Тема урока "Жанна д'Арк" (6-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель:

  • Развивать умение анализировать деятельность выдающегося человека, работать с картой, текстом документа, картиной.
  • Вызвать уважение к героине французского народа и стремление подражать ее подвигу в борьбе за независимость Родины.
  • Расширить знания учащихся по истории средневековых войн.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урокшхарактеристика.

Оборудование:

  • учебник Агибаловой Е.В., Донского Г.М. “История средних веков” п. 19 (п.6-8) – Москва, Просвещение, 2006;
  • задания для групп <приложения 1, 2, 3> , <рисунки 1–15> и контурные карты с атласом;
  • учебная картина “Вступление Жанны д Арк в Орлеан” – Картины по средним векам (Д.И.Никифоров, А.А.Сванидзе, Н.И.Запорожец);
  • настенная карта “Европа в XIV-XV вв”;
  • CD-презентация “Жанна д,Арк” <приложение 4>;
  • Памятка по характеристике выдающегося деятеля <приложение 5>.

Ход урока

1. Вступительная беседа, постановка цели урока, объяснение плана работы

Слова учителя: У каждой страны есть свои символы, выдающиеся люди, прославившие Родину. В России это Пушкин, Петр 1, Кутузов, в Англии – это Нельсон, Робин Гуд, во Франции – это Орлеанская дева <Приложение 4>. А кто из вас знает, кто такая Орлеанская дева?

Выслушиваются ответы учащихся.

Слова учителя: Орлеанской девой называли Жанну д ,Арк. Почти шесть столетий минуло с того дня, когда на площади Старого Рынка в Руане была сожжена Жанна д’Арк. Ей было всего девятнадцать лет. Почти всю свою жизнь – семнадцать лет – она была никому неведомой Жаннетой из Домреми. Ее соседи потом скажут, что она была такая же, как все. Один год она была прославленной Жанной- Девой, спасительницей Франции. Ее соратники потом скажут, что она была опытным военным. И еще один год она была военнопленной и подсудимой инквизиционного трибунала. Ее судьи скажут: “великий ученый и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые ей задавали”.

Сегодня на уроке мы попытаемся с вами разобраться в этой истории и дать объективную характеристику Жанне д,Арк. У вас на столах лежат памятки <приложение 5> “Характеристика исторического деятеля”, мы будем разбирать события ее жизни и делать соответствующие заметки в пунктах этой памятки. Дома по этим заметкам вы напишите сочинение – характеристику Жанны д,Арк. Для эффективности работы мы разделимся с вами на четыре группы, после рассказа учителя группы будут выполнять соответствующие задания, а через 3-4 минуты мы будем заслушивать ответы групп. Ответы будут оцениваться баллами – звездочками. Итак, у нас представлены “историки”, “политики”, “художники” и “картографы”.

2. Формирование личности Жанны д,Арк

Слова учителя: Первый пункт нашего исследования – условия формирование личности. Вам было дано домашнее задание <Приложение 1>, его мы сейчас и проверим. Первыми расскажут “художники” <рисунки1–4, см. Приложение 6>, как выглядела Жанна д,Арк?

Ответ группы “художников”: Жанна выглядела как обычные крестьянские девушки: прямой нос, большие глаза, темные волосы. В воинских доспехах она выглядела решительной и суровой.

Слова учителя: как прошло детство Жанны? Ответят “историки”.

Ответ “историков”: Жанна происходила из сословия крестьян. Ее детство прошло в деревне, она занималась делами по дому, научилась прясть, умела делать все, что было необходимо крестьянской девушке. Она не умела читать и писать, верила в бога, была очень суеверна.

Слова учителя: какова была обстановка, в которой росла Жанна, что происходило в стране <рисунки 5–6, см. Приложение 6>? Расскажут “политики” и “художники”.

Ответ “политиков” и “художников”: Шла Столетняя война между Францией и Англией. Одновременно шла феодальная война между герцогом Бургундским и герцогом Орлеанским. Отряды грабителей наводили ужас на беззащитных крестьян и горожан, отнимали их скот, грабили и убивали. Во время войны армии грабили города, забирали у людей всю утварь, посуду, одежды, продукты. После заключения мира престол перешел к английскому королю, которому не исполнилось и года. Несогласный с этим законный наследник французского короля дофин Карл бежал из Парижа. Англичане продвигались на юг страны, они осадили Орлеан, его падение открыло бы им путь на юг. Французские феодалы растерялись, а народ начал партизанскую борьбу.

