Детский сад и семья – единое образовательное пространство

Разделы: Работа с родителями


Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Взаимодействие педагогов в учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.

Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.

Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических…

Семья похожа на музыкальное произведение, в котором каждый играет свою партию, надо лишь стараться, а не требовать, чтобы играли только вашу мелодию.

Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способность взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагога в саду не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.

И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: “Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить” – так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто; требует от него критической переоценки собственного опыта.

Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей. Роль семьи несравнимо по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но это все невозможно без систематического просвещения родителей.

Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательно-оздоровительного пространства детский сад-семья. При этом решаются следующие, выделенные нами как приоритетные задачи:

  1. Повышение педагогической культуры родителей;
  2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
  3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Поскольку в этой работе важна система, а не разовые мероприятия, для их решения на начало каждого учебного года составляется перспективный план, в котором прописывается несколько направлений:

  1. Деятельность по программе воспитания и обучения ребенка в детском саду;
  2. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей;
  3. Целевая программа по взаимодействию с семьей.

В план работы включено несколько блоков:

  1. Рекламный (участие в проведении дней открытых дверей, выступление на родительских собраниях). Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню начинаем задолго до намеченного срока: подготавливаем красочное объявление, продумываем содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Открытые просмотры занятий очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. А некоторые родительские собрания мы проводим открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп.
  2. Диагностический (анкетирование и опросы родителей). В этом блоке очень важен процесс подготовки анкет. В составлении вопросов анкет принимают участие и воспитатели, и психолог, и учителя-логопеды. Для тех родителей, которые впервые привели своего малыша в детский сад, мы просим поделиться своими впечатлениями, воспоминаниями о своем детстве. Нам важна мотивировка родителей, которые выбрали именно наше учреждение для своего малыша. Родителям предлагаются методы взаимодействия с детским садом, формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседневной практике детского сада:
  • возможность удовлетворения потребностей семьи и ребенка в услугах детского сада;
  • готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, коррекции недостатков развития;
  • обеспечение благополучия ребенка в детском саду и семье;
  • выбор образовательных программ, научно-методического обеспечения, а также форм, в которых возможно более активное включение родителей в образовательный процесс детского сада.

Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальный вариант.

  1. Работа с педагогами (семинары – практикумы “Работа с семьей”). Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых рассматриваем вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей, проводим обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определяем общие требования к подготовке и проведению собрания.
  2. Просвещение родителей (индивидуальное и групповое консультирование, “круглые столы”, деловые игры). Деловая игра – простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки.

В работе с родителями используем такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане мы заранее предусматриваем темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

О папках-передвижках упоминаем на родительских собраниях, рекомендуем ознакомиться с папками, даем их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитатели проводят беседу о прочитанном, выслушивают вопросы и предложения.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников старшей медсестрой и руководителем по физической культуре выпускаются бюллетени согласно годовому плану работы. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию.

В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада уместно вспомнить слова Л.Н. Толстого “Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей”. Наряду с традиционными формами положительно зарекомендовал себя клуб “Молодая семья”. Работа клуба повышает компетентность родителей, вызывает интерес к проблеме, вселяет уверенность в своих силах, сплачивает коллектив родителей, дает возможность познакомиться с опытом семейного воспитания, обменяться мнениями. Все общение участников построено на принципах добровольности, демократичности, личной заинтересованности, направлено на максимальную результативность встречи всех участников. Родители постепенно начинают понимать меру своей ответственности, когда видят результаты своих нелегких усилий. Успехи окрыляют и вселяют уверенность, неудачи огорчают, но это всегда лучше, чем равнодушие.

Особую ценность приобретает передвижная библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, развития, коррекции: подбор книг, аннотация новинок, обмен мнениями, – все это объединяет родителей, вызывает чувство общности.

Зарекомендовала себя положительным образом такая форма общения с семьей, как “телефон доверия”, “родительская почта”. Для всех членов семьи предоставляется возможность высказывать замечания, предложения, поделиться радостью или сомнением, обратиться за помощью к конкретному специалисту.

Совместные мероприятия детей и взрослых вызывают азарт, соперничество, радость победы, горечь поражений. Проведенное время совместно с детьми вызывает у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать, защитить.

Именно чувство общности порождает новые формы общения взрослых и детей: по предложению родителей родилась “именная гостиная”, в которой день рождения ребенка приходит отмечать вся семья.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественной новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию и доверию, делает их настоящими партнерами.

Используемые формы и методы взаимодействия с семьей уже принесли положительные результаты. Так, по данным диагностических исследований, родители высоко оценивают воспитательно-образовательную работу детского сада, увеличилось число запросов на проведение групповых и индивидуальных консультаций, отмечается высокая посещаемость детских досугов и праздников, а также мероприятий по благоустройству дошкольного учреждения.

Наблюдение за деятельностью педагогического состава в плане работы с родителями показали, что использование дифференцированного подхода и нетрадиционных форм и методов достаточно эффективны. В результате повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости.

Целенаправленно ведется работа с родителями подготовительной к школе группе. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания вместе с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки “Как подготовить ребенка к школе”.

Все формы работы с родителями, используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и детский сад могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Необходимо учиться не работать с семьей, а понимать семью, причем семью каждого воспитанника, ее особенности, движущие силы, проблемы. Это самое важное направление в деятельности детского сада. И без этого понимания невозможно говорить о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Семья – уникальная воспитательная среда, детский сад – специфический воспитательный феномен – это равнозначные, взаимодополняемые “объединения”, необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка. Необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и детского сада.

“Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка”.