На пороге школьной жизни

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Что такое готовность к школе? Как проблема, этот вопрос был сформулирован в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Предлагается несколько способов определения “школьной зрелости”, одни специалисты считают достаточным критерием определенную ступень морфологического развития (например, смена молочных зубов); другие связывают с умственным развитием; третьи считают обязательным условием готовности определенный уровень личностного развития ребенка.

Многие родители считают, что если ребенок умеет читать и считать, он готов к обучению. Умение читать и считать будет достигнуто само собой. Однако к поступлению в школу у ребенка должен быть интерес к книге, желание “общаться” с книгой, получать из нее информацию. При этом дошкольник может овладеть и техникой чтения, но это не должно превратиться в бессмысленное и утомительное для ребенка натаскивание, которое может навсегда отбить у него охоту читать. Бесспорно, беглое чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но важно, чтобы у будущего первоклассника были сформулированы предпосылки учебной деятельности и все составляющие, необходимые для успешного обучения.

Начальная школа предъявляет свои требования к уровню готовности ребенка к систематическому обучению. Одно из требований – это изменение режима дня, характерного для дошкольного детства. До школы посещение детского сада и продолжительность пребывания ребенка в нем могли регулироваться в зависимости от семейных условий. Однако посещение школы обязательно – на занятия ребенок должен приходить ежедневно. На уроке ему предстоит сидеть определенное время спокойно, сосредоточенно работать, а на переменах за относительно короткое время восстанавливать свои силы. Усилия учителя не должны быть направлены только на изучение школьных предметов.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем.

Для успешного овладения письмом у ребенка должна быть развита мелкая моторика пальцев.

Успех обучения в значительной степени зависит также от уровня развития речи ребенка, от богатства его словарного запаса, от того, умеет ли он самостоятельно, связно, четко, выразительно и грамматически правильно высказываться.

По-моему больше всего на успехи ученика влияет уровень развития познавательных процессов и функций: внимания, памяти, мышления.

Подробнее я хочу остановиться на этом.

Внимание

Если у ребёнка не всё благополучно в школе, то часто в этом винят внимание.

Внимание – это волшебная дверь, которая впускает в наше сознание внешний мир. Увидим ли мы его во всей красе, во всех мельчайших подробностях зависит от того, как мы управляем своим вниманием. У детей нет опыта организации собственного внимания – их вниманием почти всегда управляли взрослые. Именно взрослые говорили слова-ключи: “Посмотри сюда”, “Сравни”, “Ты, заметил?” и т. п. Если вы научите ребенка самостоятельно отдавать себе такие команды, вы сделаете первый шаг в сторону самоорганизации его внимания.

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является его непроизвольность. Малыша притягивают внешне привлекательные предметы и события. Пока сохраняется интерес к этим объектам, поддерживается и внимание к ним. К моменту поступления в школу у ребенка начинает формироваться произвольное внимание – малыш в состоянии сосредотачиваться на определенных объектах в зависимости от поставленной перед ним задачи. В этом возрасте начинают появляться элементы послепроизвольного внимания – ребенок начинает получать удовольствие от самого процесса выполнения задачи. При этом ему не приходится прилагать волевые усилия для сохранения внимания.

Как проверить, насколько у ребенка развиты характеристики внимания? Предлагаю вам несколько тестов:

  • Дорожки.

Этот тест поможет вам оценить устойчивость внимания ребенка. У начала каждой “дорожки” есть номер, есть он и у конца дорожки. Но эти номера не совпадают. Ребенку нужно внимательно проследить направление каждой “дорожки” от ее начала до конца, причем использовать при этом ручку, карандаш и даже палец запрещается. Попросите ребенка назвать номер “дорожки” с левой стороны, а потом – с правой.

Важно заметить время выполнения задания, неправильные, путаницу. Ребенку 6-7 лет потребуется 1-2 минуты на то, чтобы справиться с заданием практически без ошибок.

  • Цифровая таблица.

С помощью этого теста вы можете определить объем, скорость распределения и переключения внимания. Если ребенок умеет считать, предложите ему таблицу, состоящую из цифр от 1 до 25, порядок расположения цифр произвольный. Задание будет следующим. Нужно быстро находить, показывать и называть цифры от 1 до 10 или от 1 до 25.

На выполнение этого задания ребенок должен затратить не более 2 минут, почти не сделав ошибок.

Развитие различных свойств внимания – концентрации, устойчивости, переключения, распределения – необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.

Предлагаю следующие тесты. Время и оценки не нужны – это тренинг.

Концентрация внимания. Это свойство внимания характеризуется способностью малыша сосредоточиться на одном или нескольких объектах. Концентрируя внимание, ребенок пытается сосредоточиться на выполнении определенного задания, при этом объем его внимания сужается и рассматриваемый объект представляется малышу более подробно, отчетливо и ярко.

