Авторская разработка урока географии "Климат Южной Америки" (7-й класс)

Разделы: География

Класс: 7


Цели урока:

Образовательная: формирование у учащихся представления о климате Южной Америки и факторах, его обусловивших. Углубить знания о климате основных и переходных климатических поясах на примере Южной Америки.

Воспитательная: формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.

Развивающая: развитие личностных качеств учащихся: памяти, внимания, логического мышления. Формирование умений читать климатическую карту, климатограммы.

Оборудование:  физическая карта Южной Америки, атласы для 7 класса, учебники, таб. с названием климатических поясов, климатограммы, презентация (PowerPoint) «Климат Южной Америки», мультимедийный проектор.

Тип урока: урок, раскрывающий содержание темы.

Вид урока: смешанный.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный момент.

Класс разбивается на 5 групп: каждая группа получает по одной табличке с названием климатического пояса («экваториальный», «субэкваториальный», «тропический», «субтропический», «умеренный»).

1. Объявление темы урока. (1 слайд презентации)

2. Постановка целей и задач. (2 слайд)        

II. Актуализация опорных знаний.

– Давайте вспомним, на какие группы делят климатические пояса? (Основные и переходные).

– Назовите основные и переходные климатические пояса?

– Что мы называем воздушной массой? (В.М. – это большой объем воздуха, формирующийся над определенной территорией и обладающий общими свойствами: температурой, влажностью, прозрачностью и т.д.)

– Какие типы воздушных масс вы знаете, и какими свойствами они обладают? (Экваториальные – влажные и жаркие; тропические – жаркие и сухие; умеренные – прохладные и влажные; арктические и антарктические – холодные и сухие)

– Вспомните основные факторы, от которых зависит климат. (Географическое положение, подстилающая поверхность, течения, высота над уровнем моря, распределение суши и моря и т.д.)

III. Формирование новых знаний.

Южная Америка удивляет своим климатом:

– ее называют самым «влажным»  материком;

– здесь юг холоднее севера;

– на побережье океана находится самое сухое место на Земле – пустыня Атакама (осадков за год – 0,8 мм).

Почему Южной Америке принадлежат данные климатические рекорды, нам предстоит сегодня выяснить.

(3 слайд)

– Пользуясь климатической картой, определите, в каких климатических поясах находится Южная Америка? (Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный)

(4 слайд).

– С каким материком по набору  климатических поясов сходна Южная Америка? (С Африкой)

– Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, материк имеет более широкий набор климатических поясов? (Африку почти посередине пересекает экватор, поэтому климатические пояса северного и южного полушария дублируют друг друга, а Южная Америка большей своей частью находится в южном полушарии, так как экватор пересекает ее в северной части)

Разберем подробнее особенности каждого климатического пояса. Для этого каждая группа должна составить характеристику своего климатического пояса, используя карты атласа, по плану:

  1. Господствующие воздушные массы;
  2. Средняя температура января и июля;
  3. Годовое количество осадков и режим их выпадения.

(5 слайд)

Выступления групп, заполнение таблицы на доске:

Таблица «Характеристика климатических поясов Южной Америки»

Климатический пояс

Воздушные массы

Средние температуры,°С

Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения

января

июля

1.Экваториальный

Экваториальная

+24

+24

до 5000 в течение всего года

2.Субэкваториальный

Летом – экваториальная, зимой – тропическая

+24

+20

Около 2000 мм, летом

3.Тропический

Тропическая

+24

+16

От менее 100 мм на западе до 2000 мм на востоке

4.Субтропический

Летом – тропическая, зимой – умеренная

+16

+8

От 100 мм на западе до 1000 мм на востоке

5.Умеренный

Умеренная

+8

+4

От 250 мм на востоке, до 5000 мм на западе.

Валеопауза

Учащиеся вспоминают, что отображается на климатограмме (6 слайд).

Работа в группах с климатограммами: учащимся из предложенных климатограмм предлагается выбрать ту, которая относится к их климатическому поясу и объяснить свой выбор.

схемы

Проверка правильности выполнения задания (слайды 7–11).

– Кроме того, на материке есть области высокогорного климата, где они находятся? (В Андах)

Его особенность – изменение  климата при подъеме от подножия к вершине.

– Назовите характерные черты горного климата.

(Характерными  чертами горного климата являются:

  • разряженный сухой воздух;
  • большие колебания температур не только по сезонам года, но и в течение суток;
  • сильные ветры, поднимающие пыль и песок;
  • обилие ультрафиолетовых лучей.)

Итак, мы с вами изучили особенности каждого климатического пояса Южной Америки отдельно, а теперь давайте проанализируем в целом климатическую карту материка и дадим ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

1) Почему Южную Америку называют самым влажным материком? Используя климатическую карту, подтвердите этот факт.

(На материке выпадает больше осадков, чем на других материках)

– В какой части материка выпадает наибольшее количество осадков? Как вы думаете, почему? (См. карту ветров и течений Южной Америки)

(12 слайд)

(Ветры с Атлантического океана, а территория открыта с востока)

– Какой океан больше влияет на Климат всего материка? Почему Тихий океан гораздо в меньшей степени влияет на климат материка?

(Отгорожен горами)

2) Почему северная часть материка жарче, чем южная?

(Так как северная часть в экваториальном поясе, а южная – в умеренном)

3) Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь?

(Так как проходит холодное течение)

Дело в том, что в этом районе ветры, дующие с Тихого океана, осадков не приносят. И вдруг в конце 1924 – начале 1925 года в этот пустынный район с океана начали дуть теплые и влажные ветры. Небо затянуло тучами, и полились настоящие тропические дожди. Многие дороги и железнодорожные пути были размыты, мосты снесены. Уровень воды в некоторых реках только за одну ночь поднялся почти на 6 метров. Чахлая пустынная растительность стала вытесняться тропической. В стране появились комары и москиты, прилетели тропические птицы. Пустыня стала неузнаваемой.

Как впоследствии выяснилось, произошло все это потому, что в декабре 1924 года сюда проникло от экватора теплое течение Дель-Ниньо. Оно оттеснило холодное Перуанское течение вглубь Тихого океана и принесло массу теплой воды. В пустыне выпали обильные, невиданные в этих местах осадки.

Около полугода Дель-Ниньо омывало западное побережье Южной Америки, но более мощное холодное Перуанское течение все-таки оттеснило его к северу. Растительность увяла, реки пересохли, и пустыня приобрела прежний вид.

– Как изменился бы климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?

(Климат был бы гораздо суше)

– Благоприятен ли климат для хозяйственной деятельности жителей материка? (На материке можно возделывать все тропические культуры, собирать несколько урожаев в год, но случаются стихийные бедствия: заморозки, когда с юга вторгаются холодные воздушные массы, и на равнинах Патагонии морозы достигают -35°С; реки выходят из берегов, затопляя поля).

IV. Закрепление полученных знаний.

– Итак, давайте сделаем вывод о факторах, которые определяют климат Южной Америки. (Географическое положение, рельеф, течения и т.д.)

– Вернемся к цели и задачам, поставленным в начале урока, как вы считаете, мы их достигли?

– Каждая группа выставите друг другу оценки за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

  1. Прочитать параграф «Климат Южной Америки», проанализировать климатические диаграммы в параграфе.
  2. Приложение 1 (Презентация)