Интеллектуальная игра по типу телевизионной "Что? Где? Когда? на тему "Литература XIX века"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


I. Вступительное слово учителя.

– Уважаемые учащиеся и наши гости! Сегодня в рамках недели гуманитарных дисциплин мы проведем занятие на тему “Литература XIX века”.

XIX век в русской литературе называют "золотым веком". Литература этой поры - явление уникальное, исключительное, несравненное. Думаю, что на уроках, читая произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского и т.д., вы в этом не раз убеждались. Думаю также, что по объявлению да и по сегодняшней обстановке вы догадались, что занятие наше будет в несколько нетрадиционной форме. А именно, я предлагаю вам сыграть в одну из самых популярных телевизионных игр - игру “Что? Где? Когда?”

“Что? Где? Когда?” — интеллектуальная викторина. Была создана в 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловым. Игра очень быстро стала популярной. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей. Знатоки должны за одну минуту при помощи мозгового штурма найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Как правило, игрокам задаются вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести очков.

Начнем со знакомства с командой Знатоков. Сегодня играют: … . Против вас, уважаемые Знатоки, будут играть ваши же учителя. Отличие же от телевизионной версии игры будет заключаться в том, что мы, ваши учителя, искренне желаем победы нашим ученикам.

II. Игра. <Приложение>

1.

Перед вами изображение предмета, некогда принадлежащего Льву Николаевичу Толстому. <Слайд 4>

Что это за предмет и как его использовал писатель?

Палка-стул

Писатель любил гулять в окрестностях Ясной Поляны, часто совершал длительные путешествия пешком. В 1881г. ходил в Оптину Пустынь (О?птина пу?стынь — широко известный монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области); в 1886, 1888 и1889 гг. – из Москвы в Ясную Поляну.

“Уставать и даже очень сильно на воздухе или на пахоте есть положительное благо во всех отношениях…”

Л.Н.Толстой

2.

Перед вами одна из иллюстраций А.С.Пушкина к роману “Евгений Онегин”. <Слайд 7>

Кого изобразил писатель?

Пушкин и Онегин на брегах Невы. Рисунок поэта. 1824 г.

Готовя к изданию первую главу романа “Евгений Онегин”, Пушкин изобразил себя с Онегиным на картинке. К этой картинке он создал направленную против Онегина сатирическую эпиграмму.

“... Сам Александр Сергеич Пушкин с мосье Онегиным стоит”

Пушкин очень хотел, чтобы профессиональный художник в точности изобразил этот сюжет, и чтобы картинка эта была при Первой главе "Евгения Онегина" при ее издании в 1825 году.

На рисунке проставлены цифры, от 1 до 4. Внизу расшифровка:

1. Хорош (о портрете)

2. должен быть опершися на гранит (подчеркнуто Пушкиным!)

3. Лодка

4. Крепость Петропавловская

На обороте рисунка: “Брат, вот тебе картинка для Онегина — найди искусный и быстрый карандаш. Если и будет другая, так чтоб все в том же местоположении. Та же сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно”.

3.

Перед вами строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Воздушный корабль”.

Есть остров на том океане –

Пустынный и мрачный гранит;

На острове том есть могила,

А в ней император зарыт

О какой географической точке говорится? С какими реальными событиями связано это стихотворение?

Заключение Наполеона на острове святой Елены.

Рассчитывая получить политическое убежище у своих давних врагов — англичан Наполеон стал пленником. И под предводительством британского адмирала Джорджа Эльфинстона Кейта был отправлен на далёкий остров Святой Елены в Атлантическом океане. Там в посёлке Лонгвуд Наполеон провёл последние шесть лет жизни. Узнав об этом решении, он сказал: “Это хуже, чем железная клетка Тамерлана! Я предпочёл бы, чтобы меня выдали Бурбонам… Я отдался под защиту ваших законов. Правительство попирает священные обычаи гостеприимства… Это равносильно подписанию смертного приговора!” Англичане выбрали Святую Елену из-за её удалённости от Европы, опасаясь повторного побега императора из ссылки 5 мая 1821 года.

Он был похоронен недалеко от Лонгвуда в местности, носящей название “Долина герани”. В 1840 году Луи-Филипп, уступив давлению бонапартистов, послал на Святую Елену делегацию для выполнения последней воли Наполеона — быть похороненным во Франции.

Тело Наполеона с 1840 года находится в Доме инвалидов в Париже. Материал для изготовления установленного здесь памятника, изваянного из карельского порфира, был любезно подарен французскому правительству императором Николаем I.

4.

БЛИЦ

Какие герои романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” охарактеризованы следующими цитатами:

1) На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.

2) …отвернув воротник балахона, показал … все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

3) Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

1) Павел Петрович Кирсанов

2) Евгений Базаров

3) Анна Сергеевна Одинцова

5.

Перед вами названия четырех сказок:
  • “Медведь на воеводстве”
  • “Три медведя”
  • “Маша и медведь”
  • “Сказка о медведихе”

Назовите лишнюю и объясните свой выбор?

  • “Маша и Медведь” - русская народная сказка, все остальные авторские:
  • “Медведь на воеводстве” М.Е.Салтыков-Щедрин
  • “Три медведя” Л.Н.Толстой
  • “Сказка о медведихе” А.С.Пушкин

6.

