Повторение изученного о деепричастии

Разделы: Русский язык


Тема урока: Повторение изученного о деепричаcтии.

Тип урока: повторительно-обощающий

Класс: 7

Цели урока:

  • обобщить сведения о деепричастии и деепричастном обороте;
  • закрепить умение образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, правильно расставлять знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;
  • отрабатывать умение правильно употреблять в речи деепричастия, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал для учащихся, репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка»

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (объяснение цели урока учащимся).

Ребята, сегодня мы подводим итог изучению темы «Деепричастие». Мы вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков: виды деепричастий, синтаксическую функцию деепричастий, правило написания НЕ с деепричастиями; покажем, что умеем образовывать деепричастия от глаголов и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий в речи. А поможет нам в этом картина В.М.Васнецова «Алёнушка». Деепричастия, с которыми мы будем работать на уроке, помогут вам потом описать эту картину.

2. Фронтальный опрос.

* Итак, вспомним, что такое деепричастие?

(Самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. Например, читая, написав.)

* Как образуются деепричастия?

(Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов –А- (-Я-), -ВШИ-, -ШИ-, -В-)

* Что необходимо учитывать при образовании деепричастий?

(Вид глагола. От глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида, а от глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида.)

* Давайте проверим, научились ли вы образовывать деепричастия. Для этого обратимся к тексту о картине В.М.Васнецова «Аленушка».

3. Работа с текстом (текст распечатан для каждого учащегося).

ЗАДАНИЕ. Замените выделенные глаголы деепричастиями. Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания. (Приложение 2)

Картинка 1 из 248 

Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.

Уронила голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сер…це, туманят её безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья, превратились в плотную стену. Серое небо навевает тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминают о несбывшихся мечтах.

Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.

* Дайте определение деепричастного оборота.

(Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.)

* Выполните синтаксический разбор второго предложения (Уронив голову на руки, отрешенно смотрит вдаль бедная девушка.)

*Объясните лексическое значение слова отрешенно.

(С.И.Ожегов: «Отрешенный – отчужденный, погруженный в себя»)

4. Выборочно-распределительный диктант с последующей взаимопроверкой.

* Прочтем получившийся текст. Сравните деепричастия из первого и второго предложений. Чем они отличаются? (Видом, заставляя – деепричастие несовершенного вида, а уронив – деепричастие совершенного вида.)

* Вам предстоит данные деепричастия распределить на две группы: совершенного и несовершенного вида. Не забудьте обозначить суффиксы.

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех , устремив взгляд, облетая с деревьев, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.

* Как мы различаем деепричастия совершенного и несовершенного вида? (По вопросу.)

5. Работа по предупреждению ошибок в употреблении деепричастий в речи.

Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, потому что это способствует повышению образности высказывания, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.

Вам необходимо записать предложение, предварительно исправив грамматические ошибки.

  1. Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли. – Глядя вдаль, она грустит.
  2. Думая о прошлом, в её воспоминаниях оживают счастливые дни. – Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.
  3. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Алёнушке. – Рассматривая картину, мы чувствуем отношение художника к одинокой Аленушке.

(Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится действие, выраженное глаголом-сказуемым.)

6. Объяснительный диктант.

Часть учащихся работает в это время по индивидуальным карточкам.

Теперь вам предстоит продемонстрировать уровень ваших знаний о правописании НЕ с деепричастиями.

Не замечая ничего, не стихая ни на минуту, недоумевая по поводу случившегося, неумолкающий шепот, не знающая тепла, неутолимая печаль, не рассчитывая на помощь, не удержавшиеся на ветках, ничему не радуясь, не согретая солнцем, не ощущая холода, несбывшиеся мечты.

7. Работа по развитию речи. Конструирование предложений.

Распространите данные предложения деепричастными оборотами.

  1. Природа грустит. – Природа грустит, думая о судьбе одинокой девушки.
  2. Лес окружает Алёнушку. – Лес окружает Аленушку, ограждая её от несправедливого мира.
  3. Темная вода успокаивает. – Темная вода успокаивает, растворяя печали и заботы.

8. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами вспомнили, что такое деепричастие, как определить вид деепричастия, вспомнили правила постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастном обороте. Кроме того, мы узнали этимологию слова сердце. Кто готов напомнить её? А ещё у нас была возможность вновь встретиться с удивительно прекрасной картиной В.М.Васнецова «Аленушка». Я думаю, что это знакомое с детства полотно стало вам ещё ближе.

9. Домашнее задание.

Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор и написать мини-сочинение, которое вы можете начать словами: «Глядя на картину В.М.Васнецова «Аленушка»…». В своем сочинении обозначьте деепричастия, укажите их вид.