Открытый урок по русскому языку во 2-м классе по теме "Обобщение и систематизация по теме "Виды предложений по цели высказывания и интонации"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на урок к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы выросли, как научились красиво и правильно писать и работать на уроке.

2. Минутка чистописания.

Букву М напишем мы,
В этой букве две горы.
“Милая мама”, “мир” и “Москва”,
Нам очень нравятся эти слова.

Какие родные слова, начинающиеся с буквы М, встретились в этом четверостишии?

Посмотрите, как правильно написать соединение заглавной и строчной буквы М.

Показ на доске. Запись в тетради.

А какие ещё дорогие слова начинаются с этой буквы? Каждый назовёт одно слово, постарайтесь не повторяться.

3. Словарная работа.

Прочитайте записанные слова.
Чем они похожи?
Найдите “лишнее” слово.
Что объединяет оставшиеся слова?

А какой праздник будет завтра в нашем городе? Сколько лет исполнится городу Мурманску?

Вы любите город Мурманск?

На день рождения принято дарить подарки. Вы уже составили красивые поздравления для нашего города, а добросовестная работа на этом уроке будет лучшим подарком для города. Постарайтесь красиво записать слова.

А теперь давайте, разделим их на слоги.

4. Предложение.

А что мы можем составить из отдельных слов?

Что вы знаете о предложении?

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Расскажите о повествовательном предложении.

Составьте повествовательное предложение, используя слово мох.

Расскажите о вопросительном предложении.

Составьте вопросительное предложение, используя слово морошка.

Расскажите о побудительном предложении.

Составьте побудительное предложение, используя слово Мурманск.

Если будет предложение восклицательное , то уточнить интонацию.

Скажите, пожалуйста, к какой большой группе живой природы мы можем отнести слова мох и морошка?

Какие ещё растения Мурманска вы знаете?

Я тоже составила предложения, но очень спешила и забыла поставить знаки препинания. Вы мне поможете?

Трудно вырастить в Заполярье дерево.

Ты хочешь видеть наш город красивым и зелёным?

Не ломай деревья и кустарники!

Эти предложения мы запишем по рядам.

А ещё я приготовила запрещающие знаки. Вы догадались, о чём они говорят?

Составьте побудительные восклицательные предложения, используя эти знаки.

5. А теперь поработаем с карточками.

Определите вид предложения по цели высказывания и поднимите нужный знак.

Что за чудо из чудес?
Вдруг на горке вырос лес!
Это скрытое от взгляда,
В гору шло оленье стадо.

Почему автор четверостишия сравнил оленье стадо с лесом?

Кроме домашних северных оленей в тундре сохранилось много диких северных оленей.

6. Составление устного описания.

Посмотрите на картинку и опишите северного оленя. Каким вы его видите?

А теперь немного отдохнём.

Физминутка.

У оленя дом большой.
Не пройти дом стороной.
Заяц по лесу бежит,
В дверь к оленю постучит.
Тук, тук – дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай.
Лапу мне скорей давай.

Вы составили описание оленя.

Хотите узнать о нём побольше?

7. Работа с текстом.

Прочитайте то, что записано у меня на доске. Можно ли назвать это текстом?

Что такое текст? Значит, нам надо найти предложения и поставить знаки препинания.

Северный олень.

Необычное животное – северный олень! Как он приспособился к жизни в тундре? Его передние ноги имеют широкие копыта. Ими удобно разгребать снег и откапывать ягель.

А теперь у нас получился текст? Докажите.

Найдите в тексте слова с сочетаниями жи-ши. Какое правило мы знаем?

А кто знает, что такое ягель.

Ягель – это лишайник, которым питается северный олень.

Давайте запишем этот текст. Пропустите одну строчку. На середине следующей строки запишите название текста. Первое предложение записываем с красной строки. Пожалуйста, приступайте к работе. Кто выполнит это задание, поднимите руку. Не забываем о правильной посадке.

Кто быстро выполнит задание – делит слова на слоги.

Молодцы! Я посмотрела, как вы старательно записывали текст о северном олене. А где в городе Мурманске можно увидеть северного оленя?

Правильно, есть праздник Севера, на котором проходят соревнования с участием северных оленей – это гонки на оленьих упряжках. Наш город богат традициями. В этом городе живут и работают замечательные люди. Мурманчане любят свой город и посвящают ему свои песни и стихи.

Давайте послушаем одну из этих песен и полюбуемся красотой нашего города.

Песня.

8. Д/З.

Вы славно потрудились на уроке. Но мне хочется, чтобы вы дома составили устный рассказ о нашем городе. В этом вам поможет схема. Пожалуйста, используйте в своём рассказе разные предложения по цели высказывания. А завтра мы подарим нашему городу эти рассказы.

9. Итог урока.

Одна из традиций нашего города – праздничный салют. Давайте и мы зажжем свои звёзды в салюте. Каждый выбирает одну звезду:

Если он работал очень хорошо и научился различать предложения по цели высказывания, то звезда красная.

Если вы старались, но ещё нужна помощь учебника – то звезда жёлтая.

Если вам необходима моя помощь при работе с предложением – то звезда зелёная.

Первый ряд зажгите свои звёзды.

Второй ряд, третий ряд.

А я всем говорю спасибо за прекрасную работу. Урок окончен.

2.07.2010