Конспект урока литературного чтения по теме "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца"". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с жизнью и творчеством писателя,
  • определить главную мысль прочитанного произведения.

Задачи:

Образовательные:

  • учить работать с текстом -находить слова, которые помогают дать характеристику героев,
  • описывать эмоциональное состояние персонажей,
  • совершенствовать  навыки выразительного чтения,
  • активизировать словарь учащихся.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции,
  • речь учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать нравственные качества.

Оборудование:

  • портрет писателя,
  • выставка книг,
  • грамзапись со сказками писателя,
  • карточки с дифференцированной помощью.

Ход урока

I. Организация начала урока

– Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

–Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу.

II. Динамическое чтение

Артикуляционная подготовка речевого аппарата.

1) Упражнения для дыхания:

а) глубокий вдох через нос , выдох через ротпорциями;

б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;

в) вдыхаем аромат цветов;

г) дуем на одуванчик;

д) дуем на снежинку.

2) Звуковая гимнастика:

о   а   у   – плавно на одном выдохе,

ух  ох  ах  – произносим отрывисто,

гху  гха  гхо  – выдыхая порциями,

с   ш   з  – чередование произнесения звуков.

3) Прочитать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.

а) «Покупки»:

– Расскажите про покупки.

– Про какие про покупки?

– Про покупки, про покупки про покупочки свои.

б) Разговор лягушек.

III. Проверка домашнего задания

– Дома вы читали сказку.

– Как называется эта сказка?

– Кто автор этой сказки?

– Назовите героев.

1. – Вспомните, как жилось лягушке до встречи с утками?

2. – Прочитайте отрывок разговора во время встречи лягушек с утками.

– Как надо читать за лягушку? За уток?

– Читайте, опуская слова автора.

3. – Что придумала лягушка, чтобы отправиться на юг с утками? Зачитайте.

4. – Передайте эмоциональное состояние лягушки во время полёта.

5. – Чем была вызвана просьба лягушки «лететь не так высоко»?

6. Чтение «спринт».

7. – Что случилось с лягушкой, почему она оказалась в пруду?

Какие недостатки человеческого характера высмеивает автор?

Физминутка

В небе солнышко сияет,
В речке рыбок веселит.
Ветер листьями играет,
А сова спокойно спит.
Ей приснился сладкий сон
Вот бы не кончался он. 

IV. Изучение новой темы

1. Жизнь и творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка.

– В сказках не только лягушки умеют хвастаться, но есть и зайчишки-хвастунишки. Про такого нам рассказал писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.

– Какие произведения этого автора вам известны?

– Самую широкую известность получил сборник с поэтическим названием «Алёнушкины сказки»,который писатель сочинял для своей дочери. Она сильно болела, папа растил её один. Автор признался, что это самая его любимая книга. Сборник начинается присказкой, ею и заканчивается.

2. Прослушивание грамзаписи в исполнении Леонида Бородина.

– Вы обратили внимание, какие нежные, ласковые слова использовал автор?

В предложении: «Все тут, все в сборе, все ждут Алёнушкиной сказки», о ком идёт речь?

3. Словарная работа.

Голодный , как …

Хитрая, как …

Ленивый,как…

Неуклюжий, как..

Трусливый, как…

– Известно, что заяц трусишка, а в этой сказке автор называет его храбрым.

– Почему автор назвал зайца храбрым?

Оправдаются ли ваши предположения мы узнаем , прочитав сказку.

4. Подготовка к восприятию сказки.

1) Прочитайте слова, которые встретятся в тексте:

гнул                                        вать                                     лось

прыгнул                                 глядывать                          казалось

подпрыгнул                           выглядывать                     показалось

2) Читайте шёпотом, по слогам, затем громко,целыми словами:

вспорх-нёт

взо-брал-ся

встрях-нул-ся

3) Читайте вполголоса:

храбрый – расхрабрившийся

бодрый – приободрился

сила – обессилел

4) Объясните смысл пословиц (у учащихся  карточки с дифференцированной помощью):

  • Душа ушла в пятки.
  • Собственным ушам не верят.
  • Язык точно примёрз.
  • Гонится по пятам.

5. Первичное восприятие сказки.

Чтение по ролям подготовленными детьми.

– Вам понравилась сказка? Что особенно?

– Ответьте на вопрос поставленный перед чтением сказки.

Физминутка

Мы слепили снежный ком.
Ушки сделали потом.
И, как раз, вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел как живой,
С лапками, и с головой.

6. Вторичное восприятие текста. Работа по содержанию.

– Читать сказку будем небольшими частями и работать по содержанию.

1 часть

– Читайте «про себя».

– Какое слово в этом отрывке повторилось несколько раз? Как думаете, почему?

– Почему Заяц объявил, что он никого не боится?

2 часть

Следующий абзац читайте «шёпотом».

Восстановите по тексту пропущенные слова.

Почему именно эти слова употребил автор?

3 часть

«Жужжащее» чтение.

– Какое предложение по смысловому значению главное?

4 часть

Чтение учителем «Ловушка».

– Каким назван Заяц и почему?

5 часть

– Послушайте музыкальный эпизод.

– Какому главному герою сказки он может сстветствовать? Какая музыка по характеру? Прочитайте только действия Волка.

6 часть

– Почему Заяц замолчал?

7 часть

Чтение «Спринт».

– Почему Волк не съел Зайца?

– Каким называет автор Зайца в этой части? Почему?

8 часть

Чтение за диктором.

– Каким назван заяц?

9 часть

«Отсканируйте» оставшуюся часть сказки.

– За что благодарили Зайца?

– Каким называют его в этой части?

– Во что стал верить Заяц, зачитайте.

7. Обьясните смысл слова «храбрый» по Толковому словарю.

8. – Могла ли сказка закончится печально?

9. – Соберите пословицу, прочитав выделенные слоги:

Зайца ноги носят, волка зубы кормят.

V. Итог урока

– Почему автор сказки назвал Зайца храбрым?

– Чему учит нас сказка?

VI. Оценивание.

VII. Домашнее задание.

1 уровень – Пересказать понравившуюся часть сказки.

2 уровень – Составить план  пересказа сказки, пересказать от лица Зайца.

3 уровень – Подобрать пословицы и поговорки по содержанию сказки.

Спасибо за урок!