00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

"Великий храм природы" в повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца" (по программе "Школа-2100", 5-й класс)

Разделы: Литература


Задача:
- учить анализировать текст-описание пейзажа, используя литературоведческие понятия.

Цели:
-выявить способы одухотворения природы, ее участие в судьбе детей;
-исследовать текст методом «вслед за автором»;
-учить находить в отрывке изобразительные средства языка;
-развивать речь учащихся, учить рассуждать, доказывать, высказывать свое мнение;
-воспитывать чуткость и любовь к природе.

Ход урока.

1.Орг момент.

Послушайте музыку, рассмотрите иллюстрации. Какое настроение они вызывают? Приложение 1  слайд 1,2,3   
Как удается это авторам?  (Запустить презентацию и музыку.  Приложение 2    Музыку приглушить после третьего слайда.)

Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?(ответы учеников)

2.Тема урока.

слайд 4  Сегодня мы рассмотрим, какими способами пользуется автор художественного произведения для изображения природы.
Какие изобразительные средства языка вам знакомы? (Приложение 3  памятка  эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)

слайд 5 Пришвин считает, что понимать природу,- значит понимать человека. Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?

3.Работа с текстом.
 Выразительное чтение, анализ эпизодов.

слайд 6   Найдите в тексте отрывок, повествующий о сосне и ели (чтение). Какие изобразительные средства вы заметили?
Почему образ сосны и ели автор помещает перед появлением детей в лесу? Как он помогает в понимании характеров детей, их взаимоотношений?

слайд 7    Итак, наступает утро. Найдите в тексте предложение с такими словами. Определите, какое изобразительное средство использует автор. Какие  ещё эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения использует автор для описания утра?

слайд 8   Найдите в тексте описание птицы в лучах восходящего солнца, назовите изобразительные средства. Тетерев приветствует солнце. Как называется такой прием?
Солнце-символ жизни и добра. Докажите.

слайд 9  Болото - опасное место. Докажите текстом, что природа предупреждает детей об опасности. Найдите предупреждения («холодная синяя стрелка», «ветер рванул», «сосна простонала», «ель зарычала»). Определите изобразительные средства. Где ещё в тексте вам встретились подобные предупреждения? (Травка завыла, ёлочки не пускают Митрашу в елань)  Что хочет сказать нам автор о природе?
Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добром людям. Как и чем делится с человеком природа?
Такие ягоды растут на болоте слайд 10.  Найдите их описание в тексте. Каждую из ягод  Пришвин описывает как человека, с любовью. Можно ли сделать вывод, что человек и природа - единое целое?

слайд 11  Найдите в тексте описание пня. Для чего пень сохраняет тепло солнца?

4.Итог урока

слайд 12 Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?

слайд 13 О каких сокровищах жизни говорит автор? Чему мы можем поучиться у природы?