  • Найди такую же.

Устойчивость внимания. Показатель устойчивости внимания – время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него.

  • Предложите ребенку таблицу, состоящую из букв. Нужно зачеркнуть одну букву ( например, “И”) во всей таблице.

Это упражнение нужно выполнять постоянно, тогда вы увидите, как улучшается устойчивость внимания, а если вы будете хранить детские работы, то в один прекрасный день можете показать ребенку, каких успехов он добился, как изменились результаты.

Постепенно задание можно усложнять. Например, вы предлагаете ребенку букву “О” подчеркивать, букву “А” – обводить в кружок. Или над буквой “У” нужно поставить точку, а букву “Б” – зачеркнуть. Можно также использовать вместо букв цифры или какие-нибудь значки, символы, рисунки.

Зачеркни все буквы “Н”, а все цифры “5” обведи в кружок.

  • Найди слово.

Это упражнение для ребенка, который умеет читать. В таблице, состоящей из букв, данных вразбивку, нужно найти слова. Для этого ребенку придется внимательно просматривать каждую строчку. Слова состоят их трех, четырех и пяти букв, а когда будет обнаружено, его надо подчеркнуть. Если не получается, нужно помогать и продолжать тренировать.

Посчитай, сколько раз встречается в таблице слово “ДОМ”.

Какие еще слова спрятались в таблице?

Переключение внимания. Это способность ребенка осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой, быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одного вида деятельности к другому. Развитие переключения внимания поможет малышу адаптироваться к школьной жизни.

  • Живое – не живое.

Эту игру дети очень любят и обычно играют в нее с удовольствием. Объясните ребенку, что от него требуется подавать разные сигналы, если он услышит слова, обозначающие живой и неживой предмет. Например, услышав слово “медведь”, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при слове “зеркало” – топнуть ногой.

Варианты игры: “Летает – не летает”, “Звери, птицы и рыбы”, “Мебель, посуда и одежда”.

  • Как раскрасить.

Ребенку предлагается раскрасить все круги – синим карандашом, все овалы – зеленым.

Это задание можно видоизменить, предложив для раскрашивания маленькие и большие предметы, например маленькие домики раскрасить в красный цвет, а большие – в оранжевый, узкие полоски – в желтый цвет, а широкие – в коричневый, длинных змеек раскрасить зеленым цветом, а коротких – красным и т. д.

Распределение внимания. Ребенок должен уметь концентрироваться не на одном, а на двух или большем количестве различных объектов. Это дает малышу возможность одновременно совершать разные действия и следить за несколькими процессами, не теряя ни одного из поля зрения.

Научить ребенка управлять своим вниманием, значит научить его планировать наблюдения, работать системно, проговаривая последовательность действий. Для того чтобы контролировать выполнение действий, можно выкладывать палочки, как только один этап работы будет завершен, или ставить галочки на листочке бумаги.

Большую роль в организации внимания играет умение задавать вопросы, позволяющие обнаруживать явные и скрытые свойства предметов.

Вы сами можете провести маленький эксперимент. Поставьте перед собой вашу любимую чашку и постарайтесь удерживать на ней внимание как можно дольше. Вы не должны думать ни о чем другом, кроме чашки. Уверена, что вы смогли удержать внимание на чашке не более одной минуты. А теперь сконцентрируйте свое внимание на чашке и задавайте себе вопросы… о чашке. Как будто вы ее впервые увидели. Какого она цвета? Размера? Какая она на ощупь? Хорошо ли она сохраняет тепло чая?

Рассмотрите все трещинки и подумайте когда и от чего они могли появиться и т. п. задавайте себе вопросы о чашке и отвечайте на них, пока у вас не иссякнут все вопросы. Сколько времени вы были сосредоточены на чашке? Что нового узнали о своей чашке?

Вот видите, как умение задавать вопросы, находить все новое и новое в, казалось бы, хорошо известном объекте позволяет не только долго удерживать на нем внимание, но и узнавать о его совершенно неожиданных особенностях

Итак, внимание можно тренировать. Например:

  • Покажи по порядку.

Это упражнение подойдет в том случае, если ребенок умеет считать и знает цифры.

Предложите ребенку таблицу из 9 ячеек. В ячейках в счетном порядке записаны числа от 1 до 15, но 6 из них отсутствуют. Ребенку нужно отыскать и показать все цифры в счетном порядке, а отсутствующие цифры назвать или записывать. Таблицы нужно менять.

Постепенно задание усложняется. В ячейках в произвольном порядке записаны цифры от 1 до 35, 10 из которых отсутствуют.

  • Расставь по образцу.

Память

Память – форма психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она является основой обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.

Дошкольный возраст – период наиболее быстрого развития памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание.