  • Замоскворечье Л.Н. Толстой
  • Тарханы А.С. Пушкин
  • Мелихово А.Н. Островский
  • Спасское-Лутовиново М.Ю. Лермонтов
  • Ясная поляна И.С. Тургенев
  • Михайловское А.П.Чехов

Соотнесите названия из левого столбца с именами русских писателей из правого.

Замоскворечье – район Москвы, в котором прошло детство и юность А.Н.Островского.

Тарханы - усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России, где поэт провёл детские годы.

Мелихово — один из главных чеховских музеев в России. Находится в окрестностях города Чехов Московской области. Здесь с 1892 по 1899 гг. он прожил со своими родителями и ближайшими родственниками.

Спасское-Лутовиново - родовое имение, где провел детство И.С.Тургенев и куда он регулярно приезжал на каникулы и на отдых. По личному распоряжению Николая I Тургенев пребывал в Спасском в ссылке под надзором полиции.

Ясная Поляна — усадьба в Тульской области, основанная в XVII веке и принадлежавшая сначала роду Карцевых, затем Волконским и Толстым. В ней 28 августа (9 сентября) 1828 родился Л.Н. Толстой, здесь он жил, творил (в Ясной Поляне были написаны “Война и мир”, “Анна Каренина”), здесь же находится его могила.

Михайловское — дворянское имение в Псковской области. С 1818 года Михайловское принадлежало матери Пушкина Надежде Осиповне. Впервые А.С. Пушкин посетил Михайловское в 1817 году, затем в 1819 году. С августа 1824 года по сентябрь 1826 Пушкин проживал здесь в ссылке. Затем поэт посещал имение ещё четыре раза — в частности, когда приезжал хоронить в Святогорском монастыре свою мать. С 1836 года усадьба перешла в собственность А. С. Пушкина. А с 1837 года, после смерти поэта, принадлежит детям

7.

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

О каких предметах А.Линкольн сказал: “… нужны, чтобы напоминать человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы”.

Книги.

8.

Замысел этого произведения возник у автора во сне. Проснувшись, он решил: “Во сне дано, наяву исполнится”.

Впоследствии автор так характеризовал свое произведение: “25 глупцов на одного здравомыслящего”.

Прочитав это произведение, А.С Пушкин сказал: “О стихах не говорю - половина должна войти в пословицы”.

А.А Бестужев дал следующую оценку этому произведению: “Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных”.

Назовите произведение и его автора.

“Горе от ума” А.С.Грибоедов.

А.С.Грибоедов - русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два “Грибоедовских вальса”), пианист. Грибоедов известен, как писатель одной книги, блестящей рифмованной пьесы “Горе от ума”, которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.

9.

Назовите классика русской литературы на основании приведённых фактов его биографии.

1. Волосы этого поэта были тёмно-каштановыми, почти чёрными, но посредине темени была прядь светлых волос, поэтому некоторые (например, немецкий поэт Боденштедт) считали его блондином.

2. О нашем герое его убийца отзывался следующим образом: “умственное развитие его было настолько выше других, что и параллели между ними провести невозможно... Тогда как другие только всматривались в жизнь, он уже изучил её со всех сторон. Если вспомнить, как мало окружающая его обстановка способствовала к серьёзным занятиям, то становится едва понятным, как он мог достигнуть тех блестящих результатов при столь малом труде и в таких ранних годах”.

3. В своей повести “Большой свет”, написанной по заказу великой княгини Марии Николаевны (дочери Николая I), автор — граф В.А. Соллогуб — изобразил “истинное светское значение” нашего героя в образе Леонина: ничтожный человек, пробирающийся в круг петербургской знати. Согласно повести, единственным положительным качеством его являлась любовь к бабушке, при этом указывалось, что своими потугами к светской жизни он едва не разорил её.

4. Судьбу нашего героя решил выпавший “решёткой” вверх полтинник, который он бросил по дороге из Ставрополя в крепость Георгиевскую.

М.Ю.Лермонтов

Зимой 1841 года, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. Уезжал из Петербурга он с тяжелыми предчувствиями сначала в Ставрополь, где стоял тенгинский полк, потом в Пятигорск. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Мартыновым Нико Соломоновичем.

10.

СУПЕРБЛИЦ

Из какого произведения каждый из афоризмов:

1) Отчего люди не летают так, как птицы ?

2) Не хочу учиться, а хочу жениться…

3) Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта

1) “Гроза” А.Н. Островский

2) “Недоросль” Д.И. Фонвизин

3) “Отцы и дети” И.С. Тургенев

11.

Корову на лету обгонит,
Из тлеющего дворца выйдет

Восстановите цитату по “перевертышу”. Назовите автора и о ком он так написал?

Из поэмы “Мороз, Красный нос” (1863) Н.А. Некрасова Поэт пишет о русской женщине:

В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Иносказательно об отважной, физически и морально сильной, энергичной женщине (шутл.-ирон.).

В 1960 г. поэтом Наумом Коржавиным были написаны “Вариации из Некрасова”, стихи из которых стали шутливо-ироническим продолжением хрестоматийных некрасовских строк:

Но ей бы хотелось другого —
Носить подвенечный наряд...
Но кони — всё скачут и скачут,
А избы — горят и горят.

12.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам ……………..

Закончите строфу стихотворения А.С.Пушкина “19 октября”. Какова связь этого окончания с названием стихотворения?

…Царское Село.

Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.

В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.

III. Подведение итогов игры.

Вручение призов команде и лучшему игроку.

IV. Заключительное слово учителя.