Методическая разработка кружка по истории "Юный исследователь"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


I. Пояснительная записка к кружку «Юный исследователь»

Основной составляющей науки история является исследование. Истинный исследователь – это ребёнок, удивляющийся и задумывающийся над самыми «очевидными» для окружающих вещами.  «Почемучкам», старающихся самим найти ответы, предназначен этот курс. Курс рассчитан на учащихся 5-11-х классов, программа может быть разработана на 1-3 года. На изучение данного курса отведено 144 часа, 4 часа в неделю (возможно 72 часа, 2 часа в неделю).

Особенности работы кружка:

  • Широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций
  • Активная познавательная деятельность самих учащихся с целью заинтересовать их изучаемой областью
  • Использование нетрадиционных форм проведения занятий: дискуссии, семинары, деловые игры, викторины и др.
  • Работа с дополнительной литературой: историческими источниками, научной литературой, электронными учебниками, материалами печати и др.
  • Составление членами кружка своей родословной, написание истории своего рода, семьи
  • Изучение истории родного края.

Форма итоговой аттестации –  написание исследовательской работы по истории своей семьи. Форма промежуточной аттестации – подготовка и защита учеником  презентации по одной из изучаемых тем по выбору ученика (выбор производится членами кружка в начале учебного года из списка, предложенного учителем тем, возможен вариант тем, предложенных самими детьми).

Программа кружка ориентирована на следующие основные цели и задачи кружка:

  • привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края;
  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
  • формирование навыков и умений исследовательской деятельности;
  • повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с раз­личными источниками исторической информации.

Структура образовательного процесса:

1.  Лекции. 
2.  Семинары.
3.  Дискуссии, деловые игры
4.  Индивидуальная или групповая разработка выбранной темы и ее защита.
5.  Просмотр кинофильмов по темам.

II. Содержание программы кружка «Юный исследователь»

Тема 1. Исследование. Структура исследования. 12 ч. 
Что такое исследование. Структура исследования: введение, основная часть, заключение. Оформление литературы и приложения. Защита исследовательской работы.

Тема 2. Изучение истории семьи. 6 ч.
Как изучать историю семьи. Составление родословной. Написание истории рода, семьи.

Тема 3. Решение задач по истории России. 30 ч.
Событийно-проблемные задачи по истории России с древнейших времен до современности. Биографические задачи. Хрестоматийно-литературные задачи.

Тема 4. Решение олимпиадных заданий по истории 30 ч.
Школьные, районные, республиканские, всероссийские олимпиады по истории. Написание сочинений-эссе.

Тема 5. Изучение государственной символики. 8 ч.
Государственная символика России,  республики (области), района (города, села).

Тема 6. Исследования загадок и тайн истории. 32 ч.
Чудеса света. Великие тайны России XX века. Великие загадки XX века. Тайны третьего рейха.

Тема 7. Изучение истории родного  края . 20 ч.
Чувашский край в древности. Чувашский край в X-1 пол.XVI в. Чувашия во 2 пол.XVI-XVIII вв. Чувашия в XIX в. Чувашия и Красноармейский район в 1 пол. XX в. Чувашский народ в годы Великой Отечественной войны. Чувашия и Красноармейский район во 2 пол. XX-нач.XXI в. Выдающиеся земляки.

Тема 8. Защита творческих работ учащихся. 5 ч.

В Приложении 1 дается подробное тематическое планирование.

III. Методическое обеспечение образовательной программы

1. Интерактивные формы занятий

  • Викторины  «Что? Где? Когда?», «Самый умный» и др.
  • Эвристические беседы
  • Деловые игры
  • Дискуссии

2. Большая роль национально-регионального компонента:

  • Проведение экскурсий в районный краеведческий музей, в республиканский краеведческий музей, в музей космонавтики и др.
  • Составление родословной, написание истории рода и семьи

3. Подготовка членами кружка исследовательских работ:

  • для районной научно-практической конференции школьников «EXCELSIOR»
  • для творческих конкурсов по истории России и родного края

4. Широкое использование ИКТ: Интернет-ресурсов, электронных учебников

  • Подготовка учащимися электронных презентаций по определенным темам на выбор
  • Просмотр художественных и документальных фильмов

5. Подготовка членов кружка для участия в районных олимпиадах по истории

IV. Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники)

1. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир
2. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века.
3. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новое время
4. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время
5. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.
6. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX-XX вв.
7. История России XX век в 4 частях
8. От Кремля до рейхстага
9. Энциклопедия истории России.
10. Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX-XIX вв.
11. ЕГЭ история
12. Занимательная история часть 1
13. Занимательная история часть 2
14. Династия Романовых
15. История России с древнейших времен до конца XVI в.

V. Работа с родителями

Цель:  привлечение родителей для помощи детям в исследовательской работе

Формы работы:

  • помощь детям в составлении родословной и написании истории своего рода, семьи
  • выступление членов кружка с представлением своих исследовательских работ перед родителями на классных и общешкольных собраниях
  • оказание родителями помощи в организации выездных краеведческих экскурсий
  • дополнительная работа родителей с детьми в формировании исследовательских навыков

VI. Список использованной литературы

  1. Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001.
  2. Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы. – Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005.
  3. Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2003.
  4. Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания – Чебоксары: Чувашское книжное издательство,1993.
  5. Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1 – М.: Просвещение, 2008.
  6. Плоткин Г.М. Материалы и порзнавательные задания по отечественной истории –  М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000.
  7. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001.
  8. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  9. 100 великих загадок XX века/ Автор-сост. Н.Н Непомнящий – М.: Вече, 2009.
  10. 100 великих тайн России XX века/ Автор-сост. В.В.Веденеев – М.: Вече, 2009.
  11. 100 великих тайн третьего рейха/ Автор-сост. В.В. Веденеев –  М.: Вече, 2009.
  12. 100 великих чудес света/ Автор-сост. Н.А.Ионина – М.: Вече, 2009.