Спектакль по физике "Необычайное путешествие"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


«Дети не хотят учить физику!» – как часто мы вынуждены констатировать это. Для исправления ситуации в своей практике решила воспользоваться популяризацией предмета с помощью физического театра (идея не моя, но очень близка по духу).

Было проведено психолого-педагогическое тестирование учащихся 8-х классов для диагностики учебных мотиваций и умственного развития подростков; был выбран класс с самой низкой учебной мотивацией; провели социометрическое исследование с целью изучения взаимоотношений учащихся в коллективе и определения лидеров; с помощью профессионального режиссера написали сценарий спектакля, и началась работа по постановке спектакля.

Какой результат получен:

  • добились дисциплины в классе;
  • класс стал коллективом, причем дружным и ответственным;
  • у ребят возросла самооценка;
  • был показан пример, как трудную науку можно красиво представить и даже изобразить.

Попутно:

  • ребята научились говорить с выражением;
  • готовить театральный реквизит, костюмы;
  • общаться со зрителями;
  • ставить физические опыты и придумывать способы их зрелищного показа;
  • готовить озвучивание спектакля, записывать звуки и кинофрагменты;
  • фотографировать интересные и неожиданные моменты;
  • ставить трюки;
  • петь хором песни и получать от этого удовольствие.

Сюжет простой: ученики целого класса оказались на корабле. Необходимо определиться, где плывут, кто должен ими командовать, как решать разные насущные проблемы. Внутри спектакля происходят действа по демонстрации разных физических процессов и состояний, активное общение и приобщение к действу зрителей. Например, демонстрация агрегатных состояний воды и агрегатные переходы; демонстрация электропроводности соленой воды, выяснение условий плавания тел, определение вареных и сырых яиц с помощью вращения; возможность достать монету из воды не замочив рук, определение физической ошибки в к/ф «Неуловимые мстители».

Думаю, что подобное мероприятие можно использовать в своей работе всем заинтересованным учителям, подкорректировав под особенности своих ребят, дополнив своими идеями.

Действующие лица: Капитан, Штурман, Боцман, Кок, Рулевой, Всезнайка, Босс, Правая рука Босса, Левая рука Босса, Непоседа, юнги, Глашатай.

Реквизит: ленты для обозначения пределов корабля, руль, флажки, мачта, две банки с соленой и пресной водой, картошка, гальванометр с пластинами из меди и цинка, две кастрюльки, вареные и сырые яйца, шпаги, швабры метелки, стакан, кристаллизатор с водой, шоколадные монеты, компьютер с мультимедиа, части фразы «Алые паруса».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: В некотором Покровском царстве, в школьном государстве под грифом № 12-доступно жил-был 8В класс. И учились там самые, что ни на есть обыкновенные ребята. Правда, всё у них шло не по плану, сикось-накось, шиворот на выворот, через кирлицо, но они старались… Ведь все отрицая, надо же что-то предлагать!

Глашатай: (вбегая в класс и перебивая учителя, громко кричит) Так вот решило руководство школы выдвинуть продуманный 8-В на Международный слет «Продвинутый чел XXI века», наградив его необычным путешествием, дабы выявить все лучшие грани нераскрытых талантов учеников.

Учитель: Ну, что ж, плывите, действуйте и утверждайтесь!

Глашатай: Вот так всё и начиналось…

Входят учащиеся с рюкзаками, сумками, в походной одежде.

– Раз, два! Три, четыре! Три четыре! Раз, два!
– Кто шагает дружно в ряд?
– Наш продвинутый отряд!
8В – смелые;
– Спортивные;
– Умелые;
– Веселые;
– Важные;
– Великие;
– Вальяжные!
Верим, выиграем, возьмем – вокруг пальца обведем!
– Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…
Все: Привет!
– С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой …
Все: Привет!
– При встречи через много лет, знакомым крикнем мы…
Все: Привет!
– Давайте вместе все в ответ, скажите громко нам…
Все: Привет!

Правая рука Босса: Ребята, где мы?

Непоседа: Куда нас послали, простите, туда мы и пришли!

1 матрос: За честь школы постоять!!!

