Физическая культура в системе подготовки специалистов строительных специальностей среднего звена

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


На современном производстве отмечается рост интенсивности производственных процессов, усложнение технологий, внедрение новейших образцов техники. Все это требует большего количества психических и физических сил, повышенной координации, высокой концетрации внимания у лиц выполняющих эту работу. Недостаточная работа в развитии этих качеств создает предпосылки к развитию профессиональных заболеваний или является непосредственной причиной их возникновения.

Однако полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими  при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально- экономическое значение.

Предметы учебного плана средне-специального учебного заведения должны быть направлены на профессиональную подготовку будущего специалиста. Физическая культура в средне специальных учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент формирования общей профессиональной культуры обучаемого.

В нашем колледже идет обучение, по следующим видам строительных специальностей это: монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств; монтаж, наладка  и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Как видим, все они связаны с монтажом того или иного оборудования и если проанализировать профессиограмму, то можно выделить общие требования к индивидуальным особенностям специалиста:

  • должен обладать физической силой и выносливостью;
  •  хорошим слухом и зрением, а также:
  •  хорошей координацией движений рук и кистей рук,
  •  образной памятью,
  • точным глазомером,
  • технической сообразительностью,
  • ответственностью и коммуникабельностью.

Эти специальности относятся к смешенным видам труда. Смешанные виды труда (в современном производстве таких подавляющее большинство) предъявляют к организму человека различные требования в зависимости от потребления компонентов физической тяжести или нервно-психической напряженности. Специфичностью этих специальностей так же является работы на высоте,  на открытом воздухе   при   различных   метеорологических   условиях.   Многим   из   них приходится работать на высоте 8-15 метров, на ограниченной площади опоры (стремянках). Рабочие позы однообразны и неудобны, сопряжены с длительными статическими напряжениями. Условия труда этих специалистов требуют: хорошей разносторонней физической подготовленности; развития силы основных мышечных групп; выносливости, особенно специальной, позволяющей длительное время выполнять специфическую работу.

Если обратиться к ППФП для профессий монтажа, наладки и ремонта оборудования (С.А. Полиевский, И. Д. Старцева), то при составлении программ по физической культуре для данных специальностей мы должны включить.   Гимнастика – упражнения с гантелями, набивными мячами, резиновыми амортизаторами, упражнения на гимнастической стенке, скамейке.  Тяжелая атлетика – упражнения со штангой, с гирей, поднимание и переноска тяжелых предметов. Легка атлетика – толкание ядра, метание гранаты. Спортивные игры – элементы на точность и ловкость движений рук, игры на внимание; плавание вольным стилем на короткие дистанции; упражнения на специальных тренажерах; занятия проводить не только в зале, но и на воздухе.

Рассмотрим данные физические упражнения и виды спорта с точки зрения их использования в ППФП.

Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнении воспитывают такие физические качества, как ловкость, гибкость, мышечная сила и др. Формируются эстетически привлекательные формы тела. Умение владеть своим телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела. Воспитывать морально-волевые качества: смелость, самообладание, решительность при оправданном риске.
На основе гимнастических упражнений составляют комплексы УГГ, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики в трудовых коллективах.

Легкая атлетика. Упражнения легкой атлетики, в основе которых лежат естественные движения человека – ходьба, бег, прыжки и метания, способствуют совершенствованию этих жизненно важных умений и навыков. Кроме того, они повышают функциональные возможности всех органов и систем, в особенности нервно – мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, то есть  тех,  которые в наибольшей степени обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также морально-волевые качеств упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, силу воли и др.

Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко используются военном деле, в быту и труде. Физические качества, воспитанные человеком в ходе занятий лыжным спортом, способствуют успешному выполнению таких дел, в которых человеку требуются выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий слалома и прыжков с трамплина, лыжной акробатики и других видов спорта.
В ходе занятий спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на различные раздражители – световые, звуковые, тактильные (чувствительные). Развиваются функции зрительного анализатора. Футболисты гово­рят: «Хорошо видеть поле». Это значит быстро разли­чать ситуацию, обладать большим объемом зрения, а, следовательно, быстро решать, как вести себя в данной игровой ситуации. Выявлена зависимость: чем выше уровень зрительного анализатора, тем точнее реакция на движущийся объект, тем совершеннее мы владеем своим телом.

Развивается двигательный анализатор. Его функции – точность движения и усилия. Под воздействием специальной спор­тивной тренировки он меняет свою чувствительность. Точность движений высока у спортсменов-игровиков, гим­настов, легкоатлетов-метателей, конькобежцев. У тех же, кто занимается боксом, баскетболом, волейболом, гим­настикой или греблей, увеличивается и показатель точ­ности мышечных усилий. Движения становятся более четкими. Тактильная чувствительность пальцев. Ее развивают спортивные игры – особенно баскетбол и волейбол. Это качество просто необходимо там, где необходимо «видеть пальцами». Все эти качества имеют большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику.