Слова учителя: теперь пусть “картографы” покажут на карте, какие территории были заняты англичанами к 1429 г., где произошли важнейшие сражения, город Орлеан.

“Картографы” показывают на карте.

Подведение итогов: итак, детство Жанны прошло в обстановке войны, грабежа и насилия, она не получила образования (но не надо забывать, что в то время многие знатные люди были безграмотны), была очень верующей, что так же соответствует той эпохе. Сделайте в своих памятках заметки, по которым вы сможете составить описание жизни Жанны д ,Арк.

3. Путь славы

Слова учителя: Мы переходим с вами к следующим пунктам памятки “Цель деятельности”, “Черты характеры и способности”.

Впечатлительная девушка была убеждена в своем предназначении и решила возглавить борьбу с врагами. Она ушла из дома, преодолела многокилометровый полный опасностей путь и предстала перед дофином – наследником престола. Она убедила его дать ей армию и возглавила поход на Орлеан. Ее с радостью встречали горожане и крестьяне. С прибытием в Орлеан начались решительные действия против англичан. Осада города была снята, настал перелом в войне. При участии Жанны были освобождены большие области страны, а дофин Карл был коронован и стал королем Карлом VII.

Сейчас каждая группа выполняет задание № 2 <Приложение 2>, а через 3–4 минуты мы проверим, кто как справился.

Работ групп с заданиями.

Проверка выполненных заданий.

Слова учителя: слово “историкам”, какую цель ставила перед собой Жанна?

“Историки”: Жанна хотела спасти Родину, хотела, чтобы король дал ей войско, с которым она бы сняла осаду Орлеана, а затем сопроводила бы короля в Реймс на коронацию.

Слова учителя: а теперь политики ответят нам на вопрос: почему дофин решил дать крестьянке войско?

“Политики”: Дофин подумал: “Если она признает меня законным сыном короля и ей поверят все, то вся Франция признает меня королем! Хорошо бы ее использовать в своих целях”.

Слова учителя: а сейчас “картографы” покажут, путь Жанны из родной деревни Домреми до замка Шинон, походы армии под руководством Жанны д,Арк.

“Картографы” работают с картой, показывают Домреми, Шинон, Орлеан, Труа, Реймс, Блуа.

Слова учителя: настала очередь “художников” <рисунки 7–11, см. Приложение 6>, опишите картину “Вступление Жанны д,Арк в Орлеан”.

“Художники”: народ встречал Жанну с восторгом и верой в избавление. В ее войске были рыцари, сама она ехала впереди на белом коне, одетая в рыцарские доспехи, с королевским знаменем в руках.

Слова учителя: а как она вела себя во время штурма крепости?

“Художники”: При штурме крепости Жанна проявила упорство, ум, скромность, силу воли, осмотрительность, смелость, стойкость.

Слова учителя: слово “политикам”, они ответят на вопрос, зачем нужна была коронация?

“Политики”: Пока дофин не совершил обряда коронации, он не считался королем, и англичане имели повод представлять французов, борющихся с захватчиками, “бунтовщиками” против “законной власти”. Коронация в Реймсе означала отказ от условий договора в Труа: от подчинения английской короне. Это было равносильно провозглашению независимости Франции.

Слова учителя: а теперь посмотрим, почему французы стали одерживать победы? Какие черты характера проявила Жанна в этом походе? Отвечают “историки”.

“Историки”: Французы поверили в свои силы, они почувствовали себя частью единого целого – Франции. Война перестала быть делом одного сословия, ведь под гнетом англичан страдали все. Под знамя Жанны стекались все новые бойцы, борьба стала народной. Жанна была бескорыстна, она ничего не хотела для себя лично, а попросила короля освободить жителей ее родной деревни от налогов. Это говорит о ее скромности и щедрости.

Слова учителя: скажите мне, пожалуйста, какими способностями, умениями надо обладать, чтобы добиться таких результатов?

Ответ учащихся: надо обладать организаторскими способностями, умением убеждать, вести за собой.

Подведение итогов.

Слова учителя: итак, мы видим, что Жанна поставила цель – спасти Родину, возглавила войско и сняла осаду Орлеана, добилась коронации Карла. При этом она проявила себя смелой, убежденной, упорной и целеустремленной, стойкой и решительной. У нее были хорошие организаторские способности и умение убеждать людей. Сделайте заметки в памятках.

4. Пленение, казнь и слава после смерти

Слова учителя: Вскоре король стал тяготиться присутствием Жанны, стал недоверчив. Жанна пробовала взять Париж, но была ранена, французы отступили. У города Компьен она была схвачена бургундцами, они продали ее англичанам. Король не выкупил Жанну из плена, она предстала перед судом инквизиции, была обвинена и сожжена на костре в городе Руане в 1431г. Спустя четверть века король Франции приказал пересмотреть судебное дело, и Жанна была оправдана, а 20 веке ее причислили к лику святых.

Давайте посмотрим, какие качества личности проявила при этом Жанна? Каковы результаты ее деятельности?

Группы будут выполнять задание№3 <Приложение 3> <рисунки 12–15, см. Приложение 6>, через некоторое время мы начнем проверять его.

Работа по группам.

Слова учителя: Итак, “картографы” покажут нам последний поход Жанны, город Компьен, возле которого Жанна попала в плен, город Руан, в котором Дева была казнена.

“Картографы” работают с картой.

Слова учителя: а теперь “художники” покажут, в каком порядке должны идти картины, какие фрагменты текста им соответствуют.

“Художники”: фрагменту текста А соответствует картина под № 3 <рисунок 12, см. Приложение 6>, тексту Б – картина № 1<рисунок 13, см. Приложение 6>, тексту В – картина № 2 <рисунок 14, см. Приложение 6>, тексту Г – картина № 4 <рисунок 15, см. Приложение 6>.

Слова учителя: посмотрим, как вела себя Жанна на судебном процессе. Слово “историкам”.

“Историки”: Она очень осмотрительно отвечала на труднейшие вопросы. В ее ответах были видны ее ум, осмотрительность, смелость, справедливость. Она не пролила напрасной крови. Она искренне любила свою Родину. Она не проявляла большего интереса к своей славе, была скромной.

Слова учителя: почему же король предал Жанну? Ответят “политики”.

“Политики”: память о крестьянском восстании Жакерии была еще жива. “Кто знает, – думал феодалы, – не превратиться ли Жанна в нового Жака?” Королевских советников беспокоило влияние Жанны на дофина, любовь и уважение к ней простых людей. Всесильные феодалы боялись, что дофин перестанет быть игрушкой в их руках, но более всего они боялись восстания народа.

Слова учителя: почему же король решил спустя годы оправдать деву?

“Политики”: он решил опровергнуть еще тяготевшее над ним обвинение, что он получил корону из рук колдуньи.

Слова учителя: давайте подведем итоги. Чем закончилась Столетняя война? Расскажут и покажут нам “картографы”.

“Картографы”: показывают на карте территории, оставшиеся в руках англичан по договору 1453 г.

Слова учителя: итак, каковы же итоги деятельности Жанны?

Ответы учащихся: своей борьбой Жанна приблизила освобождение Родины.

Слова учителя: давайте допишем в характеристику черты характера и итоги деятельности.

5. Оценка жизнедеятельности

Слова учителя: Как можно оценить жизнь Жанны д,Арк: была ли она “посланницей Бога” или колдуньей? Была она обыкновенной крестьянкой или талантливым военачальником? Кем она была?

Выслушиваются ответы учеников.

Слова учителя: Жанна д’Арк была прекрасным организатором, талантливым лидером. Освобождение Орлеана и последующая коронация дофина в Реймсе нанесли сильный удар по ходившим тогда слухам о незаконнорожденности Карла и рассеяли сомнения в его праве на трон. Все, что она делала, сама она приписывала голосам, но, несмотря на это, Жанну надо расценивать как нормальную, здравомыслящую женщину. В военном деле она была реалистом: она понимала толк в артиллерии, отдавала должное ее возможностям. Жанне приходилось иметь дело людьми всех сословий – от работников до королей; при этом она не испытывала никакого смущения, вела себя совершенно естественно, добивалась от них, чего хотела. Она умела уговаривать, умела принуждать. Как подобает добропорядочной крестьянке, она сознавала все значение соблюдения приличий и не терпела, когда сквернословили и пренебрегали религиозными обрядами.

6. Домашнее задание

Пользуясь памяткой, напишите сочинение-характеристику Жанны д’Арк. Не забудьте определить свое отношение к нашей героине.

7. Оценки за урок

Использованная литература:

  1. Донской Г.М. Нравственное воспитание в обучении истории средних веков в 6 классе. – Просвещение, 1988.
  2. Донской. Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков.– Просвещение, 1987.
  3. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь по истории средних веков. – Просвещение, 2002.
  4. Книга для чтения по истории средних веков. Редакция Н.И.Запорожец, А.А.Сванидзе. – Просвещение, 1986.
  5. Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. Ленинград "Наука" 1982.
  6. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков. Хрестоматия. 1-2 части.– Москва, Просвещение, 1988.