Урок валеологии

Разделы: Внеклассная работа


1. Формировать знания у учащихся о вредном воздействии на организм курения.

2. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, памяти.

3. Воспитывать в учащихся негативное отношение к курению.

Задачи:

1. Дать детям представление о вреде табака. (Курительная машина)

2. Формировать понятие табака.

3. Выработать отрицательное отношение к попытке попробовать табак.

4. Объяснить, что лучше вырабатывать в себе полезные привычки.

5. Перечислить привычки, укрепляющие здоровье.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы:

1. Вербальные (беседа, рассказ).

2. Наглядные.

3. Иллюстративно-демонстрационные.

4. Практические.

Оборудование: плакат; костюмы для инсценировки; вата, сигарета, шприц, спички для опыта

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Орг.момент.

- Ребята, какой сейчас урок?

- Давайте проверим всё у нас готово к уроку.

- Молодцы!

- Сегодня у нас конференция и материл вы готовили самостоятельно заранее.

II. Целепологание.

- Одна русская пословица гласит:

“Живи разумом, так и лекаря не надо”.

- Как вы понимаете, слова “живи разумом”?

- Какие вредные привычки для здоровья может приобрести человек, если не будет думать о последствиях?

- Тема нашей конференции “Злой волшебник табак”.

- И чтобы узнать основную задачу нашей конференции я предлагаю разгадать вам кроссворд.

Кроссворд:

1 слово, которое нужно отгадать

  • Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать? (Вода)

2 слово

  • Стоит Трошка на одной ножке, его ищут, а он молчит! (Гриб)

3 слово

  • В этой узенькой коробке
    Ты найдёшь карандаши,
    Ручки, перья, скрепки, кнопки,
    Что угодно для души! (Пенал)

4 слово

  • В школьной сумке я лежу,
    Как ты учишься, скажу! (Дневник)

- Всё отгадали правильно. Но какое же здесь зашифровано слово? (Вред)

- Как вы понимаете это слово?

- Так какая основная задача нашей темы?

- Как табак влияет на наш организм.

- Теперь, зная тему мы можем начать конференцию.

- Сегодня у нас три стола. Первый стол приготовил теорию по нашей теме.

Второй стол приготовил “инсценировку” по нашей теме. И третий стол покажет эксперимент.

Послушайте сказку.

В одной сказочной стране три мальчика хотели быть волшебниками и стали учиться этому сложному делу. Выучили волшебные слова и с их помощью могли перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей, и оказывали помощь другим. В один чудесный день они приземлились в очень странном задымленном городе: их встретили маленькие жёлтые человечки с желтыми ногтями и зубами, дурным запахом изо рта и все курили. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца, их закрывал густой табачный дым, они рано умирали и выглядели как маленькие старички. Через две минуты пребывания в этом городе волшебники почувствовали, что задыхаются, от дыма появились кашель, насморк и слёзы. Они быстро улетели из этого города с твёрдым намерением узнать всё о курении и табачном дыме и помочь жителям этого города избавиться от вредной для здоровья привычки. Давайте поможем волшебникам и расскажем им всё, что знаем о табаке и табачном дыме.

III. Работа над новой темой.

- Слово предоставляется первому столу. (Рассказывают дети)

- Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 ядовитые, это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряет легкие. Ученные установил, что извлечённые из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 - лошадь.

Табак - это однолетние растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. Европейцам долгое время не было известно курение табака.

Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свёрнутых в трубки и зажжённых на конце. Такие трубки индейцы называли “сигаро”. Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли “табако”. В Европу табак был ввезён со второй экспедицией Колумба испанским монахом Романом Панно в 1496 г. В 1560 году табак попал во Францию. Французский посол Португалии подарил его Екатерине Медичи , которая страдала приступами головной боли. По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Это стало приносить ей облегчение и она стала называть это целебное средство никотином. Однако это продолжалось не долго. Частые случаи отравлением табаком, пожары от курения вызвали разочарование. В России табак был завезен англичанами и немцами в начале 17 столетия. Курение табака жестоко преследовалось. Курильщики строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, и ссылали в далекие города. С приходом Петра I был отменен запрет (наказание курильщиков). Так постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость.

