Использование дидактических игр и игровых упражнений для закрепления лексико-грамматических категорий на занятиях по математике в группах компенсирующей направленности

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В дошкольном учреждении развивают все детские способности и наклонности в том числе и способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое  развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы образования в детском саду. Основные задачи развития речи детей – формирование правильного произношения, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи. Работая в тесном контакте с учителем –логопедом, воспитатели групп компенсирующей направленности обеспечивают практическое знакомство с предметами и явлениями по заданной логопедом теме. Усвоение и закрепление лексико-грамматических категорий по теме осуществляется практически в течение всего дня (во время режимных моментов, лепки, аппликации и т.д.)

Большое внимание уделяется закреплению лексико-грамматических категорий на занятиях по математическому развитию. Такие занятия необходимы, так как дети с речевой патологией заметно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Часто не умеют считать в пределах пяти, не знают понятия «больше», «меньше», «поровну», не знают названия цветов, форм, геометрических фигур, слабо или совсем не ориентируются в пространстве и во времени.

Планируя коррекционную работу в своей группе, воспитатели  придерживаться следующих правил:

1. Программное содержание по математике увязывается с речевой темой.
2. Параллельно с развитием математических представлений существенное внимание на этих занятиях уделяется речевому развитию: лексике, фонетике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже).
3. Подбор речевого материала осуществляется с учетом произносительных возможностей ребёнка.

Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными и прилагательными, наречиями и предлогами, частицами. Его специфическая особенность: значительное преобладание таких частей речи, которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно.

Главная цель словарной работы с детьми – уточнение точного смысла (значения) слов, математических представлений, полученных в процессе практической деятельности.

Чтобы правильно осуществлять работу в этом направлении, воспитателям необходимо знать какие речевые нарушения есть у детей их  группы, их индивидуальные особенности.

На занятиях  по математическому развитию дети должны не только распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои представления (шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше), находить более сложные ориентировки в величине предметов (высокий, ниже, самый низкий), осваивать существительные, обозначающие предметы и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), пространственные отношения, временные обозначения (утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно), названия дней недели, месяцев. Тогда дети научатся постепенно отражать количественные, пространственные и временные представления, глубже осознавать их, обобщать.

Основные задачи, которые  ставятся  перед  педагогами: 

  • Пособия, игрушки, лексический материал должен отбираться воспитателями (совместно с учителем-логопедом) с учетом лексической темы, результатов коррекции дефектов каждого ребёнка.
  • Воспитатель должен давать образцы грамматически правильных отчётливых ответов.
  • Вопросы к детям должны быть тщательно продуманы и чётко сформулированы и исключать ответы детей на дефектном речевом материале.
  • Воспитатель должен внимательно следить за фонетической и грамматической правильностью речи детей.
  • Для закрепления правильного употребления падежных форм существительных с количественными числительными необходимо именовать каждое число при:

– пересчёте предметов (один конь, два коня ... );
– изучении состава числа;
– ознакомлении со смежными числами;
– при простейших счётных операциях;
– необходимо чёткое проговаривание падежных окончаний числительных и существительных.

Формирование представления о цвете и форме – длительный процесс и начинать его нужно, исходя из сенсорного и речевого развития ребёнка. Главная задача воспитателя – формирование умения словесно обозначать цвет и форму предмета, формирование умения группировать предметы по какому-либо признаку,  параллельно с выполнением этих заданий дети учатся изменению прилагательных в роде, числе и падеже; согласованию прилагательных с числительными и существительными (красный шарик, два желтых круга),  детям предлагаются задания на классификацию предметов по цвету, по форме, на исключение лишнего, на сравнение двух предметов:

Дидактические игры и упражнения, которые можно использовать:

  • «Закрой окошки» – домик с прорезанными  окошками в виде геометрических фигур, дети должны подобрать окошко нужной формы и закрыть его;  закрепляется представление детей о форме предметов

  • «Весёлый художник» – дети придумывают, на какой предмет похожа геометрическая фигура, затем им  предлагается дорисовать недостающие детали, при этом они  проговаривают: «Этот красный треугольник похож на флажок»

  • «Цветное лото» – закреплять умения детей различать оттенки разного цвета. Дети рассказывают, какие оттенки использовал художник

  • «Выложи дорожку» – детям предлагается выложить дорожку из чередующихся геометрических фигур для какого-нибудь персонажа по образцу, предложенному воспитателем.

