Анализ воспитательной работы за 2009/2010 учебный год

Разделы: Администрирование школы


Воспитание педагогическим коллективом школы рассматривается в неразрывной связи с обучением. Организация воспитательной работы в школе подчинена главной идее - человек есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам, а не какая-то посторонняя сила, будь то даже родители, педагоги, ближайшее окружение. По-другому и быть не может, ибо только в этом случае возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности.

От того, какие наши дети сегодня, зависит, каким будет наше общество завтра. В поведении детей и подростков проявляется их отношение к другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим и другим нормам и ценностям общества. Поведение можно рассматривать как один из важнейших факторов, связывающих ребёнка или подростка с окружающим миром, оказывающим влияние на формирование социальных качеств его личности. Для воспитания особенно важны те аспекты поведения, в которых проявляются и формируются взаимоотношения детей друг с другом и с окружающими людьми.

Нужна кропотливая работа по развитию ума и способностей учащихся. Не каждый урок и далеко не каждому ученику позволяет осознавать неповторимость своего "Я" и находить основания для положительного самовосприятия, самовыражения и самоутверждения

Но в природе ничего не происходит само по себе. Ребенок - существо не самодостаточное для развития в силу возраста, малых знаний, слабости физический и духовных сил. Поэтому воспитательные усилия должны быть специально спланированы и организованы. Воспитатель выступает как помощник, защитник, советчик или как образец для подражания. Его задачу мы видим в том, чтобы создавать условия для саморазвития ребенка, а для этого педагог должен хорошо знать человеческую природу, закономерности ее развития, внутренние мотивы поведения ребенка.

Исходя из вышеназванных идей, анализируя состояние воспитательной работы, можно утверждать, что в санаторной школе-интерната сложилась собственная воспитательная система.

Главное предназначение санаторной школы-интерната - укрепление здоровья детей. Ежегодно в школу поступают порядка 120 учащихся из районов Республики Татарстан. Отборы детей ведутся противотуберкулёзными диспансерами под непосредственным руководством республиканского противотуберкулёзного диспансера. В связи с наметившейся в последние годы тенденцией к ухудшению показателей здоровья школьников, увеличением распространения заболеваемости туберкулёзом, лечение в школе проходит по полугодовому циклу, чтобы охватить большее количество детей, нуждающихся в санаторном лечении.

Исходя из этого, главной целью работы нашей санаторной школы-интерната является: "Обучение школьников на основе диагностики с учетом их способностей и возможностей путем внедрения здоровьесберегающих технологий в лечебно-оздоровительном и учебно-воспитательном процессе".

Специфика школы заключается в следующем:

  • кратковременное пребывание детей в школе;
  • дети приезжают к нам с разным уровнем знаний, интеллекта, воспитанности;
  • социальный состав семей тоже на разном уровне.

В связи с этим главная воспитательная задача нашей школы - в короткие сроки создать дружный детский коллектив, в котором было бы уютно и тепло каждому ребенку, где бы он мог раскрыть свои индивидуальные качества личности.

Задачи воспитательной работы:

  • Способствование формированию у учащихся гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей;
  • Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового
  • образа жизни;
  • Способствование развитию коммуникативных навыков и формирование бесконфликтного общения;
  • Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
  • Совершенствование системы воспитательной работы.

Исходя из цели и задач воспитательной работы, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности:

  • Гражданско-патриотическое;
  • Спортивно-оздоровительное;
  • Духовно-нравственное;
  • Художественно-эстетическое;
  • Экологическое;
  • Семейное;
  • Изучение личности;
  • Индивидуальная работа с детьми "группа риска";
  • Кружковая работа.

На основе выдвинутых задач были сконструированы воспитательные планы и программы /планы работы методического объединения воспитателей, классных коллективов, социального педагога, педагога-психолога и медицинского персонала/.

Воспитательную деятельность осуществляют 20 воспитателей в 10 воспитательных группах, педагог-психолог, социальный педагог. Из 20 воспитателей - 13 имеют высшее педагогическое образование, 7 - средне-специальное педагогическое образование, 5 - имеет 1 кв. категорию, 11 - 2 кв. категорию.

Воспитатели стремятся успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ними задачи. Они используют различные методы и формы воспитательной работы, такие как: тематические мероприятия, воспитательные часы, экскурсии, конкурсы, индивидуальные беседы с детьми и родителями и т.п.

Педагогический коллектив обязательно имеет, свои школьные традиции это позволяет  иметь "свой имидж".