Кроме того, занятия спортом, участие в соревнованиях тоже являются тренировкой для нервной системы. Человек перестает бояться непривычного, учится принимать реше­ния в неожиданных ситуациях.

Кому не знакомо чувство утомления? Снижается про­изводительность труда, ослабляется внимание, трудно сосредоточиться, замедляются мышление и движения, нарушаются точность, ритмичность, координация рабочий действий. Если при утомлении человек стремится под­держать интенсивность работы на высоком уровне, не допустить ее снижения, то это потребует от него большой затраты сил и энергии, но все равно интенсивность труда начнет снижаться. Похожий процесс происходит, когда функции организма, ответственные за профессиональную пригодность, не развиты или не тренированы.

На всех этапах развития человеческого общества  очень высоко ценилась выносливость. Это качество и сегодня не потеряло своей значимости. Можно сказать, что многие современные профессии тре­буют не меньшего развития выносливости, чем сто лет назад. Физиологической основой общей выносливости явля­ются аэробные возможности человека, обеспечивающие успешное выполнение продолжительной работы умерен­ной интенсивности, которая наиболее распространена в мире современных профессий. Выносливость часто  оп­ределяется как основное профессионально важное ка­чество, обеспечивающее полноценное освоение профессии и высокопроизводительный труд.
На протяжении многих лет специалисты по физической культуре выделяют острую проблему –

  • низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся и студентов;
  • реальный объем двигательной активности студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья.
  • снижение общего количества часов выделяемых на дисциплину «физическая культура».

Наиболее активный двигательный режим отмечается у студентов, занимающихся спортом. Участие в соревнованиях, особенно с отрывом от учебного процесса, создает для студентов-спортсменов определенные сложности, приводит порой к тому, что некоторая часть преподавательского состава отрицательно относился к их занятиям спортом, считая его помехой в учебе.

Учебная деятельность студента и учащегося выступает, как сильнейшая нагрузка, оказывающая  воздействие на внутренние органы, системы и весь организм в целом. Стремительный рост объема научной информации, включаемой в учебные предметы, увеличил перегрузку учащихся, что вызывает у них переутомление, снижает двигательную активность и приносит большой вред здоровью.

Проведя анализ диагностики уровня физической подготовленности студентов первого курса (на базе 9 классов) мы можем наблюдать следующую картину. Стандартные тесты по физической подготовленности:

Участники тестов студенты первого курса на базе 9 классов (юноши)  (начало учебного года)

Вид испытаний Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Бег 3000м. 61% 30.76% 8%
Прыжок в длину с места 30% 54%% 16%
Челночный бег 3*10 54% 46%
Подтягивание на перекладине
( юноши)
23% 46% 31%
Бег 100м. 30.7% 62% 17%

Мы видим, что во многих результатах преимущественный становится низкий уровень физической подготовленности. При изучении практического раздела  программного материала по спортивным играм, мы так же сталкиваемся с низким уровнем технической подготовленностью студентов, хотя именно этот раздел программы будет наиболее актуален при переходе к трудовой деятельности. Изучение психологии первокурсника, результаты показывают, что поступающие на первый курс  после 9 класса молодежь недостаточно хорошо ориентирована в будущей профессии, мало знакомы со специализацией будущей профессией, а если знакомы, то в общих чертах. Да и не секрет, что уровень мотивации посещения занятий физической культурой и самостоятельных занятий остается низким.

Первокурсники, поступающие в колледж на базе 11 классов, проявляют большую заинтересованность в получении знаний, в приобретении умений по выбранной специальности. Результаты тестов по физической подготовленности показывают в целом средний уровень развития физических качеств.
Студенты первого курса на базе 11 классов (юноши)

Вид испытаний Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Бег 3000м 8% 80% 12%
Прыжок в длину с места 20% 65% 15%
Челночный бег 3*10 30% 60% 10%
Бег 100м. 10% 70% 20%

Наибольших сдвигов в понимании значимости общей и ППФП мы наблюдаем, после того, как студенты пройдут практику на производстве. Многие из них работают на реальных строительных объектах. И именно там молодые люди могут адекватно оценить насколько они готовы к будущей профессии.

Считаю, что наша задача в доступной форме на практических и теоретических занятиях: 

1. Вооружить учащихся прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.
2. Сформировать у учащихся  двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду их, как  будущих специалистов.
3. Содействовать воспитанию у них физических и психических качества, необходимых в будущей трудовой деятельности.
4. Научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.
Важно научить будущих специалистов вдумчиво анализировать условия труда выбранной специальности, изучая требования к физической  подготовленности.
Зная условия труда будущей профессии,  имея теоретические знания учащемуся школы и  студенту будет легче готовить себя к успешной трудовой деятельности, тем самым формировать у себя устойчивую мотивацию к занятиями физической культурой, которая в последствии перейдет в потребность. Вот тогда можно будет сказать, что этот молодой специалист будет востребован на производстве, а раз востребован, значит и успешен.

Конспект занятия по волейболу для студентов первого курса на базе 9 классов  в Приложении.