
В пути мы повстречали

– Могли бы вы представить наш край без неё, без Волги? (Конечно нет)

Звучит фонограмма песни «Течёт река Волга».

III. Поэты об Астрахани.

Трудно даже перечислить всех тех, кто посвящал Астрахани учёные статьи, стихи.

Одни называли её «Русской Венецией», «Каспийской Александрией», а другие ругали за пыль, грязь, отсутствие зелени.

А сколько замечательных стихотворений посвящали своему городу сотни Астраханцев – от В. Тредиаковского до авторов, едва ступивших на литературную стезю.

Одно из стихотворений Леонида Чашечникова вы сейчас услышите.

Астрахань.
Шёл по дорогам я, бродил по тропам,
Сгорал в июле, мёрзнул в январе –
Пока на стыке Азии с Европой
Явился белый город на заре.
Он колыхался, как мираж в пустыне,
Он отражался в маковках кремля,
Он расползался красками густыми
В развалах за кормою корабля.
Над пристанями чайки голосили,
Тянуло с Волги волглою пенькой…
Старинный город на краю России,
Такой же всё – и всё же не такой!

– А что вы можете сказать о своём крае? (На этот вопрос мы ответим песней «Край, в котором мы живём»).

Вот сегодня и мы совершим путешествие – экспедицию по Волге, по нашему краю – Астраханской области.

Глубь недр пойму, и сроки углублю,
И с гордостью скажу родному краю:
Люблю и знаю. Знаю и люблю
И тем полней люблю, чем глубже знаю!
Ю. Ефремов. «Люблю и знаю»

IV. Работа с атласами.

Откройте атласы. Найдите Астрахань, Астраханскую область. Назовите её географическое положение. (Юг России, низовье Волги. Астраханская область простирается с северо – запада на юго – восток вдоль обоих берегов дельты Волги – самой крупной реки Европы. Граничит на севере с Волгоградской областью, на западе – с Калмыкией, на востоке – с Казахстаном, на юге – омывается Каспийским морем)

Работа в контурных картах.

– Обозначьте г. Астрахань в контурных картах.

– Действительно, Волга впадает в Каспийское море, и раньше по Волге можно было добраться только до одного – единственного моря – Каспийского.

– А теперь? (В Азовское, Чёрное, Балтийское, Белое моря)

Как вы думаете, почему это стало возможным? (Благодаря каналам, которые соединяют одну реку с другой)

Что вы можете рассказать о Волге? (На севере Калининской области, близ озера Селигер, есть деревушка Волгово – Верховье. Названа она так не случайно. Недалеко отсюда стоит расписной бревенчатый домик. В глубине его видно тихое биение ключа. С него начинается могучая река Волга (исток). Слабеньким ручейком выглядит Волга в своём истоке. Далее, пройдя через несколько озёр, сливаясь с другими ручейками и речушками, Волга разливается могучей рекой. Много более мелких рек несут в Волгу свои воды – притоками. (Ока и Кама – самые крупные притоки). Но в Волгу не только вливаются, но и отделяются от неё – рукава.

(Ахтуба, Бузан, Бахтимир, Кигач, Табола, Камызяк, Болда). Так что вода Волги впадает в Каспий через многочисленные рукава. Место, где река впадает в реку, озеро или море называется – устьем).

Устье Волги одно из крупнейших в мире. Оно называется дельтой.

– Что такое дельта? (Дельта – это устье реки, которая разветвилась на отдельные рукава).

V. Работа в контурных картах.

Выделите водоёмы: Волгу, Ахтубу, Бузан, Бахтемир.

– Скажите, почему так говорят «Удивительный мир – дельта»? (Стены тростниковых зарослей, густые кроны склонившихся к самой воде ив, зелёные коридоры ериков, таинственные всплески играющей рыбы, слетающие с берега или сухих ветвей над водой причудливые серые цапли, стаи лосух и уток, пеликаны, лебеди, словно огромные белые цветы тёмных зарослей тростников и лотосов – всё это в дельте).

Чтение стихотворения Николая Поливина «Дельта Волги».

Опять у нас хорошая погода:
струятся жёлтой медью камыши,
и черпают задумчивую воду
бакланов жирных
чёрные ковши.
Сомы мальков отчаянно глоушат,
в подводных джунглях выводки щурят,
не разбирая, всё живое душат…
Спокойствие лишь лотосы хранят.
Они стоят-в закате розоваты, -
индийскими поверьями душа.
И тополи роняют в воду вату,
и белый пух – на струнах камыша…
Зигзаги цапель в молнии отлиты,
и солнце – как огромный барабан…
И, крылья распустив, ворчит сердито
От сытости и лени пеликан.
Осокори дымятся, как вулканы.
Горят протоки, словно сотни ран…
А в стороне, на отмели песчаной,
над севрюжонком тешится орлан.

– Чем ещё известна дельта? (Рыбной ловлей, выращиванием помидор, арбузов, риса). 

