Применение игрового метода и влияние игры на процесс обучения плаванию

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Игровой метод широко известен в физическом воспитании и спортивной тренировке. Реализовать возможности этого эффективного метода во многом удается с помощью применяемых в плавании игр и развлечений, которые позволяют успешно не только решить специально поставленные задачи, но и избежать известного в плавании негативного явления — монотонии.

Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Применение игр в начальном обучении плаванию помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игра на воде помогает избавиться от страха, изучить плавательные движения. Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств.

Кроме того, игра является основным видом деятельности дошкольника и занимает большое место в жизни детей младшего и среднего дошкольного возраста. Поэтому занятия с детьми дошкольного возраста лучше проводить в форме игры, используя для примера сказочных персонажей, животных и птиц.

Методика обучению плаванию посредством игрового метода

1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.

2. В игре должны учитываться: уровень плавательной подготовленности, физическое развитие детей.

3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.

4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.

5. Игры должны служить средством эмоционального воздействия.

6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.

7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.

8. В каждой игре участники должны получать достаточную физическую нагрузку.

9. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль руководителя.

10. Учет индивидуальных особенностей ребят и, в зависимости от этого, осуществлять деление на команды, назначений водящих, судей и т.д.

11. Коррекция игр во время их проведения.

12. Игры необходимо проводить систематически, постепенно усложняя их в зависимости от возраста и подготовленности детей.

План объяснения игры:

1. Название игры

2. Правила игры

3. Нназвание команд и место их расположения

4. Основные принципы подведения итогов

Успешному проведению игр помогает непосредственное участие помощников и инструкторов. Желательно, чтобы в такой роли побывал каждый ребенок: это формирует сознательное отношение к игре и активность детей[1].

Все игры имеют определенную направленность и в соответствии с нею ниже предложена мною методика на основании проработанного материала и литературы.

С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:

1. Этап начального разучивания - стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.

2. Этап углубленного разучивания - стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.

3. Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.

И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т.д.) мы будем различать три фазы:

а) игры для начального обучения

б) игры для закрепления пройденного материала

в) игры для повторения старого материала.

Применение данной методики рассмотрим на примере знакомства дошкольников со свойствами воды.

Игры по ознакомлению со свойствами воды

Для начального разучивания

  • Морской бой.

Играющие стоят на дне, вода не выше груди. Одной рукой можно держаться за борт или за преподавателя. По команде дети одной рукой ударяют по воде так, чтобы брызги летели вперед, как можно дальше. Брызги должны лететь не соседу в лицо, а в свободное пространство.

Победитель определяется по количеству брызг и дальности их полета. Правила: не закрывать глаза и не толкать соседей.

  • "Кто выше?"

Дети стоят на дне, уровень воды по пояс. По команде надо присесть, погрузившись до подбородка и оттолкнуться ногами от дна, подпрыгнув как можно выше. Можно усложнить игру, если перед прыжком опускаться под воду с головой. Правила: выпрыгивать вертикально вверх. Побеждает тот, кто выше прыгнет.

Для закрепления пройденного материала

  • "До пяти"

Дети идут по дну друг за другом на расстоянии вытянутых рук.
По команде (хлопок, свисток) дети должны остановиться, сделать глубокий вдох, погрузить лицо в воду так, чтобы уши остались над водой, и начать медленно выдыхать в воду пока преподаватель медленно считает до пяти. Затем играющие идут дальше. Правила: кто поднимет голову до пятого счета - получает штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше всего очков или их вообще нет. Для усложнения можно использовать перемещения различными способами (бегом, прыжками, с различными положениями рук) [7].

  • "Будь внимательным"

Дети стоят на дне, лицом к преподавателю. Руководитель делает различные условные движения руками (вверх, в стороны, за голову и т.д.). В соответствии с определенным положением рук руководящего, дети выполняют то или иное упражнение (выпрыгивание из воды, приседания под воду, наклоны и т.д.) Правила: за неправильное выполнение упражнений - штрафное очко. Побеждает тот, у кого нет или меньше всех штрафных очков. Не следует применять более трех условных движений, так как большинство играющих будет часто ошибаться и игра не даст желаемого результата[5].

  • "Лягушата"

Дети стоят на дне. По команде руководителя "Щука!" – играющие подпрыгивают вверх, а по сигналу "Утка" - прячутся под воду.   Правила: Неверно выполнивший команду получает штрафное очко, выигрывают те, кто набрал меньше всего штрафных очков[1].

Для повторения старого материала

  • "Пролезь в круг"

Дети стоят на дне друг за другом. На поверхности воды плавают по одной линии большие надувные круги. Первый игрок подходит к кругу, погружается с головой в воду с открытыми глазами, на согнутых ногах проходит под круг и пролезает через него. Далее он идет к

следующему кругу и пролезает через него. В это время второй игрок идет к первому кругу. Правила: если после выполнения упражнения круг очень сильно смещается от первоначального положения игрок обязан его поправить[7].

Итак, в своей трудовой практике при обучении плаванию применяю игровой метод т. к. он оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма, упражняются и развиваются жизненно важные качества и способности, накапливается опыт применения своих возможностей.

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других.

Применяя игровой метод в обучении детей дошкольного возраста плаванию, он способствует повышению желания обучаться, формирует устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде и основной показатель – это сформированность плавательных навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гутерман В.А. Вода и здоровье.- М.: Центр. науч.-иссл. ин-т сан. просвещения, 1965, 34с.
  2. Казаковцева Т. С. Организационные и педагогические основы обучения плаванию детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. — Л., 1989, 22 с.
  3. Левин Г. Плавайте с малышами. — Минск: Полымя, 1981.
  4. Макаренко JI. П. Учите плавать малышей. — М.: ФиС, 1985.
  5. Медяников В. В. В помощь начинающему пловцу. — М.: Реклама, 1975.
  6. Методические рекомендациии по закаливанию детей в дошкольных учреждениях и в семье. — Витебск [Б. и.], 1988, 21 с.
  7. Панов Н. Плавание — составная часть физкультурного занятия // Дошкольное воспитание, 1984.