Традиции - это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать  своё участие в определённом деле.  Такая прогнозируемость  и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, т. к.  каждый год ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний.

Все школьные традиционные дела делились на общешкольные, классные и групповые.

Что же касается традиционных школьных дел, то все они прошли успешно, это:

  • "1 сентября - День Знаний" - торжественная линейка
  • "День Учителя"
  • "Открытие школьной спартакиады", проведение мероприятий по плану "Спортивного календаря"
  • "Праздник царицы Осени"
  • "Пусть всегда будет мама"
  • "День борьбы со СПИДом"
  • День борьбы с туберкулезом
  • "Новогодние ёлки", "Новогодний бал"
  • День защитника Отечества "Уроки Мужества"
  • "Международный женский день - 8 Марта"
  • "Масленица"
  • "День птиц"
  • Месячники по профилактике дорожного травматизма и правонарушений
  • "Войны мы не знали, но все же:"
  • "День защиты детей" (по основам безопасности жизнедеятельности)
  • "Последний звонок".

В традиционных школьных мероприятиях участвуют все группы, но степень активности групп в жизни школы, естественно, разная. Это связано с работой классных руководителей, воспитателей их желанием и умением организовать, зажечь детей, умением привлекать к участию в мероприятиях каждого ребенка.

Для формирования "имиджа" школы, обмена опытом, выхода учеников школы на более высокий уровень особое значение имеет участие в районных, окружных и городских конкурсах. Ребята, которые принимают, участие в этих конкурсах, приобретают новые навыки, умения и получают возможность проявить свои таланты за пределами школы, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень. В этом учебном году наши ученики школы, под руководством педагогического коллектива, приняли участие в районных, республиканских, всероссийских фестивалях и конкурсах.

Некоторые участники конкурсов награждены дипломами, благодарственными письмами и памятными призами.

Изучение личности.

Задачи воспитателя многогранны. Воспитатель создает психологически-комфортный микроклимат среди учащихся.

Ребенок переступил порог школы - этот период сложный для ребенка. Как пройдет его адаптация? Многое зависит от нас, взрослых, от умения включить воспитанника в ритм жизни школы.

Воспитательная работа в нашей школе начинает с ознакомления и изучения личных дел учащихся, их диагноза, состояния здоровья, характеристики и семейно-бытовых условий. При изучении личности ребенка также помогает наблюдение за ребенком в различных видах его деятельности, беседы в доверительной обстановке с четко определенной целью и анализ результатов деятельности ребенка. Знание диагноза, изучение семейно-бытовых условий помогает воспитателю лучше понять психическое состояние и особенности поведения воспитанника, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при воспитании.

В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям. Целостное представление об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать развитую личность.

Большое внимание уделялось инициативе учащихся в планировании и самостоятельности в проведении мероприятий. В связи с тем, что воспитанники испытывают много психологических проблем. Воспитатели групп уделяют большое внимание индивидуальной работе с учащимися, организуют для своих детей экскурсии, походы и т.п.

Вся эта работа способствует улучшению микроклимата в группе, решению многих школьных повседневных проблем.

Анализ планов работы воспитателей, их деятельности с учащимися показал, что большинство педагогов проектировали и вели работу по изучению личности воспитанника, осуществляли педагогическую фиксацию его стремления к саморазвитию, самовоспитанию. Но следует отметить, что диагностический инструментарий педагогов не всегда отвечал современным требованиям. Некоторые воспитатели ограничивались только выявлением уровня воспитанности, хотя диагностическая работа должна вестись по разным направлениям в течение всего учебного года.

Практика показала, насколько важны в современных условиях творческая активность педагогов, поиск ими наиболее совершенных приемов воспитания и обучения школьников. Приступая к разработке мероприятия, они ставили перед собой цель: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающим для детей. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования. При ответе на вопрос, какое мероприятие, проводимое в группе, в классе, запомнилось, дети называют открытые воспитательные часы, открытые уроки в декадах учителей по предметам и экскурсии, которые прошли в школьном коллективе. Хочется отметить, чтобы педагоги могли "раскрываться" не только на открытых часах и уроках.

Кружки.

В школе имеются дополнительные условия для развития творческих способностей учащихся, воспитания чувства ответственности за порученное дело. Для этого работают кружки разного направления.

Количество и наполняемость кружков.

