Устный журнал "Хлеб - всему голова". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Оформление классной комнаты: высказывания о хлебе “Хлеб - всему голова”, “Хлеб - богатство народное”, колосья, репродукция картин “Свидание” Маковского, “У дверей школы” Бельского, выставка мучных и хлебных продуктов, которые производит хлебозавод, выставка книг о хлебе.

Ход мероприятия

Ведущий: Кто сказал, что слова только пишутся и произносятся? Будто главное – писать без ошибок, а произнося, правильно обозначить ударение. Нет! Слова имеют смысл, глубокое содержание. За многими из них стоит история народной жизни, борьбы. А ещё слова бывают сильными, добрыми, тёплыми. Не верите? Тогда вдумайтесь хотя бы в эти слова: бережливость, бережливый, хлеб, зёрнышко, колос, Родина. Они по-настоящему добрые, тёплые и сильные. И о них мы сегодня поведём наш рассказ. Открываем первую страницу “Как появился хлеб на земле”.

Страница 1 “Как появился хлеб на земле”.

1 ученик: Хлеб! Мы встречаемся с ним каждый день. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.

Появление его на Руси относится к глубокой старости. Именно в те далёкие доисторические времена (15 тысяч лет назад) человек впервые стал собирать и культивировать хлебные злаки. Сначала ели зёрна в сыром виде, а потом научились их растирать между камнями и смешивать с водой. Так появилась первая мука и первый хлеб. Он употреблялся в виде жидкой кашицы.

2 ученик: С древнейших времён к этому продукту человеческого труда - хлебу люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Хлеб берегли, в его честь слагали гимны, хлебом встречали дорогих гостей. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб - кормилец, хлеб - батюшка, ласково - хлебушко.

3 ученик:

Забудьте сказочки,
Пожалуйста,
Что будто на китах
Земля держалась.
Земля от века, как сказал старик,
На хлебном зёрнышке стоит.

Страница 2 “Мир - народам, хлеб - голодным”.

Ведущий: За всю историю человечества люди никогда не ели хлеба вдоволь, никогда не могли обеспечить себя хлебом в достаточном количестве: хлебные бунты, голодные дети, просящие хлеба, голодающие деревни.

(Демонстрация картин):

Маковский “Свидание”.

Наконец-то наступил долгожданный день - из родной деревни приехала мать. Она принесла ему гостинец. В первую минуту встречи он даже не смотрит на мать, не расспрашивает её о деревне, о своих друзьях. Всё его внимание сосредоточено на вкусном калаче. Рассказывать о своей тяжёлой жизни, о тоске по дому он будет потом, когда утолит голод.

Нужда заставила мать отдать сына в учение к сапожнику. Мать с грустью смотрит на сына, она понимает, как ему плохо живётся, как он голодает. Но она не может помочь ему, ведь дома тоже голодно: узенькая полоска тощей земли не прокормит многодетную семью. Мать пришла в город, купила за пятачок калач - хотелось порадовать сына гостинцем. Как ему живётся у хозяина, говорит и то, что хозяин даже не пустил их в комнату, а встречаются они в сенях.

Бельский “У дверей школы”.

Картина написана в 1897 году. Действие происходит на пороге классной комнаты. За партами сидят дети. Они склонили головы и сосредоточенно пишут. На стенах висят учебные пособия: карта, таблица, стоит доска. Класс залит солнцем. Очевидно, часов 11-12 дня. Дверь школы открыта и на пороге стоит мальчик. Лица его не видно. Он рослый, сильный. У него белокурые волосы. На нём надеты домотканые заплатанные штаны и выношенный полушубок, на ногах - разбитые лапти и грязные онучи. За спиной котомка с подаянием, для этого предназначена и сумка, висящая через плечо. Мальчик снял шапку, стоит, опираясь на палку, и с большим вниманием и интересом смотрит на то, что происходит в классе, но войти в него боится, он застыл в дверях. Он думает о том, как хорошо тем, кто учится. Он не может учиться, потому что очень беден. Нужда и голод привели мальчика к нищенству.

4 ученик: В те суровые годы, когда создавалось наше государство, одним из первых лозунгов был “Мир - народам, хлеб - голодным”.

Страница 3 “А сколько стоит хлеб?”

Ведущий: Ломоть хлеба… Белый или чёрный, но всё равно неповторимого запаха и вкуса. Не мерянный, несчитанный ломоть - доступный, обыденный.

Вспомним трудный хлеб войны с полей, отдавших фронту не только мужские руки, но и хлеб, ковавший нашу Победу.

