Комплексная программа по сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса ГОУ СОШ № 499 ЮВАО г. Москвы

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели и задачи:

Программа рассчитана на включение в работу всех участников образовательного процесса:

  • детей и подростков;
  • родителей;
  • педагогов.

Цель программы: обеспечение оптимальных психопрофилактических, развивающих, безопасных условий образовательной среды, способствующих минимизации стрессовых факторов в образовательном процессе, сохранению и укреплению психологического, психического здоровья всех участников образовательного процесса, успешной социализации, самореализации и достижению высокого качества образования учащихся.

К приоритетным для данной программы областям исследования относятся:

- исследование состояние психологического здоровья учащихся, их личностных особенностей;

- исследование уровня познавательного развития учащихся; выявление детей с отклонениями в учебной сфере (педагогически запущенные дети, интеллектуально пассивные, учащиеся с пониженной обучаемостью);

- исследование межличностной сферы участников образовательного процесса;

- исследование профессиональных намерений учащихся;

- исследование мотивации к учебной деятельности;

- исследование личностных особенностей педагогического персонала, администрации; профессиональных затруднений; уровня профессиональной тревожности; уровня стрессоустойчивости, степени удовлетворения различными аспектами жизнедеятельности школы и своими результатами в частности;

- исследование уровня социальной фрустрированности родителей, установок воспитания, родительской тревожности.

Задачи:

1. Соорганизация, гармонизация процесса сопровождения всех субъектов образовательной среды в целях создания полноценных условий для их психологически комфортного, безопасного сотрудничества.

- оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (формы работы: тренинги, круглые столы, организация совместного досуга (музыкальные, поэтические гостиные, творческие мастерские);

- способствование улучшению форм толерантного, ненасильственного общения педагогов с учащимися и родителями, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой (формы работы: проведение совместных творческих мероприятий, соревнований, ролевых игр, конкурсов);

- апробация форм эффективного взаимодействия классных руководителей, классных воспитателей и учителей-предметников, социальных педагогов и педагога-психолога, педагогов дополнительного образования (формы работы: круглые столы, дискуссионный клуб, проблемные семинары, психолого-педагогические консилиумы).

Развитие содружества всех участников образовательного процесса предполагает проведение совместных игровых мероприятий, направленных на повышение культуры общения, снижение коммуникативных барьеров общения, соучастие в радостном диалоге.

2. Реализация многоуровневого мониторинга исследования состояния психологического здоровья учащихся в целях вероятностного прогнозирования, своевременного предупреждения возникновения личностных проблем учащихся, а также исследования стрессогенных факторов, нарушающих психологическое здоровье учащихся.

Следует отметить, что подзадачей этого аспекта деятельности является обеспечение профессионального доступа к полученным с помощью мониторинга данным и использования их специалистами всех звеньев системы сопровождения, контроль за соблюдением мер безопасности и ответственности при выполнении данной работы.

3. Обеспечение оптимального формирования непрерывного взаимодействия между дошкольной и начальной ступени образования.

Данная задача реализуется за счет предшколъной адаптации детей к новым условиям, которая включает в себя диагностику функциональной готовности к школе, развитие творческих, познавательных способностей на базе образовательного учреждения - это способствует снижению страхов, риска возникновения адаптационного синдрома у будущих первоклассников.

4. Обеспечение поддержки детей с трудностями в обучении.

- Участие специалистов системы сопровождения в специализированном сопровождении учебных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся классов коррекционно-развивающего обучения.

- Внедрение развивающе-коррекционных программ для детей с отставанием в обучении (педагогически запущенные дети, интеллектуально пассивные, учащиеся с пониженной обучаемостью).

- Организация консулътативно-рекомендаттвной работы с родителями, воспитателями, учителями.

5. Создание условий для формирования, сохранения, укрепления психологического здоровья учащихся.

В рамках реализации этой задачи разрабатываются, подбираются профилактические, развивающие программы, ориентированные на:

- профилактику возрастных трудностей (программа социальной адаптации первоклассников, программа адаптации учащихся при переходе на среднюю ступень образования, программы профилактики личностных трудностей младших и старших подростков и др.);

- формирование установок на здоровый образ жизни, способности противостояния негативным социальным влияниям, профилактику табакокурения, алкоголизма, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

- активное использование в воспитательном процессе тренингов личностного роста, уверенности в себе, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности, развития критического мышления.

