Создание здоровьеформирующей среды ОУ в системе нового качества образования (обучение спортсменов в условиях общеобразовательной школы)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


 В обращении к Федеральному собранию президент назвал 5 основных направлений образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа». В обращении говорится:
« Российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Сам облик школ должен измениться по форме и по содержанию. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребёнку должно быть комфортно: и психологически, и физически».
В МОУ СОШ № м12 сложилась система по созданию здоровьформирующей среды.

 Логика жизнедеятельности здоровьеформирующего образовательного пространства МОУ СОШ № 12 (Приложение №1)
Данная система работает по принципу мониторинга, целью которого является прогнозирование направлений учебно-воспитательного процесса на основе сравнения результатов психолого-педагогической диагностики оценивания по определенным параметрам, по которым оценивается ученик в отдельности - класс – школа. Работа ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретаций результатов улучшить качество обучения, воспитания и развития здоровой личности. Она дает принципиально новую содержательную информацию о качестве педагогической работы самого учителя.

 «Координационный центр» объединяет администрацию школы и Совет школы.
«Координационный центр» производит анализ состояния здоровьеформирующего пространства школы с целью прогнозирования дальнейшей работы, определения целей и задач по направлениям:
-оздоровительная инфраструктура,
-оздоровительная и профилактическая работа,
-заболеваемость по классам,
-организация внеурочной нагрузки и досуга,
-выявление уровня мотивации и степени напряженности функционального состояния обучающихся.
Для оценки общей организации учебного процесса, его здоровьеформирующей направленности берется:
-оценка режима дня внеурочной и учебной нагрузки школьников,
-организация физкультурно-оздоровительной работы,
-наблюдение за состоянием здоровья обучающихся.
Для того, чтобы провести объективный и углубленный анализ форм, методов и опыта использования здоровьесберегающих технологий, проводится комплексная экспертиза. Для организации экспертизы используется общая схема экспертной оценки, по структуре:
-Предварительный мониторинг.
-Определение ШФР.
-Выработка способов устранения ШФР.
-Определение форм, методов здоровьеформирующей деятельности.
-Разработка организационных подходов к решению проблем.
-Формулировка задач, направленных на снижение влияния ШФР.
Администрацией школы разрабатывается и усовершенствуется нормативная база, обеспечивающая условия обучения учеников-спортсменов.
За последние года утверждены и введены в действие положения: «О расписании уроков»,
« О порядке участия обучающихся - спортсменов МОУ СОШ № 12 в спортивных соревнованиях в учебное время», о конкурсах «Спортсмен года», «Самый здоровый класс». (Приложение № 2,3)

На основе разностороннего анализа определены образовательные цели МОУ СОШ № 12:
1) создание воспитательно-образовательной среды, способствующей воспитанию личности устойчивой в окружающем мире;                                       
2) оказание образовательных услуг в области физической культуры и спорта (оборонно-спортивный профиль).

Задачи:
1) разработка и апробирование теоретической модели школы для обучения детей совмещающих занятие спортом и учебу;                                              
2) формирование и совершенствование единой учебно-тренировочной спортивной базы, включающей в себя спортивные площадки района, ДЮСШ, МОУ СОШ № 12, в том числе, реконструкция открытых спортплощадок на микроучастке школы;
3) организация обучения молодых спортсменов в форме спортивных классов на базе «школы полного дня» МОУ СОШ № 12;
4) создание индивидуальных траекторий обучения и тренировок для спортсменов, имеющих высокие спортивные достижения;
5) повышение квалификации и переподготовка педагогов организаторов, воспитателей, оказывающих образовательные услуги в данной области.
6) популяризация ЗОЖ и активного занятия физической культурой среди детей и подростков;
7) содействие спортивному совершенствованию и отбору воспитанников в сборные команды района, города и региона по видам спорта.

Администрация школы уделяет должное внимание созданию материально-технической базы:
1.В школе созданы условия для совмещения обучающимися - спортсменами города занятий спортом и учебой:
- имеется соответствующая технически оснащенная база для занятий различными видами спорта,
- в практику введено мобильное расписание уроков с учетом проведения по времени двух тренировок в день,
- школой накоплен опыт работы по взаимодействию со спортивными школами, когда особую значимость в учебно-воспитательном процессе приобретает роль тренера – наставника.
2. Школа является базовой для прохождения учебной практики студентов ВГАФК, ВГПУ.
3. Созданы условия для получения непрерывного образования обучающихся (сотрудничество с колледжем современных технологий).
4. Сильный преподавательский состав: из 36 педагогов-9 имеют высшую,16-I категорию.
5. Учебный план школы предлагает изучение широкого спектра дисциплин.
6. Техническая оснащенность:
- имеются компьютерные классы с доступом в Интернет,
- кабинет ОБЖ.