2 матрос: Да не просто постоять, а победить! И золото получить!

Левая рука Босса: Правильно, пришли, увидели, наследили…

Капитан: Ведите себя скромнее! О наследии после победы обсуждают…

Непоседа: Я лично всех победю… побежду… В общем, р-рав, просто так не сдамся!

Голос сверху: Вам сегодня повезло: звезды сошлись так, что у вас есть шанс на победу. Чтобы победить, надо собрать ключевое слово. Для этого надо выполнить задания и получить подсказки из сайта www.АКУАН АКИЗИФ.ru
Помните: в игре можно выиграть, а можно проиграть! Вы готовы!

Все: Да!

– Люди, над нами?

Все: Небо!

– Под нами?

Все: Земля!

– На Земле?

Все: Ребятня!

Босс: Ха! Всё! Приплыли! Ничего не получится!

Все: Почему? Как? Почему не получится? Ты что?

Босс:Чтобы отправиться в путешествие, нам надо вступить на корабль! Правильно?

Все: Правильно!

Босс: А корабль надо поставить на воду! Правильно?

Все: Правильно!

Босс: А где вода?

Всезнайка: Даю краткую справку: вода Н2О, химический элемент, имеет несколько агрегатных состояний, является неотъемлемой частью физико-биологического состава человека и элементов его жизнедеятельности.

Голос сверху: Ваше первое задание: покажите агрегатные состояния воды.

Капитан: Ребята, не будем заморачиваться – вода, так вода. Давайте покажем агрегатные состояния воды, а зрители нам помогут!

(Звучит музыкальная зарисовка, участники спектакля, вызывая из зрительного зала ребят, вместе с ними показывают движениями агрегатные состояния воды: жидкое, твердое, опять жидкое, увеличивая скорость движения, переход в парообразное состояние. При этом, большинство участников спектакля разбегаются в зрительный зал)

Капитан: Испаряться никто не собирается! Если есть команда, значит, есть капитан! У меня в руках важное задание: (показывает конверт, достает письмо)Нам нодо соорудить судно, на котором мы поплывем за главным сокровищем игры!

Штурман: Разрешите выполнять задание, капитан?

Капитан: Выполняйте, штурман!

Штурман:Всем разобрать реквизит! Обозначить пределы корабля! Рулевой за штурвал! Поднять мачту!

Участники спектакля с помощью лент обозначают пределы корабля, растягивают флажки. Поднимают мачту, устанавливают руль.

Штурман: Товарищ капитан! Корабль к отплытию готов!

Боцман: Команда построена!

Голос сверху: Вы выполнили задание, получите первую подсказку.

Сверху падает часть слова.

Капитан: Отдать швартовы! Поднять паруса! Полный вперед!

Все: УРА!!!

Исполняется песня на музыку Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»

А ну-ка песню нам пропой веселый ветер!
Веселый ветер! Веселый ветер!
Моря и горы ты увидел все на свете,
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам ветер про дальние села,
Про великие тайны морей
Про синие озера, широкие просторы,
Про смелых и больших людей!

Припев:

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет.
Кто весел, тот смеется,
Кто хочет, тот добьется,
Кто ищет, тот всегда найдет!

Босс: Ей, капитан, мы не хотим нарываться на неприятности, но команда хочет знать! Почему наш корабль стал выше плавать? Мы, что потеряли груз?

Правая рука Босса: Да, капитан, отвечайте, почему изменился цвет воды? Может она отравленная?

Капитан: Один прекрасно воспитанный мальчик погрузился в жидкость и вел там себя хорошо! Но жидкость все равно его вытолкала! Как вы думаете, за что?

Босс: За волосы! Ха-ха-ха!

Всезнайка: Слушайте матросы, я расскажу вам быль: один великий человек, звали его Архимед, обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной рукой камень массой в одну тонну!

Правая рука Босса: Да ну, это все россказни!

Левая рука Босса: Лабуда!

Босс: Не надо вешать лапшу, капитан! Скажите прямо, что с водой?

Капитан: А что с водой? Позовите кока! И пусть захватит воды!

Кок: Вызывал, капитан? Если вы насчет обеда, то у меня все готово!