Очень много известных знаменитых людей посетили нашу область.

В конце 1843 года в Астрахань приезжал Иван Сергеевич Аксаков (сын писателя). Он был поражён рыбными богатствами Волги, не удержался и написал стих:

Да, я спускался налегке
По матушке по Волге по реке,
Под Астрахань и даже дальше – в море…
Вот так – то, брат, там золотое дно:
Белугами полнёхонько – полно!

В 1780 году приезжал в Астрахань Александр Васильевич Суворов вместе с женой Варварой Ивановной и прожили здесь почти два года.

13 октября 1858 году на пароходе «Нахимов» в Астрахань прибыл знаменитый французский литератор Александр Дюма.

VI. Богатство Астраханской области.

Чем ещё богата Астраханская область? (Полезными ископаемыми: газ, конденсат, нефть, сера, соль, бром, гипс, песок, глина, минеральные воды и лечебные грязи).

Самым распространёнными полезными ископаемыми в области являются песок и глина.

– А как они образуются? (Песок и глина образуются при разрушении твёрдых пород, например, гранита. Когда Разрушались гранитные горы, то кварц дал начало песку. Вода, ветер, солнце превратили его в частички в мелкие зёрнышки. В Астраханскую область пески принесли моря и Волга, а часть песка до сих пор приносится ветром из пустынь Казахстана. Самые большие залежи песка в Ахтубинском и Енотаевском районах. Одного с песком рода – племени глина. Если песок образовался из кварца, то глина – из слюды и полевого шпата).

Вывод: песок и глина образуются при разрушении гранита под воздействием воды, ветра, солнца; песок – из кварца, глина – из смолы и полевого шпата.

Ценнейшими полезными ископаемыми области являются нефть и газ.

Удивительно их происхождение, ведь образовались они из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

– Что является родиной нефти? (Море. Нефть залегает глубоко в земле. Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По трубам нефть поднимается на поверхность земли).

В разные районы нашей страны нефть поступает по нефтепроводам, а газ – по газопроводам. Часто природный газ залегает под землёй вместе с нефтью.

– Есть ли у нас такие месторождения? (В 1954 году в районе села Промысловка Лиманского рай она, а затем около сёл Олейниково и Межево.

Крупное и ценное месторождение газа было открыто в 1977 году около станции Досанг и носит название Аксарайского месторождения).

Работа в контурных картах.

Обозначьте месторождение газа.

– На Руси существует обычай: встречать гостей чем? (Хлебом и солью).

А почему? (Хлеб и соль – это символ верности, дружбы и богатства).

«Без соли, без хлеба – худая беседа».

– Есть ли у нас в области месторождения соли? (Есть, озеро Баскунчак. Это гордость нашего края. Оно не только содержит значительные запасы соли, но эта соль очень качественная).

Отметьте месторождение соли.

В морях и океанах образуется другое известное в Астраханской области полезное ископаемое – известняк.

На территории нашего края в далёком прошлом было море. Морские организмы оседали на дно, погибая. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка.

Особая разновидность известняка – мел, мрамор.

– Чем ещё богат наш край?

– А за что астраханцы любят свой край? (Астраханцы любят свой край и заботятся о нём. В дельте реки Волги в 1919 году был организован Астраханский биосферный заповедник. Цель его – сохранение уникальных растений и животных дельты. В заповеднике множество красивых островов, покрытых ивовыми лесами и зарослями тростника. Растёт редкое растение лотос, занесённое в красную книгу России. В воде обитает ценнейшая рыба – осётр. У реки можно увидеть редких птиц – пеликанов. В заповеднике много и других птиц – около 230 видов (лебеди, гуси, утки, орлан – белохвост, скопа).

В чём отличие заказника от заповедника? (В 1993 году был основан Богдинско-Баскунчакский заказник, а в 1997 году ему присвоили статус заповедника.

Заказник – это участок природной территории на котором вводятся ограничения.

Заповедник – это значительный участок природной территории, изъятый из сферы хозяйственной деятельности человека.

Богдинско-Баскунчакский государственный природный заповедние создан с целью сохранения горы Большое Богдо, озера Баскунчак и уникальной природы этих мест).

Просмотр видеофильма из серии «Путешествие по родному краю» – «Богдо Баскунчак»

– Давайте подумаем, что же мы можем посоветовать взрослым, друзьям, чтобы наш край был всегда таким красивым?

Итог.

Занимательные задачи.

  1. Составь как можно больше слов из слова «Астрахань».
  2. Подчеркни лишнее: лотос, кувшинка, чилим, одуванчик, кубышка
  3. Какие рыбы спрятались? бовал знаас торёс дукса тапвол алгебу
  4. Угадай рыб Астраханских водоёмов:
  5. Зачеркни лишнее: Кабан, сайгак, лисица-корсак, заяц-русак, заяц-беляк, верблюд, медведь.