 Службой «Диагностики и коррекции» в системе руководят участковый врач, психолог, социальный педагог, логопед. Значимое место занимает совместная работа со специалистами районного центра «Семья». В проведении тестирования, анкетирования, подбора данных активное участие принимают педагоги школы.
На данном этапе службой «Диагностики и коррекции» с учетом специфики деятельности МОУ СОШ № 12 (обучение детей совмещающих занятия спортом и учебу) уделяется большое внимание вопросам здоровьесбережения учеников-спортсменов, а именно исследованию утомляемости в течение всего дня и каждого учебного занятия.
Контролировать утомляемость обучающихся с помощью наблюдения необходимо в течение всего занятия. Применение специальных методик целесообразно, если, необходимо отследить влияние на утомление обучающихся вновь вводимых методов, средств, форм обучения. Замеры осуществляются на первом часе и в конце занятий. Таким образом, педагоги будут иметь возможность выявить исходное состояние учеников и влияние учебной нагрузки на работоспособность в ходе учебного процесса.
Так же исследуется мотивация на обучение учеников-спортсменов.
Диагностика мотивации может осуществляться на всех этапах учебного занятия (диагностические методики предлагается включать прямо в ходе урока в виде учебных заданий), так как исследования, проведенные психологами убедительно доказали, что мотивация учения в рамках учебного занятия представляет собой некоторый завершенный цикл и проходит ряд этапов: мотивация начала работы (готовность, включенность);
мотивация хода выполнения работы; мотивация завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.)     
Диагностика учебной мотивации. Мотивированное учение характеризуется продолжительной концентрацией внимания, высокой устойчивой работоспособностью, обеспечивает плавность перехода от максимальной работоспособности к ее снижению, недопущение ранней усталости, сильного утомления и переутомления. Поэтому, с позиций сохранения здоровья, формирование мотивов, придающих учебе значимый смысл, является одной из главных задач педагога.
Основой для планирования процесса формирования мотивации являются результаты диагностики. Диагностика мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и коллектива в целом. Диагностика мотивации учения должна отвечать следующим требованиям: иметь объективный характер и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме. Предметом диагностики педагога могут быть такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции
Учебная мотивация может быть представлена тремя группами мотивов: познавательные и социальные, внешние и внутренние, стремление к достижению успеха и к избеганию неудачи. В поведении мотивы проявляются в виде активности и инициативы в учении и спорте, высокой устойчивости познавательных интересов, их актуализации в большинстве
учебных ситуаций. Реализация мотивов зависит от процессов целеполагания: умения воплощать свои мотивы с помощью системы целей, способности к волевым усилиям и подчинению своего поведения целям деятельности. Эмоциональный компонент мотивации характеризуется эмоциональным отношением к учению и его результатам. Развитие эмоциональных мотивов осуществляется путем поощрения, порицания, создания ситуации успеха, стимулирующего оценивания.
Для диагностики, а также укрепления и осознания мотивов, рекомендуется использование разнообразных ситуаций реального выбора в том числе выбор учебных заданий разного уровня (репродуктивных, продуктивных, проблемных); выбор задач разной трудности выбор видов деятельности. Анализируя результаты выполненных заданий на выбор, педагог выясняет (помимо правильности и полноты его выполнения) готовность обучающихся к решению познавательных задач, устойчивость и самостоятельность выбора, его повторяемость, время, затраченное на выбор.
Актуальной на уроке будет диагностика устойчивости целей, их действенности, настойчивости в их реализации, что, возможно, отследить в ситуациях прерывания и незавершенности деятельности по внешним причинам.
Значимое место в работе службы «Диагностики и коррекции» занимает диагностика психофизиологических особенностей учеников. Учитывая природные особенности ученика, педагог устраняет причины невротизации, сохраняет здоровье ребенка. По результатам диагностики составляются индивидуальные психофизиологические карты-характеристики и даются рекомендации, по созданию условий, необходимых для успешной учебной деятельности каждого обучающегося на учебном занятии. Таким образом, предлагаемые методики могут служить основанием для отслеживания здоровьесберегающих свойств, применяемых на учебном занятии педагогических технологий. Анализ полученных результатов диагностики преследует цель подготовки и проведения учебного занятия, сохраняющего здоровье обучающихся, в том числе обучающихся-спортсменов, наметить необходимые корректировки.
На основе полученных результатов создается комплексная база данных (медико-психолого-социальный портрет школы), позволяющая обосновать индивидуализацию и дифференциацию обучения.
На основе полученных данных строится коррекционная работа в форме тренинговых занятий для обучающихся, родителей и педагогов школы, проводимых психологом школы, специалистами центра «Семья».