Капитан: Скажи, уважаемый, а что у нас с водой?

Кок: Странное дело, капитан! Смотрите сюда: вот эту воду я набрал перед отплытием, а – эту уже здесь! (показывает две банки с пресной и соленой водой). Нет, мы можем не волноваться запасов пресной воды у нас достаточно…

Капитан: Вы хотите сказать, что наш корабль находится в морских водах?

Кок: А я вам говорю, что эту воду невозможно пить – проверьте! Не то, чтобы в ней варить!

Капитан: Но этого не может быть!

Кок: Почему не может быть? Я вам пытаюсь объяснить, как могут меняться физические свойства соленой воды.

Непоседа: Я знаю, Босс!

Босс: Говори!

Непоседа: У нас две банки.

Босс: Ну?

Непоседа: В них вода морская и пресная. Смотрите, что вы видите?

Все: Ничего.

Непоседа: А если посмотреть внимательно? Цвет! Босс! Вода разного цвета!

Все: Правильно! Вода разная!!! Вот и все!

Босс: Ну, а которая из них соленая? Я могу узнать? Считаю до трех…раз…два…

Голос сверху: Внимание! Второе задание! Найдите способ определить, где находится соленая вода и подумайте, какую пользу можно извлечь из соленой воды!

Босс: Дождались! Думайте!

Кок: Картошка, картошка! Нам подскажет картошка! Бросьте её в воду.

Помощники Босса: Бросили, босс!!! Смотрите одна утонула, а другая плавает!

Босс: Так, в чем подвох? Вы меня совсем запутали!

Всезнайка: Все очень просто. Даже наш зритель знает, что по закону Архимеда соленая вода обладает большей выталкивающей силой, поэтому картошка в соленой воде плавает!

Рулевой: А еще соленая вода обладает способностью вырабатывать электричество! Смотрите! Можно опустить два электрода из разных металлов сначала в пресную воду, потом в соленую. Первый раз лампочка гореть не будет, а второй раз загорится.

Всезнайка: Это происходит потому, что соленая вода является хорошим электролитом. На разных металлах протекают химические реакции таким образом, что на одном полюсе накапливаются положительные заряды, на другом – отрицательные. Созданное таким образом электрическое поле создает направленное движение ионов и течет ток.

Непоседа: Ничего себе! Ты откуда это знаешь?

Всезнайка: На физике проходили. Нам опыты показывали.

Выбегает боцман. В руках у него кастрюля с яйцами.

Боцман: Капитан! Юнга в камбузе перепутал вареные яйца и сырые!

Капитан: Придется колоть все подряд!

Боцман: Но тогда кому-то не достанется.

Капитан: А что вы можете предложить, кок?

Кок: Я могу предложить старинный рецепт моей бабушки! Называется «кручение». Чтобы определить, где сырые, а где вареные яйца, надо раскрутить все яйца.

Все разбирают по яйцу и начинают их раскручивать.

1 матрос: Они крутятся по-разному!

2 матрос: Одни очень быстро, другие медленно.

Рулевой: Как это можно объяснить?

Всезнайка: Я попробую объяснить это явление: согласно законам вращающихся тел, круто сваренное яйцо вращается как сплошное целое, в сыром же яйце жидкое содержимое вследствие своей инерции задерживает движение, играя роль тормоза. Поэтому оно вращается медленно.

Кок выносит две кастрюли. В одну складывают вареные яйца, в другую – сырые.

Штурман: Задача выполнена, капитан!

Голос сверху: Молодцы! Вы справились с этим заданием. Получите вторую часть слова!

Непоседа: Босс! Давай действовать без промедления!

Правая рука Босса: Надо проучить этих задавак!

Левая рука Босса: Сейчас или никогда! Мы все готовы драться!

Капитан: Предлагаю не сидеть без дела, а заняться уборкой на корабле.

Боцман: Разобрать швабры и ведра!

Правая рука Босса: А почему мы должны вас слушать?

Левая рука Босса: Кто вы такой?

Непоседа: Где то золото, что вы обещали перед отплытием?

Босс: Да! Покажите нам золото, капитан!