Память ребенка, так же как и внимание, на протяжении всего дошкольного возраста характеризуется непроизвольностью.

К 5-6 годам у малыша начинает формироваться произвольная память, которая, объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Развитие произвольной памяти является одним из главных условий успешной адаптации к школе.

Перед поступлением в школу ребенок должен уметь:

  • Вести целенаправленное наблюдение предметов и явлений;
  • Самостоятельно ставить перед собой цель: запомнить, а затем вспомнить;
  • Использовать различные приемы запоминания (смысловое соотнесение, смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным).

По определенным свойствам восприятия и сохранения материала память может быть двигательной, механической, образной, смысловой, эмоциональной.

В школе большая часть информации поступает ребенку в основном по двум каналам: зрительному и слуховому.

  • Если у ребенка лучше развита зрительная память, значит, ему будет легче запомнить материал, который представлен в виде картинок, схем, наглядных пособий.
  • Если у ребенка лучше развита слуховая память, то, заучивая учебный материал, ему необходимо его проговаривать, читать вслух, слушать. Учить уроки такому ребенку легче вслух.

Однако, если у дошкольника хорошо развита зрительная память, ему все равно необходимо развивать слуховую память и наоборот.

Зрительная память основана на сохранении и воспроизведении зрительных образов: запоминание увиденного информационного материала. Одним из вариантов зрительной памяти является фотографическая память. Она основана на способности при воспоминании мысленно увидеть перед глазами то, что было воспринято раньше, причем настолько ясно и четко, что увиденное можно описать достаточно подробно. Возможно, вам приходилось самим испытывать нечто подобное или слышать, как кто-то рассказывает: “Я как бы увидел перед глазами страницу учебника, даже пятнышко в левом нижнем уголке!..”

С помощью данного текста можно исследовать особенности зрительной памяти ребенка.

Покажите ребенку 10 картинок. Не торопитесь. Каждую картинку демонстрируйте 5-6 секунд. Показав ребенку все 10 картинок, попросите его назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет.

Оценка:

  • Обратите внимание, есть ли повторы?
  • Встречаются ли названия предметов, которые вы не показали?
  • Сколько всего вспоминается картинок?
  • Покажите ребенку картинки, которые он забыл.
  • Попросите вспомнить все картинки через 10 минут.

Снова отметьте ошибки. Затем попросите вспомнить картинки через час.

  • Хороший результат – 8-10 картинок.
  • Удовлетворительный результат – 5-7 картинок.
  • Неудовлетворительный результат – меньше 5 картинок.

Упражнение “Перестановки” развивает память и внимание.

Ребенок запоминает рисунок. На следующем рисунке, очень похожем на первый, некоторые предметы оказываются не на своих местах. Ребенок должен по памяти сказать, какие предметы изменили свое местоположение.

Следующее упражнение тренирует зрительную память, умение манипулировать мысленными образами. В начале игры предмет находится в центральной клетке. За один ход, например лягушка, передвигается только на одну клетку вверх, направо, вниз, налево. Проигравшим считается тот, кто выпускает предмет за пределы поля. (на доске)

     
 

 
     

Слуховая память базируется на запоминании и воспроизведении речевых, музыкальных и других различных звуков. Роль слуха в развитии ребенка трудно переоценить. Недаром реакция на звук – одна из первых детских реакций, а поворот головы на звук – локализация источника звука – важный критерий уровня развития ребенка раннего возраста. Многое из того, что ребенок узнает (в т.ч. учебный материал), он воспринимает через слух. Иногда и дети, и взрослые, стремясь лучше запомнить материал, проговаривают услышанное, шевелят губами, повторяя про себя. Это действительно способствует запоминанию.

Проверка уровня развития слуховой памяти тест Венгера

Вы предлагаете ребенку запомнить 10 слов. Слова должны быть простые и короткие. Это может быть такой ряд:

Кот, ель, дом, зима, игра, мост, брат, конь, очки, стул

Вы медленно зачитываете ребенку слова и просите его повторить все, что он запомнил. Затем читаете эти же слова второй раз, и ребенок опять повторяет все, что он запомнил. Процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не запомнит все 10 слов (но не более пяти раз)

Если ребенок даже после 5 повторов не способен запомнить и воспроизвести все слова, это может говорить о слабой нервной системе или о минимальных мозговых дисфункциях. Обычно у таких детей есть проблемы и со вниманием.

Для развития слуховой памяти можно упражняться в запоминании фраз.

Читайте ребенку фразы по одной и просите повторить. Количество слов увеличивается.

Отмечайте, если ребенок с первого раза правильно повторил фразу, не меняя слова местами.

Люди часто жалуются на плохую память, но почти никогда на плохое мышление. Часто ли вам приходилось слышать: “Знаете, я вообще-то плохо соображаю?” А вот жалобы вроде: “У меня плохая память” – мы слышим везде и всюду. Между тем, память очень тесно связана с мышлением.