Многие дети  испытывают трудности в усвоении представлений о величине. Даже если ребёнок учитывает такие качества, как длина, ширина, высота, толщина в практической деятельности, то правильно обозначить их словами затрудняется. Часто при сравнении предметов разной длины, толщины, высоты дети употребляют не слова «длинный, короткий, высокий, толстый», а называют эти предметы большими и маленькими. Многим не под силу задания, в которых требуется рассказать о предмете, перечислив его основные признаки, сравнить два или несколько предметов. Усвоение представлений о величине проводятся  в несколько этапов. Сначала детям даются  задания примерить предметы, накладывая, прикладывая их. Только так удаётся определить, какой предмет больше, какой меньше. Для усвоения представлений о величине нужно научить детей выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определённому признаку. Величина предмета устанавливается в зависимости от места, которое он занимает в ряду. При построении таких рядов складывается представление о порядковом числительном, развивается память, что важно для формирования грамматического строя речи. Т.к. детям легче даётся выполнение задания – определить место предмета в ряду, чем обозначить словами отношения между предметами этого ряда; большая, маленькая, ещё меньше, то вначале нужно научить устанавливать простые отношения на основе сравнения двух-трёх предметов. Постепенно ряд расширять. Важно, чтобы дети научились понимать зависимость между ними, потому что каждый элемент ряда является одновременно больше, чем все последующие, и меньше, чем все предыдущие. Обучая построению ряда, следует подсказать ребёнку, что нужно выбрать сначала самый большой предмет, затем самый большой из оставшихся и т.д. Отрабатывая величинные понятия, нужно предлагать детям  не только сравнивать предметы, но и выражать это словами: cтyл – стульчик – стулище; носик – носище; сапог – сапожок – сапожище. Таким образом, дети овладевают навыками словообразования, расширяется словарный запас детей, который связан с умением детей обозначить длину, высоту, толщину, ширину предметов. При сравнении предметов, следует побуждать  детей  использовать в своей речи антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий.

Параллельно с формированием каждой пары противоположных понятий отрабатывается и употребление сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче, выше), например, синяя лента короче красной. Дети начинают употреблять в речи такие конструкции, «Саша выше Димы», Настя ниже Даши».

Игры и задания, которые можно предложить  детям для закрепления представлений о величине:

  • «Сбор урожая» – разложить фрукты по корзинам в зависимости от размера корзинки и фрукта.

  • «Приключения Колобка» – дети определяют размер Колобка и по какой дорожке он  отправится в путешествие.

  • «Соедини пары» – перфокарты, дети фломастерами соединяют пары предметов одинаковых по размеру.

Пространственные отношения – так как  в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно другого объекта, то этому разделу тоже нужно уделить внимание. Дети учатся определять направление положения предмета, ориентируясь от себя:

«вверху» – где  голова,
«внизу» – где ноги,
«впереди» – лицом ко мне и т.д.

(Конечно, у некоторых детей нужно сначала сформировать устойчивые представления и закрепить понятия о частях тела). Для закрепления понятий «слева», «справа», в которых дети испытывают большие трудности, помогают такие упражнения:

– покажи правой рукой левое ухо;
– встань на правую ногу и подпрыгни;
– возьми игрушку правой рукой.

При обучении детей умению ориентироваться в пространстве закрепляется умение пользоваться предлогами в речи: за, над, под, около и т.д. Именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве.

Для закрепления речевых навыков с применением предлогов используются  такие дидактические игры:

  • «Сделай, не ошибись» – детям предлагаются задания: положи мяч справа от куклы, слева, сзади и т.д. – важно, чтобы дети комментировали свои действия: «Я положил мяч  справа от куклы».

  • «Добавь слово» – ребёнку бросают мяч, а он должен закончить предложение, используя слова «справа», «слева» и т.д.:

    – стол стоит ... (справа от меня)
    – мишка сидит ... (слева)

  • «Умей найти своё место» – дети встают друг за другом, уточняя своё место, по отношению друг к другу, к соседям, используя слова «сзади», «между», «за». Задаются вопросы: «За кем ты стоишь? Между кем?

  • «Занимательный экран» – игра на закрепление ориентировки в пространстве, на умение пользоваться наречиями:  справа, слева, сзади, впереди; предлогами: за, перед, под и т.д.

Детям предлагается прозрачный конверт – экран, в центре которого наклеено изображение (сказочного героя, животного, цветка и т.д.), внутри конверта передвигающаяся планка с другим изображением, дети передвигают планку внутри экрана, поясняя ее положение по отношению к предмету  в центре. Напимер, внутри наклеен футболист, на планке – мяч, передвигая планку вправо, дети поясняют, что мяч находится справа от футболиста и т.д. Работая с таким экраном, можно сочинять целые рассказы.

Временные отношения: усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей в различные части суток. На основе режима дня усваиваются и уточняются понятия: завтрак – утро, обед – день, ужин – вечер, сон – ночь. Полезно использовать иллюстрации с чёткими признаками частей суток (горит свет, на небе звёзды). Можно использовать карточки, на которых время суток обозначено определённым цветом: утро – розовое, день – голубой, вечер – ­серый, ночь – чёрная. Постепенно слова, обозначающие временные отрезки суток наполняются для детей конкретным содержанием, дети легко и правильно начинают использовать в речи слова, отражающие временные понятия.

