Основы военной службы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка

Курс предусматривает ознакомление учащихся с нравственными и моральными ценностями, психологией, с правилами поведения в повседневной жизни, воинской обязанности граждан и службе в вооруженных силах, условиями приема в военные учебные заведения Вооруженных Сил России, окончанием военно-учебного заведения и прохождения службы на офицерских должностях.

В курс “Основы военной службы” включены “Воинские уставы”, “Строевая подготовка”, “Огневая подготовка”.

Занятия строятся как обычный урок. Особенность их проведения заключается в практической направленности. С этой целью предусмотрены практические занятия, для которых оборудуются учебные места и площадки технические средства обучения и дидактические материалы.

Цель курса:

  • Ознакомить учащихся с военной службой, размещением, бытом и жизнью личного состава.
  • Пробудить интерес к службе и профессии защищать Родину.

Задача курса:

  1. Военно-патриотическое воспитание молодежи.
  2. Развитие личностных качеств.
  3. Привитие необходимых умений и строевой, огневой подготовке, воинских уставах.
  4. Подготовка юношей к службе в армии и знакомство с профессией офицера вооруженных сил.

Учебно-тематический план изучения курса “Основы воинской службы”

Тема Всего часов В том числе Форма контроля
Лекция Практика.
1 Основы обороны государства, воинская обязанность и военная служба граждан. 2 2   Беседа
2 Воинские уставы. 5 2 4 Практическая
3 Строевые приемы и движения без оружия. 2   2 Практическая
4 Огневая подготовка. 6 2 4 Практическая
5 Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России. 2 2   Беседа

Содержание программы

Тема 1. Основы обороны государства, воинская обязанность и военная служба граждан.

Учебные вопросы:

1. Основные понятия и определение об обороне государства, ее организация.

2. Воинская обязанность.

3. Воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Подтока граждан к военной службе.

4. Призыв граждан на военную службу, льготы предоставляемые военнослужащим.

Вопросы для контроля знаний учащихся:

1. В чем заключается значение Федерального закона “Об обороны”?

2. Как вы понимаете права и обязанности граждан РФ в области обороны?

3. Каковы обязанности граждан по воинскому учету?

4. Дать определение воинского учета и как он организуется.

5. В чем состоит обязательная подготовка к военной службе старшеклассников?

6. Что понимаете под воинской обязанностью?

7. Почему для военнослужащих установлены льготы?

Тема 2. Воинские уставы.

Учебные вопросы:

1. Размещение, жизнь и быт военнослужащего воинской части.

2. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.

3. Воинская дисциплина.

4. Обязанности дневального по роте.

5. Обязанности часового.

Вопросы для контроля знаний:

1. Рассказать о жизни и быте военнослужащего воинской части.

2. Кто является прямым и непосредственным начальником?

3. Кто по воинскому званию является начальником для солдат и матросов?

4. Чем достигается крепкая воинская дисциплина?

5. Обязанности военнослужащего по поддержанию воинской дисциплины.

6. Кому подчиняется дневальный по роте и за что он отвечает?

7. Каковы обязанности дневального свободной смены?

8. Кто такой часовой и караульный?

9. Способы охраны объектов?

10. Вооружение караульного?

11. В каком случае часовой применяет оружие без предупреждения?

12.Что запрещается делать в караульном помещении?

13. Сколько времени разрешается отдыхать караульным?

Тема 3. Строевые приемы и движения без оружия.

Учебные вопросы:

1. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении, при обгоне.

2. Выход военнослужащего из строя. Возвращение в строй.

3. Подход к начальнику и отход от него.

Вопросы для контроля знаний учащихся:

1. Какие существуют способы приветствия военнослужащих, чем они различаются?

2. В чем заключается особенность выхода военнослужащих из второй шеренги строя?

3. Как подходит (и отходит) военнослужащий к начальнику вне строя?

Тема 4. Огневая подготовка.

Учебные вопросы:

1. Явление выстрела. Начальная скорость пули. Образование траектории.

2. Прицельное приспособление и элементы наводки.

3. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата.

4. Назначение, устройство частей и механизмов автомата и патронов.

5. Неполная разборка и сборка автомата.

6. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами.

Вопросы для контроля знаний учащихся:

1. Что такое начальная скорость пули?

2. От чего зависит величина начальной скорости пули?

3. Что такое отдача оружия, ее влияние на стрельбу?

4. Что такое прямой выстрел, практическое значение?

5. Как устроена пневматическая винтовка?

6. Каково назначение А.К.М.?

7. Какими боевыми свойствами обладает А.К.М.?

8. Как производится автоматический и одиночный огонь из А.К.М.?

9. Назвать части и механизмы А.К.М.?

10. Как производится неполная разборка и сборка А.К.М.?

11. Как производится прицеливание по мишени?

12. Какие меры безопасности следует соблюдать при обращении с оружием и патронами?

Тема 5. Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России.

Учебные вопросы:

Правила приема в военные учебные заведения, условия приема, порядок отбора кандидатов, вступительные экзамены. Окончание военно-учебного заведения. Присвоение офицерского звания, назначение на должность, прохождение службы в войсках.

Вопросы для контроля знаний учащихся:

1. Рассказать об условиях поступления в военные ВУЗы.

2. Каков распорядок дня для военных учебных заведений?

3. Каков порядок прохождения службы офицера в войсках?

Контроль знаний учащихся на практических занятиях:

1. Учебное место для выполнения обязанностей дневального по роте.

2. Учебное место для выполнения обязанностей часового.

3. Учебное место (строевая площадка) для выполнения строевых приемов.

4. Соревнования по неполной разборке и сборке А.К.М.(учебный)

5. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.

6. Учебное место для обучения прицеливанию и ведения огня по мишени (прицельные станки, командирский ящик.)

Рекомендуемая литература

1. Белоусов Н.А. Педагогические основы подготовки молодежи к военной службе. М.ДОССАФ 1979.

2. Воробьев Ю.Л.Основы безопасности и жизнедеятельности 10-11 кл. М. Астраль - АСТ 2003.

3.Гавриков Ф.К. Пособие по обучению молодого солдата. М.Воениздат 1966.

4. Дроздов. Методическое пособие по начальной военной подготовке. Чита 1972.

5. Министерство обороны. Наставление по стрелковому делу. М. ДОССААФ 1985.

6. Штыкало Ф.Е. и Аверина А.И. Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке. М. “Просвещение” 1981.

7. Назимкина И.Г. и Штыкало Ф.Е. Методика начального военного обучения. М. ДОССААФ 1987.

8. Редакция Одинцова И.Г. Учебное пособие по начальной военной подготовке. М. “Просвещение” 1977.