Проведем небольшой эксперимент. Попробуйте запомнить такой ряд цифр

17414557612001

Не получилось с первого раза? Конечно, количество цифр значительно превышает объем кратковременной памяти нормального человека (7+2). Но эти четырнадцать цифр вы легко запомните, если заметите, что сгруппированные по две они обозначают числа значимых для России дат.

17 – Октябрьская революция,
41 – начало Великой Отечественной войны,
45 – окончание Великой Отечественной войны,
57 – первый спутник Земли,
61 – первый человек в космосе,
2001 – первый космический турист.

Повторите. Получилось? Вот видите, как все просто! Мы чуть-чуть подумали, укрупнили единицы информации – до преобразования у нас было 14 единиц информации, после преобразования только шесть, что укладывается в магическое число 7+2. Таким образом, развитие мышления – это самый короткий путь для развития памяти.

Мышление

Мышление – один из важных психических процессов. Это особый вид деятельности ребенка, характеризующийся познанием, обобщением и отражением окружающего мира.

Перед поступлением в школе ребенок должен уметь анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления, устанавливать закономерности, делать простые умозаключения и ориентироваться в пространстве.

Сравнение. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Задания на сравнение помогут оценить уровень развития произвольного внимания, зрительного восприятия и памяти ребенка.

  • Найди различия.

Затем можно предложить раскрасить картинки.

Классификация. Малыш должен уметь распределять предметы (или объекты) по каким-либо группам, выбирая при этом определенные основания классификации – существенные признаки (основная классификация) или несущественные признаки (вспомогательная классификация). Хорошо, если ребенок не только относит предметы к определенной группе, но и называет группу предметов обобщающим словом, выделяет “лишний” по какому-то признаку предмет из группы предметов, называет признак, объединяющий предметы или противопоставляющий их.

Закономерности. Ребенок учится устанавливать несложные связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов. Полезное упражнение – установление последовательности действий или событий. Малыш должен рассказать, почему он расставил картинки в определенном порядке. Хорошо, если ребенок составит связный рассказ по картинкам, объединив их одним сюжетом.

Умозаключение. Малыш должен уметь из одного или нескольких суждений делать простое по аналогии. Ребенку предлагается установить связь между предметами, а затем по аналогии подобрать подходящий предмет к другому (например, собака – шерсть, рыба – чешуя). Полезные упражнения для развития мышления – рассуждения на тему частного и общего, решение логических задач (какой из 6?).

Пространственное мышление. Дошкольник учится устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве. Хорошо, если он может соотнести предметы по форме и размеру, подобрать детали или фрагменты, подходящие друг к другу по форме и размеру, подобрать детали или фрагменты, подходящие друг к другу или к предложенному образцу.

  • Подбери к рисунку недостающий фрагмент.
  • Раскрась фигуры, используя только четыре цвета. Фигуры одного цвета не должны соприкасаться друг с другом.

Формирование мелкой моторики рук

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Вот почему важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Развивают мелкую моторику лепка, вырезание, изготовление аппликации.

Упражнения для развития мелкой моторики:

  • Составить фигурки из счетных палочек.
  • Сделай так же из палочек и маленького кружка.
  • С завязанными глазами определить предмет, животное (маленькая игрушка), из чего сделано.
  • Провести карандашом по контуру, не отрывая руки, начиная от точки.
  • Раскрась по номерам.
  • Штриховка по образцам.(показать трафареты)
  • Продолжи узор.

Заканчивая выступление, остановимся на основных задачах в подготовительной работе с детьми:

1. Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
2. Развитие любознательности, стремление к расширению знаний.
3. Формирование и развитие познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, речи).
4. Формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.
5. Развитие инициативности, самостоятельности, активности.
6. Формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании, выполнять необходимые действия, осуществлять самоконтроль)

Желаю вам успехов в вашем нелегком труде, здоровья, благополучия.

Использованная и рекомендуемая литература:

  • Формирование мелкой моторики рук. – Большакова С.Е. М. – 2005. Творческий центр “Сфера”.
  • Подготовка детей к школе. – Под ред. Парамоновой Л.А. М.– 1989. “Просвещение”.
  • Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. – Ярославль, 1999.
  • Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под редакцией Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1998.
  • Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие педагогов и родителей. – Ярославль, 1997.
  • А. Герасимова Тесты для подготовки детей к школе. М., 2005, 2006.
  • Серия “Вся дошкольная программа”, – М., 2006.
  • Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина Тесты для подготовки ребенка к школе. – М., 2001.
  • Материалы журнала “Начальная школа”. – 2002 №6, №1, №12; 2007 №2.

Презентация