6. Создание психолого-педагогических условий для оздоровления межличностной сферы (развитие атмосферы терпимости, взаимоуважения в классных коллективах, снижение факторов стресса в межкультурном общении) и профилактика жестокого обращения с детьми.

Специалист сопровождения призван решить особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребёнка сообществом, например из-за этнических различий, особенностей внешности; низкого статуса в группе и др. Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:

  • внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей (она обостряется в период подросткового кризиса);
  • недостаточный уровень развития коммуникативных навыков; общий психоэмоциональный фон учреждения, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряжённости; система взаимоотношений внутри классного коллектива; особенности взаимоотношений педагогов со школьниками.

Исходя из этого, реализация данной задачи предполагает:

- внедрение развивающих программ, тренингов, ролевых игр, направленных на развитие толерантности учащихся, эмпатии, сотрудничества, критического мышления, навыков бесконфликтного общения, культуры диалога; преодоление стереотипов восприятия, и др.;

- использование индивидуальной, групповой форм работы с агрессивными учащимися (снятие психологических установок агрессивного поведения, выработка навыков саморегуляции, формирование опыта сотрудничества);

- организация совместной деятельности школьников и педагогов (ролевые игры).

7. Реализация программы психологической поддержки педагогов включает в себя:

- внедрение психологических методов работы с педагогическим персоналом в целях укрепления психологического здоровья персонала;

Критерии психологического здоровья педагогов: эффективное восприятие и комфортные взаимоотношения с реальностью, понимание и принятие себя, свежий взгляд на вещи, креативность, творческая адаптивность, искреннее служение делу, которым они занимаются; воля и активность, социализированность, целостность, динамичность и др.:

- внедрение психолого-педагогических методов повышения психологической компетентности педагогов (организационно-деловая игра, профессиональные студии с элементами тренингов, тренинги, научно-практический семинар, дискуссия, открытый психологический анализ урока);

- совершенствования толерантных технологий педагогического общения;

- овладение здоровьесберегающими и психосберегающими педагогическими технологиями; выработка умения выявлять и изучать особенности ученика, его учебных затруднений, строить учебно-воспитательный процесс с их учётом;

- профилактика педагогического “сгорания” педагогов;

- организация психологического консультирования педагогов, администрации;

8. Создание полноценных условий для профессионального самоопределения учащихся.

Реализация данной задачи включает в себя следующие направления деятельности:

- разновозрастная диагностика интересов, профессиональных намерений учащихся; раннее выявления интересов и способностей школьников, изучение их психологических особенностей и качеств личности в соотнесении с профессиональными намерениями;

- включение в образовательный процесс профориентационных программ, (формирование профессиональных намерений учащихся, формирование способности к сознательному ответственному выбору) тренингов, обучение учащихся навыкам снятия эмоционального напряжения, управления стрессом во время подготовки и сдачи экзаменов;

- консультационная работа со старшеклассниками по определению дальнейшей программы обучения в связи с его дифференциацией;

- проектирование “индивидуальной траектории профессионализации”;

- осуществление профилизации обучения.

Реализации внутренней дифференциации обучения в старшей школе позволит организовать профильное обучение как вид личностно-ориентированного обучения, позволяющего раскрыться и реализоваться каждому учащемуся.

- просветительская работа с родителями по вопросам профессионального выбора.

9. Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Данная задача реализуется в рамках следующих направлений:

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

- профилактика неврозов;

- предупреждение изоляции одарённых детей в группе сверстников.

10. Создание благоприятных условий для успешной адаптации молодых специалистов.

- оценка педагогического статуса молодого учителя;

- осуществление психологического сопровождения молодых учителей ознакомление их с основами психологической защиты и методами повышения стрессоустойчивости.

11. Организация работы с родителями учащихся.

Организация следующих форм работы:

- семинар-тренинг по особенностям, методам и таким как воспитания в семье, умению разрешать конфликты и кризисы;

- социально-психологический тренинг (тренинг партнёрского общения);

- совместные занятия для детей и их родителей;

- лектории для родителей (развитие психолого-педагогической компетентности родителей);

- психологическое консультирование;

- проведение индивидуальных и групповых флэштренингов.

Приложение

20.09.2010