5 ученик: Страшный фашистский лагерь смерти Бухенвальд. Кажется, что и сейчас здесь бродят тени замученных… Немногим удалось остаться в живых. Один из них -писатель Григорий Мошчин. Здесь в Бухенвальде им написаны строки:

6 ученик:

Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Сколько зёрен лежит у пашен!
Вот собрать бы их вместе да в кучу,
Хлеб бы вышел белый пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой под бомбёжку.
Да, жалеть надо хлебную крошку.

Говорят, когда Бухенвальд освободили наши воины и юного поэта вынесли на руках из барака, он весил всего 26 килограммов.

Ведущий: А знаешь ли ты, что такое блокадный хлеб? Хлеб Ленинграда. Боль Ленинграда. Гордость его.

7 ученик:

Девчонка руку протянула
И головой о стол -
На край стола.
Сначала думали - уснула.
А оказалось - умерла.

Ведущий: Блокадный хлеб: 80% жмыха травы, древесной стружки, пищевая целлюлоза (бумажная мука, кора дерева, хвоя), немного отрубей и только 10 % муки выбоя из мешков – таким был ленинградский блокадный хлеб. 125 г в сутки.

8 ученик: Пискарёвское кладбище в Ленинграде (Санкт - Петербурге). Здесь захоронены те, кто умер от голода с ноября 1941 года по октябрь 1942 года: 641 803 человека. В комнате Бессмертия среди многих других экспонатов дневник Тани Савичевой, восьмилетней ленинградки. Всего семь записей, шесть – о смерти от голода близких людей. Седьмая ещё ужаснее: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”… Умерла и Таня. Самой жуткой смертью - голодной. Об этом можно забыть?

Ведущий: По-прежнему вспоминая при случае пословицу “Хлеб - всему голова”, по-прежнему оставляя на столе для него самое почетное место и встречая гостей хлебом - солью, мы незаметно стали непочтительными с хлебом. Дети оставляют куски недоеденного хлеба, выбрасывают в мусор, иной раз вместо мяча и шайбы катают по улице.

9 ученик:

Мне стало страшно, словно я ослеп.
Я вдруг остановился. Под ногами
Лежал в снегу пшеничный белый хлеб
И на морозе превращался в камень.
Я на дороге той не увидал,
Того, кто бросил эти полбуханки.
Я вспоминаю очередь в ночи,
Как замерзал продрогший, полусонный
Слова старух: “Терпи, сынок, молчи”.
Лязг ножниц, отрезающих талоны,
Четыре предрассветные часа,
Потом в дверях отчаянную давку
И сверстников голодные глаза,
Прикованные к пыльному прилавку.

Ведущий: Полежал неприкрытый хлеб - загрубел - подумаешь. Не доел кусочек. Такая малость - подумаешь. А может, и в самом деле подумаем? Прикинем, если каждый из нас за год выбросит хотя бы по 2 кг хлеба - это же почти полмиллиона тонн! А сколько тысяч людей работали на нашу небрежность!

10 ученик:

Вы знаете, как пахнет хлеб,
Когда растёт и колосом звенит?
Вы знаете, как пахнет хлеб,
Когда его пекут, когда он на столе лежит?
В нём - рук тепло, в нём - радость жизни,
В нём - счастье мира и труда моей Отчизны.

Ведущий: У нас самый дешёвый хлеб в мире. Но кто возьмёт на себя смелость утверждать, что те деньги, которые помечены на ценнике в магазине - истинная стоимость хлеба?

11 ученик:

Так появилось на моей земле
Из года в год, из рода в род -
Веками тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдётся пахарь утром по жнивью
И сыну, указав на поле, негромко молвит:
“Поклонись ему, как матери, как нашей общей доле!
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернёшься на рассвете и скажешь:
“Ничего дороже нет, чем тёплый хлеб на этом белом свете”.

Ведущий: Дорогие ребята! У нас в гостях сегодня люди, которые имеют самое непосредственное отношение к нашей святыне - хлебу. Это благодаря им мы каждое утро видим у себя на столе свежий вкусный хлеб. Представляем им слово (выступление гостей).

12 ученик:

Да многому я научился у моря, у ветра, у птиц и деревьев,
Полей и дорог, у края родного…
Да многому я научился у рук, поднимающих хлеб,
У любящих землю людей,
У людей, рождающих радость,
Любовь и самую жизнь!

(Дети подносят гостям каравай и приглашают отведать то, что они приготовили своими руками - хлебные изделия).