 Методический совет занимаются реализацией программы развития школы на основе полученных данных.
Методический совет и методические объединения по предметам руководят разработкой и реализацией концепции урока, сберегающего здоровье. На данный момент разработана и утверждена методическим советом программа наблюдения (Приложение № 4), целью которой является оценка создания здоровьеформирующей среды на уроке в свете современных требований к качеству образования, содержанием которой является оценка:
- обстановки и гигиенических условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса, доски, наличие звуковых раздражителей);
- числа видов учебной деятельности (норма 4-7 видов);
- средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности (норма 7-10 мин).
- числа видов преподавания (словесный, наглядный, аудио, визуальный, самостоятельная работа (норма - не менее 3-х видов).
- чередования видов преподавания (норма – не позже чем через 10 – 15 мин).
- наличие и выбор поэтапного применения на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения.
- место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
- контроль со стороны учителя за посадкой обучающихся, чередованием ли позы за партой в соответствии с видом работы.
- физкультминутки и др. оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание, продолжительность.

Наличие в содержательной части урока:
- вопросов, связанных со здоровьем,
- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности,
- выработка понимания сущности здорового образа жизни,
- выработка индивидуального способа безопасности поведения.

Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности.
Психологический климат на уроке.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок (шуток, муз минуток )
Плотность урока (норма – не менее 60% и не более75-80%)
Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности.
Темп и особенности окончания урока.

 «Служба по организации жизнедеятельности внеурочной системы » проводит работу по реализации воспитательных программ формирования здорового образа жизни при условии сотрудничества с семьей и общественностью.

 «Лаборатория инновационных идей» - это движущая сила всей системы. Творческая группа педагогов, тренеров, обучающихся и родителей занимается сбором, обработкой, обобщением материала, поиском новых идей. Мы стараемся строить свою работу исходя из пожеланий детей. Мы спрашиваем, а они рассказывают нам, о том, какой по их мнению должна стать школа, чтобы в ней не теряли здоровье ни ученики ни учителя (Приложение № 5)
Надо отметить, имидж школы привлекает к себе спортсменов района и города. Увеличилось количество спортивных видов и количество обучающихся, задействованных в разнообразных видах спорта (Приложение № 6).
Значительно возросли показатели спортивных достижений (включая международный уровень). Спорт остается приоритетным увлечением среди обучающихся школы.
 По итогам общегородского рейтинга школа за последние два учебных года занимает первое место (среди школ до 400 обучающихся).
Говоря о достижениях наших учеников в спорте, мы не забываем, какие требования сейчас выдвигаются к качеству образовательного процесса. В программе развития школы сформулированы приоритетные направления инновационных преобразований в МОУ СОШ №12 на ближайшие годы:
а) реализация компетентностной модели личностно-развивающего образования в школе;
б) развитие и совершенствование практики индивидуально-профильного обучения в школе на компетентностной основе;
в) разработка технологий и необходимых контрольно-диагностических материалов для выявления и многобалльного оценивания компетентностного уровня освоения содержания школьного образования;
г) создание единого школьного центра «Здоровье»;
д) формирование воспитательного пространства самоопределения обучающегося в социокультурных ценностях, в том числе ценности здоровья
е) построение системы управления персоналом школы, нацеленного на становление профессионального достоинства работников.

МОУ СОШ № 12 связывают давние связи сотрудничества с Волгоградской государственной академией физической культуры. Ежегодно студенты академии проходят практику на базе спортивного комплекса школы. Многие выпускники школы, которыми гордится школа стали студентами ВГАФК. Большое внимание на данном этапе сотрудничества уделяется разработке дальнейших путей взаимодействия, а именно: в научно-практической работе и организации совместного тренировочного процесса.
По данному направлению необходимо решить ряд актуальных задач, ответить на ряд назревших вопросов: каким образом выстроить образовательный процесс, чтобы обучающиеся-спортсмены могли совмещать 4-5 часовые тренировки, время, отведенное на соревнования и программу общеобразовательной школы, и при этом процесс обучения сделать качественным и не навредить здоровью.

Приложение № 7

Приложение № 8

Буклет семинара

План подготовки к семинару

Список литературы