Переход через экватор (6-й класс)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Учиться надо весело,
Чтоб хорошо учиться!

Из песни

Известно, что главная задача школы – дать ребёнку прочные знания, умения, навыки. Это многолетний нелёгкий совместный труд учителя, ученика и родителей. В процессе любой работы выделяются этапы, подводятся промежуточные итоги, ставятся новые цели и оценивается конечный результат. Ежегодные празднования, например, Дня шахтёра или Дня медицинского работника добавляют радости в тяжёлые будни представителей этих профессий. Как обстоят дела с не менее тяжёлым трудом школьника? Как правило, отмечается день окончания начальной школы как первого этапа ученического пути и проводятся выпускные вечера в 9-х и 11-х классах. Среднее звено получается обделённым традиционными праздниками, связанными с учёбой. Предлагаю идею внеклассного мероприятия, которое может стать новой хорошей традицией в любой школе и добавить радости школьникам, находящимся в самом сложном переходном возрасте.

Называется этот праздник “Переход через экватор” и проводится в середине 6-го класса. Почему экватор? Родители на одном из собраний в шестом классе подсказали, что позади у детей пять с половиной лет учёбы и впереди – столько же. Есть повод остановиться, оглянуться назад, оценить пройденное, порадоваться успехам, наметить пути преодоления трудностей и начать отсчёт верстам и милям второй половины школьной дороги. Готовиться к новому событию стали с энтузиазмом и дети, и родители (втайне от детей), и, конечно же, классный руководитель.

Поскольку окружает учеников океан знаний, понятие “экватор” и морская тематика показались нам весьма уместными. Как готовились родители: дважды в середине учебного года я приглашала их на родительские собрания (по версии для детей – для обсуждения успеваемости), где мы совместно разработали сценарий, готовили костюмы, сочиняли и репетировали песни и танцы. Кроме того, каждый родитель должен был написать послание своему ребёнку о том, каким он хочет видеть его в конце школьного пути. Послания писались на особых свитках (обожжённой по краям состаренной бумаге), скреплялись сургучом и складывались в сундук с сокровищами – старинными монетками-талисманами, этот сундук ребятам предстояло найти в процессе праздничного действия.

Родители на этом празднике выступали в роли аборигенов – жителей острова на экваторе в океане знаний, сами они экватор давно перешли, люди бывалые, поэтому имеют право давать советы и подвергать испытаниям новичков.

Начиная эту работу, не могла даже себе представить, сколько радости доставит она родителям, как не сразу, но начинали загораться интересом глаза уставших, пришедших после работы на собрание взрослых людей, как в каждом из них постепенно просыпался ребёнок, любящий веселье, радость и смех. Дети начали что-то подозревать. Один из не очень успешно занимавшихся мальчиков сказал мне: “Странно: второй раз родители на собрание вдвоём ходят, приходят довольные и ни один не ругается. Что-то здесь не так!”.

Чтобы у учеников не было времени замечать странности в поведении родителей, мы и с ними начали активно готовиться к переходу через экватор. Что именно будет с ребятами происходить – это оставалось для них тайной и подогревало интерес. С детьми мы готовили морскую форму, разучивали морские песни. Одна из них стала лейтмотивом нашего праздника – “Уходит бригантина от причала…”

И вот настал торжественный день. Это была суббота, чтобы все родители могли присутствовать, 15 часов, чтобы в школе, кроме шестиклассников, никого не было и можно было вольготно побегать по всему зданию. Родители-аборигены заранее собрались в актовом зале, украшенном в морском духе, а мы с ребятами – в классе, волнуясь, ждали сигнала. Гонец из зала сообщил, что можно отправляться в путь. Подбадривая себя песнями, мы двинулись навстречу испытаниям. Двери в актовый зал раскрылись…

То, что дети были ошарашены встречей с аборигенами и не узнавали своих родителей, это объяснимо, но я, которая репетировала с ними танцы и песни, обсуждала костюмы, я была потрясена артистизмом, выдумкой и обаянием этих изменившихся до неузнаваемости взрослых. Они встретили нас звуками бубнов и барабанов, зажигательным танцем и песней под гитару в стиле рок. Надо было видеть глаза детей, которые, узнавая маму или папу в этих очаровательных аборигенах, с восхищением и обожанием смотрели на них, открывая для себя заново своих родителей.

А затем начались интересные конкурсы, занимательные викторины, проверяющие кругозор и сообразительность, весёлые игры и забавы, в которых с удовольствием участвовали все присутствующие.

Апофеозом праздника стали поиски по карте запрятанного сундука с сокровищами. Сундук, конечно, был найден. С какими серьёзными, одухотворёнными лицами читали ребята послания родителей!

Завершала переход через экватор дискотека “На морском дне”, и неизвестно, кто выплясывал с большим удовольствием: взрослые или дети.

Расходиться не хотелось, и решили продолжить праздник чаепитием в классе. Пироги, испечённые одной из мамочек, были восхитительны. Давно я не переживала такого чувства единения учителей, учеников и родителей, как в этот день. Дети горели желанием с новыми силами приняться за учёбу, взрослые испытывали чувство приятного удовлетворения от сделанного. Праздник получился ярким, запоминающимся и очень позитивным. Свои ощущения передам словами Владимира Маяковского: “И стоило жить, и работать стоило!”.

20.10.2010