- Теперь вы волшебники из сказки много знаете о табачном дыме и табаке. Волшебники смогут помочь людям из задымленной страны.

Физминутка:

Часы идут, часы идут.
Тик-так, тик-так.
Они счёт времени ведут.
Тик-так, тик-так, тик-так.
Они помогут точным быть.
Тик-так, тик-так, тик-так.
Не отставать и не спешить.
Тик-так, тик-так, тик-так.
Жить по режиму не пустяк.
Тик-так, тик-так, тик-так.
Беречь же время нужно так.
Тик-так, тик-так, тик-так.

- Очень неприятно, когда вокруг витает табачный дым, который вреден не только для самого курильщика, Нои для того человека, который находится с ним. В его организм, тоже попадают те вредные вещества, которые содержатся в сигарете. В дыму одной сигареты содержится до 20 ядовитых веществ, в том числе никотин- сильнейший яд. Вам, наверно, известно такое выражение: капля никотина убивает лошадь.

Показ инсценировки “Как медведь трубку нашел” детьми второго стола.

(Литература “Инсценированные классные часы в начальной школе” О.В.Белоножкина стр.78)

Вопросы:

- Как никотин повлиял на медведя?

- Что с ним происходило?

- Понял он что курение вредит здоровью?

Микроитог.

- У человека, который начал курить, появляется более серьезная зависимость от сигарет, он теряет власть над собой и своими поступками. Желание закурить отвлекает от других дел не позволяет сосредоточиться, резко изменяет образ жизни.

IV. Закрепление знаний, умений, навыков.

Проведение эксперимента учащимися третьего стола.

- При проведении опыта понаблюдайте за “нашими легкими” (ватой), что с ними происходит и как никотин влияет на все окружающее.

- Давайте теперь, после проведения этого эксперимента, посмотрим, что произошло с ваткой?

- Как она выглядит?

- Вот так же дым влияет и на лёгкие, где оседают все эти вредные вещества, находящиеся в сигаретах, желтеют и зубы от дыма, и кожа.

- Как выглядит шприц, каким цветом стали его стенки?

- Итак, что же мы можем сказать, какой эффект оказывает курение на организм?

Задание.

- А сейчас давайте сделаем такое задание, мы разделены на три группы. Каждой группе я раздам карточки, где описан портрет человека, его образа жизни. А ниже дана шкала здоровья. Ваша задача- прочитать это описание, а потом при помощи данной шкалы здоровья оценить состояние здоровья каждого из них.

Карточка № 1. Молодой человек делает физические упражнения. Прекрасно справляется со школьными заданиями, не курит, не пьёт, всегда жизнерадостный.

Карточка № 2. Молодой человек делает физические упражнения, 1-2 раза в месяц, иногда не знает, что делать со школьными заданиями и куда от них деваться, иногда покуривает и выпивает на вечеринках.

Карточка № 3. Молодой человек не занимается спортом, нервничает, но успокаивает себя тем, что перекусит какой – нибудь едой (чипсы, конфеты…). Куря сигарету за сигаретой и выпивая с друзьями по вечерам.

ШКАЛА ЗДОРОВЬЯ

После того, как вы справитесь с этим заданием, 1 представитель от каждой группы выйдет познакомит всех остальных с ситуаций и докажет, почему была выбрана именно эта отметка на шкале, а не другая.

Итог урока.

- Какую тему мы обсуждали на конференции?

- Что нового вы узнали?

- Чем опасен на здоровье табачный дым?

- Прочитаем и запомним эти правила:

1. Никогда не соглашайся закурить первую сигарету!

2. Не старайся подражать взрослым, так как со стороны это выглядит смешно!

3. Не находись в помещении, где курят - становишься пассивным курильщиком!

4. Займись любимым делом и занимайся спортом!