Современные формы сотрудничества с семьей

Разделы: Работа с родителями


Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется  в семье и детских учреждениях.
Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих  свою Родину.
Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги- специалисты, которые работают по единой государственной Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий  культурный уровень советских людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют  установить  правильные отношения между собой и ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Поэтому «программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно- образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями». Работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием».
Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма  болезням.

Умственное развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи, поэтому в работе с родителями обязательно уделяется внимание вопросам умственного развития детей.
Важной задачей воспитания дошкольников является формирование нравственных качеств. Родителей знакомят с задачами нравственного воспитания, средствами и условиями его осуществления в детском саду, а также рекомендуют средства формирования у ребенка нравственных чувств   и привычек; умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявить уважение к старшим, заботу о младших и т.д. Воспитатель советует родителям  не ограничиваться словесными методами, а чаще использовать упражнения в нравственном поведении.
Нравственное воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.
Особое место в нравственном воспитании ребенка занимает труд. В труде формируются ценные качества личности: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность. Родителям необходимо рассказывать о значении труда в нравственном воспитании детей. При этом следует обратить их внимание на то, какую роль играет труд в общем развитии детей (физическом, умственном, эстетическом), подчеркнуть роль примера взрослых.
Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Формы работы дошкольного учреждения с родителями разнообразны; живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, привлечение родителей активному участию в жизни детского сада и другие.

Индивидуальные  формы работы с родителями- это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т.д. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые, общие собрания, конференции, выставки, кружки, оформляются информационные и тематические стенды, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном  уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно  позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Посещая  семьи  своих питомцев, воспитатель знакомится  с опытом семейного воспитания. Кроме того такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д.
Перспективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей  со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно  рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут  быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает   поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе  воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора  утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.
Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает собранная в детском саду библиотечка.
За время пребывания ребенка в  детском саду родители могут  прочитать педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением  и направлять его.
Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей - широкая  педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Исход из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений, за поведением детей  в группе, воспитатель подбирает материал для коллективных бесед- консультаций, групповых и общих родительских собраний.
Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся организуемые многими детскими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечер вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых родителей, университеты педагогических знаний.
Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями. Дни открытых дверей- не только средство удовлетворения  естественного  интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей  с  условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно- образовательной работы, а также  преодолеть иногда очень стойкое  участие  родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.
С повседневной жизнью и работой детского сада  родители могут также познакомиться в процессе дежурства в группе. Дежурства организуются по- разному, в зависимости от конкретных условий жизни детского сада, работы и пожеланий родителей.
Важно, чтобы к дежурствам постепенно привлекались не только желающие, но и малоактивные родители. С ними следует заранее договориться об удобном для них  дне и часе дежурства – такая персональная договоренность дисциплинирует родителей.
Мы в своей группе организовали дежурство для родителей. Родители приходят с большим желанием: организовывают игры с детьми, рассказывают сказки, читают книжки, показывают сказки- драматизации малышам, организовывают кружки «Умелые ручки» и т.д.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании, ему доверяют, прислушиваются к его советам.
Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь сада, постоянно держать в курсе всех событий.
В своей работе с родителями  можно использовать как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные воспитателями  или подсказанные жизнью.       Например:
Общие собрания с показом видеозаписей деятельности детей.
Групповые выставки  родителей и детей «Добрые руки мам и бабушек», «Осенние композиции», «Любимые  сказочные герои» и т.д.
Совместные выставки- конкурсы для родителей и детей «65 Победы», «Мир- глазами детей», « День защитника Отечества», «Боевые ордена и медали».

Анкетирование, цель является  выяснение вопросов касающихся воспитания в семье и здоровья детей. С помощью анкеты воспитатель может узнать мнение родителей по интересующим его вопросам. В  результате анкетирования может  выявиться какая-либо проблема, присутствующая в семье. В таких случаях воспитатель помогает разобраться и найти выход из сложившейся ситуации.
Современные формы сотрудничество с семьей разнообразны. Мы в своем детском сад организуем с родителями совместные праздники. Наши родители с удовольствием играют интересные роли на  наших утренниках.
В нашем детском саду существует родительский комитет. От каждой группы в него входит по два родителя, которые и являются ее представителями. Родительский комитет помогает детскому саду в оформлении помещений, в приобретении необходимых пособий для обучения и воспитания детей в организации ремонта учреждения, участвует в проведении родительских собраний.
В своей группе « Звездочки» мы организовали  с родителями  субботник по оснащению  участка. Совместными усилиями  наши родители  построили деревянную горку для скатывания, грузовые машины для сюжетно- ролевых игр, качели, крокодила, для ходьбы и другие  постройки. А также покрасили в яркие краски.
На современном этапе в работе с родителями появляется понятие « включение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.
Таким образом, мы можем отметить, что родители являются главными помощниками  воспитателей, а также главными воспитателями своих детей. Поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании.

Приложение