Непоседа: Капитан самозванец!

Капитан: Хватит бузить! Чего вы хотите?

Правая рука Босса: Твоей отставки! Девчонке не быть капитаном! Силенок маловато!

Босс: Команда выражает вам недоверие, капитан! Давай найдем компромисс! Выиграй у меня в старую пиратскую забаву «Черная метка». В этом ящике 15 монет. Мы их по очереди будем доставать. За один раз можно достать одну, две, три монеты. Кому достанется последняя – это черная метка – тот проиграл. Запомнила?

Играют в эту игру, капитан проигрывает, доставая последнюю монету.

Босс: (с усмешкой) Вам чертовски везет. Амба, капитан!

Команды готовятся к бою, доставая швабры метелки.

Капитан: А мы можем переиграть?

Босс: Можем! Если ты достанешь эту монету из воды, не намочив рук! Но это не возможно!

Всезнайка: Не возможно, если ты не знаешь законов физики. (Шепчет капитану, что надо сделать и проводит опыт с водой, стаканом и монетой).

Непоседа: Они над нами издеваются, босс!

Правая рука Босса: Пришла пора показать, кто здесь главный!

Капитан: Худой мир, лучше любой войны!

Штурман: Мы не хотели – сами напросились!

Кок: Защищайтесь, выскочки!

Капитан: Будем считать. Что это вызов! Мы его принимаем! Драться честно!

Босс: Согласен! Один на один! (Капитан и Босс берут шпаги)

Капитан: Дуэль на шпагах!

Начинается драка на шпагах, палках, вениках под музыку из к/ф « Достижение республики».

Всезнайка: Эврика! У меня получилось! Смотрите, капитан, под действием атмосферного давления, вода из чаши поднялась в стакан. А монета осталась на дне. Сухая!

Капитан: Ну, что, босс? Я возвращаю вам черную метку этой монетой, достав её не намочив рук!

Капитан кидает монету, Босс ловит.

Голос сверху: Вы справились с этим заданием, вот вам следующая подсказка.

Непоседа: Босс, команда валится с ног!

Штурман: Да, капитан, команда еле стоит на ногах!

Боцман (свистит): Команда берет таймаут! Всем отдыхать!

Капитан и Босс: Согласна! Согласен!

Голос сверху: Внимание! Для вас следующее задание. Внимательно посмотрите кинофрагмент и найдите там ошибку. Обязательно!

Тот из вас сможет победить,
Кто эту ошибку сумеет разъяснить!

Начинается показ кинофрагмента из фильма «Неуловимые мстители».

1 матрос: Я понял! Яшка – цыган стреляет в кувшин с жидкостью…

Рулевой: И пробивает в нем две дырки…

Всезнайка: Но по закону Паскаля этого не может быть…

Капитан: Кувшин должен разлететься вдребезги…

Босс: Потому что давление в жидкости…

Непоседа: Передается по всем направлениям…

Все: Одинаково!

Кок: А вы заметили, что позже эта ошибка…

Штурман: Была исправлена…

2 матрос: Когда стреляют в другой сосуд с жидкостью…

Помощник Босса: Он разлетается вдребезги…

Второй помощник Босса: Как и положено по закону Паскаля!

Голос сверху: Знание …

Все: сила!

Предупрежден – значит вооружен!
Науку в жизнь!
Только в физике – соль!

Голос сверху: Молодцы, 8В! Получайте подсказку.

Ребята начинают складывать части слова и получают надпись «Алые паруса». Все вместе поют песню «Алые паруса». В это время на экране идут титры с фамилиями участников спектакля. (Приложение 1).

Список литературы:

  1. Внеклассная работа по физике. Авторы-составители: В.П.Синичкин, О.П.Синичкина. Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
  2. Григорий Остер. Физика. Москва «Росмэн», 1994.
  3. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга 1и 2. Москва «Наука», 1982.
  4. Предметная неделя физики в школе. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
  5. А.Я.Кибальченко, И.А.Кибальченко. Физика для увлеченных. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
  6. Театр занимательной науки под рук. С.Н. Кириллова: играйте, действуйте, думайте. (www.t-z-n.ru)