Кружок Руководитель Наполняемость
"Эрудит" Галиуллина Г.М. 15
Экологический кружок

"Зеленая планета"

Галлямова Г.Н. 16
Кружок рукоделия "Мастерство" Салихова А.А. 17
Спортивный кружок

"Спортландия"

Гыйлфанов Р.Г. 19
Кружок танца "Ты - звезда!" Гиниатуллина И.Ф. 18

Умелый подход к детям, аккуратное и своевременное ведение документации, энтузиазм и целенаправленность - главные черты этих руководителей кружков. Они расширяют кругозор учащихся, активизируют их интерес.

Индивидуальная работа с детьми "группа риска".

Большую помощь в решении вопросов воспитательной работы оказывает социальный педагог Нурмиева Е.Н. и педагог-психолог Хаертдинова Р.Г. Направления деятельности их работы весьма разнообразны: организационная, научно-методическая работа, работа с педагогическим коллективом, диагностико-коррекционная работа с социально-дезадаптированными учащимися, изучение познавательных процессов школьной мотивации, психологическая помощь учащимся в разных жизненных ситуациях.

В течение учебного года в школе активно велась работа и по профилактике наркомании и по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. С этой целью был организован и проведены профилактические беседы с участием специалистов разных сфер. Проводились малые педсоветы, тематические беседы, просмотры кинофильмов на актуальные темы. По социальной статистике большинство семей, в которых живут наши учащиеся - неполные семьи. Особым вниманием в работе социального педагога и психолога пользуются проблемные учащиеся и дети из неблагополучных семей.

Педагогическому коллективу школы нужно серьезно задуматься над своим отношением к детям из неблагополучных семей, и пересмотреть методы и формы воспитательного воздействия на таких детей.

Важную роль в воспитательной работе играет школьная библиотека. Совместная работа с районными и городскими библиотеками позволяет заведующей школьной библиотекой, Шагалиевой З.Г., вовлекать все больше учащихся в ряды читателей, что особенно актуально в наше время, когда книга теряет свои позиции учителя и воспитателя разносторонне развитой личности, по сравнению с компьютерами и различными техническими развлекательными средствами современной жизни.

Анализ воспитательной  деятельности   школы  показал, что в  2009-2010 учебном году, была  проделана большая  работа по   воспитанию  учащихся.

Воспитатели, кл. руководители работали  по   утвержденным  планам, анализ  которых   показал, что  все  они  составлены с   учетом возрастных  особенностей   учащихся  и  их  интересов, с использованием  разнообразных  форм деятельности.

Задачи,  поставленные  перед  группой, классом соответствовали  направлению   работы школы  и  вытекали из   воспитательных  потребностей.

Внеурочная  воспитательная деятельность   осуществлялась  через  работу   кружков  и  секций,  решая  задачи развития  творческих способностей  детей   и  проблему   занятости  их  во   внеурочное  время.

Внешкольная  работа  строилась также на   проведении массовых  мероприятий   совместно  с СМС,  сельской   библиотекой, средней общеобразовательной школой, общественными  организациями  села и района.

Были подготовлены  и проведены   интересные  тематические  вечера, концерты,  спортивные  соревнования, акции, операции.

Учащиеся  школы  принимали участие в районных  и  областных  мероприятиях,   становились  победителями  различных конкурсов  и  соревнований.

Несмотря на это, план воспитательной работы реализован не в полном объеме: некоторые мероприятия были отменены или проведены хуже, чем было запланировано.

Но  наряду  с  этим  выявлены некоторые  недостатки в  воспитательной   деятельности  школы,  к числу  которых   относятся:

  • недостаточное  взаимодействие семьи  и школы;
  • недостаточная работа  по  вовлечению  подростков  из  неблагополучных семей и  семей  социального  риска  во  внеклассную  и  внешкольную   работу;
  • недостаточное  взаимодействие  заинтересованных органов (правоохранительных, общественных) со  школой    в  вопросах  воспитательной  деятельности

Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 2009-2010 учебном году можно считать решенными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий 2010-2011 учебный год:

  • Продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей.
  • Повысить роль ученического самоуправления в жизнедеятельности школы и класса, развивать у ребят самостоятельность, инициативу, ответственное отношение к делу.
  • Продолжить обновлять и развивать систему работы по охране здоровья учащихся. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни.
  • Развивать  внеурочную деятельность учащихся, направленную на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.
  • Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся.
  • Организовать единую систему работы школьного Совета профилактики правонарушений.
  • Формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга.