Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Задачи:

  • Обучающие: учить находить изученную орфограмму, выделять орфограмму графически, обосновывать условия ее выбора, применять правило.
  • Развивающие: развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, формировать умения анализировать, обобщать, развивать навыки самоконтроля, обогащать словарь младших школьников.
  • Воспитательные: формировать правильное представление об окружающем мире, нравственных качествах, воспитывать умение общаться и слушать

Используемые методы:

  • наглядные,
  • частично-поисковые;
  • практические;
  • проблемные.

Наглядность:

  • У учащихся:
  • карточки для психологической минутки
  • индивидуальный веер с парными согласными
  • рабочая тетрадь, учебник, письменные принадлежности
  • У учителя:
  • плакаты для зарядки глаз
  • карточки для индивидуальной работы с учащимися, тесты для домашней работы
  • компьютерная презентация Power Point, видеопроектор

Тип урока:урок закрепления нового материала и формирования умений

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

– У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

2. Психологическая минутка

– Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
– У вас на столах лежат разноцветные карточки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
– Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
– Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

3. Чистописание

А) Дети открывают тетради, записывают число и слова « Классная работа». (Слайд 2)

Б) – Катя, напомни нам, как нужно правильно положить рабочую тетрадь. (Слайд 3)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

В) Слуховой диктант с сигнальными карточками-веерами (показать букву на конце слова-отгадки)

В тетради записывают соединения: ззз ддд жжж)

Загадка 1 (слайд 4): На солнце греется пузатый крепыш в рубашке полосатой (Арбуз). Дети показывают на веере букву «з».

Загадка 2 (слайд 5): Конь – не конь, сороконожка, полотно, а не дорожка, по дорожке той ползет, весь обоз она везет (Поезд, буква «д»)

Загадка 3 (слайд 6): Да не бойся, ладно уж, не ужалит этот … (Уж – буква «ж»)

4. Повторение

– Какой звук вы услышали на конце первого слова? – [с] .
– А какая буква пишется? – З
– Почему? (Cлабая позиция согласного звука)
– Каким правилом вы воспользовались? (Cлайд 7)

5. Формулирование темы урока

– Вы уже догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока: «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова». (Слайд 8)

6. Работа над новой темой

– Молодцы! Сегодня нам предстоит вспомнить, что происходит со звонкими согласными звуками на конце слова, потренируемся подбирать проверочные слова и применять правило на практике.
– Посмотрите на схему. (Слайд 9) Почему у «модели» звука грустное настроение? Итак, когда происходит оглушение согласных? (При произношении)
– Все ли звонкие согласные звуки оглушаются? (Нет) Докажите. (Сон, моль, мир и др.)
– Какие пары по глухости-звонкости вы знаете? (Слайд 10)
– Как проверить согласную букву на конце слова? (Подобрать проверочное слово)
– Вспомните удобные способы проверки.
1. Подставить слово много (гриб – грибы) (Слайд 11)
2. Подставить слово нет (зуб – нет зуба) (Слайд 12)

7. Словарная работа с элементами проверки домашнего задания

– Давайте проверим, как вы применяли эти знания при выполнении домашнего задания.
– Что было задано? (Выписать из словарика слова с парными согласными на конце слова)
– Какие слова вы выписали? (Слайд 13)
– Какие слова, на ваш взгляд, являются лишними в этой группе слов? Почему? (Вдруг, вокруг, т.к. они не являются существительными)
– Подберите слово к схеме. (Рассказ)
– Молодцы, ребята! А сейчас для вас новое задание.

8. Закрепление

– На какие 2 группы можно разделить данные слова? (Слайд 14)

Девочки – выписывают слова со звонким согласным на конце слова, обозначают орфограмму
Мальчики – выписывают слова с глухим согласным на конце слова, обозначают орфограмму.

– Давайте проверим.(по слайду)
– В каком слове первого столбика звуков меньше, чем букв? (Тетрадь) Поставьте ударение, выполните звуко-буквенный анализ. (Слайд 15) Проверьте!
– В каком слове второго столбика звуков больше, чем букв? (Язык) Докажите! (Буква Я обозначает два звука в позиции начала слова) (Слайд 16)
– Как вы думаете, о каком языке идет речь?

  • Язык – родной язык
  • Язык – учебный предмет
  • Язык – во рту
  • Язык – у колокольчика
  • Язык – у ботинка

– Значит, слово «язык» – многозначное.

9. Физминутка

– Пришла пора немного отдохнуть. Нас ждет пальчиковая гимнастика. (Слайд 17)

10. Работа по развитию речи

– О каком многозначном слове мы сегодня говорили?
– Прекрасен и богат русский язык. У вас есть возможность расширить свои словарный запас .
– Когда так говорят? (Слайд 18)

  • Храбрый как … лев
  • Слепой как … крот
  • Голодный как … волк
  • Высокий как … жираф

– Как вы думаете, какое сравнение будет обидным для человека? Какой вывод вы для себя сделали? (Обдумывать каждое слово, не оскорблять окружающих, не высмеивать недостатки людей)
– Раз мы заговорили о качествах животных, вспомните, кто был изображен на экране во время физминутки? (Кот, который следил за мышками)

11. Тренировочные упражнения

– Для вас – мышиные задачки! Внимание на экран. (Слайд 19)
– Как вы думаете, чем так обеспокоен мышонок? Помогите ему правильно написать слова.
(Ответ показать на сигнальных карточках-веерах, проверить по слайду. Слова: нож, ёж, шалаш, мышь)
– А задание летучей мыши я прошу вас выполнить в тетрадях. Запишите слова, обозначьте орфограмму, подберите проверочные слова. (Слова: герб, зуб, голубь, тулуп). (Слайд 20)
– Проверьте самостоятельно. Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! (Слайд 21)
– В каком еще значении мы употребляем в нашей речи слово «мышь»? (Компьютерная)
– Для вас очередное задание. (Слайд 22) (Слова: мед, сосед, огород, цвет)
– Проверьте. Все справились? (Слайд 23)
– Я вижу, в нашем классе все ребята усвоили правописание парных согласных на конце слова. Я рада.

12. Индивидуальная работа

– Как вы думаете, есть ли в нашем классе ребята, в именах которых звонкие согласные на конце слова оглушаются?
– Да (Глеб и Альфред) (Слайд 24)
– Для вас, друзья, я приготовила особые задания. (Ребята получают карточки для индивидуальной работы)

13. Работа с учебником

– А нас ждет работа с учебником. Откройте страницу 148, упражнение № 253. (Слайд 25)
– Прочитайте название текста.
– О чем будет текст?
– Прочитайте текст.
– Подтвердились ли ваши предположения?
– Почему автор думает, что времена года «ходят друг к другу в гости»? (Слайд 26)
– Сколько в тексте предложений? (11)
– Почему вы так решили?Докажите!
– Одинаковые ли знаки препинания стоят в конце предложений? Почему?
– Найдите в тексте вопросительные предложения.
– Прочитайте восклицательные предложения.
– Сколько частей в тексте?
– Что вы можете сказать об авторе этого текста?
– Найдите в тексте слова с орфограммой «Парные согласные на конце слова».
– Выпишите предложения, в которых вам встретилась эта орфограмма. (4, 5, 6 предложения)
– Подчеркните грамматическую основу последнего предложения.

14. Физминутка

– А сейчас немного отдохнем и выполним зарядку для глаз. (Слайд 27)

15. Самостоятельная работа

– Пришло время проверить свои знания, выполнив самостоятельную работу. (Тетради собрать)
(Слайд 28) Списать, подчеркнуть знакомые орфограммы:

Жил в Казани черный кот,
Он залез на пароход,
С удовольствием в буфете
Съел с колбаской бутерброд.

16. Итог урока

– Итак, подведем итог нашей работе на уроке.
– С каким явлением русского языка связана опасность при написании парных согласных на конце слова?
– Как проверить согласную на конце слова?
– Какие удобные способы проверки вы знаете? Прочитаем памятку. (Слайд 29)
– Какие многозначные слова вы запомнили?

17. Рефлексия

– Чему вы научились на уроке? Оцените свою работу. С какими трудностями столкнулись?
– Какое настроение у вас в конце урока? Поднимите соответствующую карточку.
– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

18. Домашнее задание

– Дома я предлагаю вам выполнить задания в виде теста (каждому ученику выдается индивидуальный листок с заданием) и еще раз проверить свои знания о правописании парных согласных на конце слова.
– Спасибо за урок.