Для закрепления можно использовать следующие дидактические игры:

  • «Живая неделя» – подвижная игра, в ходе которой дети используют в речи слова, обозначающие дни недели, закрепляется порядок следования дней недели, каждый ребёнок превращается в определённый день недели. Детям даётся задание: построиться по порядку. Дети объясняют своё место расположения: «Я – четверг, стою после среды, но перед пятницей». Аналогично проводятся игры для закрепления частей суток, времён года.

  • «Игра в неделю» – называется день недели, бросается мяч ребёнку, а ребёнок должен ответить – назвать следующий день недели и бросить мяч.

Количество и счёт. При обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям происходит усвоение детьми форм именительного, родительного, дательного падежей количественных числительных (пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам). Кроме этого закрепляется навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, бабочек, флажков)

Дети должны знать, что:

– количественные числительные один, одна, одно согласуется в роде, числе и падеже. Задания детям – употребить эти числительные с существительным в именительном падеже, т.е. подобрать картинки с изображением предметов женского рода, среднего, мужского рода, например, один конь, одна кукла, одно окно. Следующее задание: изменение числительного с существительным в косвенных падежах: например, одного коня, с одним конём и  т.д.
– количественные числительные от пяти до десяти употребляются с существительными в родительном падеже множественного числа (пять домов, шесть коней, семь окон)
– при изменении по падежам числительных от пяти до десяти существительные согласуются с ними в падеже.
– с количественными числительными 2, 3, 4, в винительном падеже одушевлённые существительные употребляются в родительном падеже множественного числа (вижу двух медведей, а не вижу два медведя), неодушевлённые существительные в родительном падеже единственного числа (вижу две книги, два утюга).

Дидактические игры и упражнения:

  • «Закончи предложение» – В реке плавает (одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки и т.д.). Можно использовать числовые линейки,  которые позволяют обходиться минимальным количеством демонстрационного материала. Числовая линейка представляет собой пособие, состоящее из кармана, в который вставляется картинка для счета, цифрового ряда от 1 до 10 с передвигающейся от цифры к цифре планкой.

  • «Волшебная радуга» – картинка  с изображением радуги для закрепления порядкового счёта (первая полоска красного цвета, вторая… и т.д.)

  • «Волшебный стул» – для обработки навыка сложения и вычитания в пределах 10. На доске помещается пример: 2 утёнка плюс 3 утёнка – дети должны посчитать пример, соотнести с цифрой, которая закреплена у каждого на груди,  выбежать и  сесть на волшебный стул. Если пример решён верно, то воспитатель поднимает зелёную карточку; все действия дети объясняют.

  • «Магазин» – товаром могут быть игрушки, посуда (закрепление лексики по теме «Игрушки», «Мебель», «Обувь»  и т.д.). Сначала нужно разложить товар, т.к, раскладка товара полезная игра сама по себе. Она учит ребёнка навыкам классификации. Перед началом игры обязательно нужно пересчитать вместе количество товаров каждого вида. Когда все товары разложены, выбирается ребёнок – продавец, остальные дети – покупатели:, которые обращаются к продавцу со словами: «Дайте мне, пожалуйста, пять кукол, три яблока, одного медвежонка (при пересчитывании товара закрепляется навык согласования количественных числительных  с существительными).

  • «Говорящие зигзаги» Игра состоит из карточек, разрезанных зигзагообразно, по типу пазлов. С одной стороны карточки изображение предметов, например, пять бабочек, с другой стороны – соответствующая количеству предметов цифра. Необходимо правильно собрать обе половинки. Игра на закрепление навыков быстрого счета, соотнесение цифры количеству предметов, закрепление навыков согласования числительного с существительным.

Успешно закрепление лексико-грамматических категорий происходит в процессе составления и решения задач. Для составления задач можно использовать  следующие задания: составление задач по моделям, по последовательным и ситуационным картинкам – в результате не только фиксируется, умеет ли ребёнок составить задачу с использованием наглядного материала, выполнять арифметические действия в соответствии с условием задачи, находить ответ, называть его, комментируя действия, происходящие на картинке, но и закрепляются в речи детей глаголы с противоположным значением: было – стало, прилетела – улетела. В результате ребёнок учится понимать смысл слов, обозначающих противоположные действия. В процессе решения задач нельзя давать однословные ответы, так как при этом исключается фразовая речь, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Поощрение аргументированных, полных ответов на занятиях по математике способствует не только закреплению математических навыков, но и развитию связной, грамматически правильной речи, автоматизации звуков, введение их в самостоятельную речь ребенка.