Урок математики в 6-м классе по теме "Понятие процента" с применением ИКТ и проектной технологии

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Задача урока: познакомить учащихся с понятием «процент».

Цели урока:

Образовательные:

  • повторить – понятия «обыкновенная дробь», «правильная»/«неправильная» дробь, «смешанная дробь»; правила выполнения действий с обыкновенными дробями;
  • знать – определение понятия «процент», как записывается знак процента;
  • уметь – переводить процент в обыкновенную дробь и обратно; правильно читать записи, содержащие знак процента;

Воспитательные: воспитывать ответственность, дисциплинированность, взаимопомощь.

Развивающие: развивать навыки устного счёта, логическое мышление, умение аргументировать, делать выводы, умение работать в группе; расширять кругозор, грамотную математическую речь, интерес к математике.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, листы «Моё настроение».

Предварительная подготовка:

  1. Для эффективной работы желательно, чтобы уже с 5 класса учащиеся были поделены на группы, в которые входили бы дети с разной степенью математической подготовки. Принцип выбора какой-то из этих группы для выполнения задания остаётся на усмотрение учителя и может меняться в зависимости от ситуации.
  2. За неделю до урока одна из групп учащихся получает задание подготовить исследовательский проект по теме «История процентов» (история возникновения термина, знака процента) и оформить результаты работы в виде компьютерной презентации. Перед демонстрацией на уроке проделанной работы учащиеся, входящие в группу, после уроков отчитываются перед учителем (контролируется участие каждого ребёнка), получают у него консультации, исправляют неточности, ошибки. Решается вопрос о том, кто из группы будет представлять проект на уроке.
  3. Все учащиеся класса получают задание на клетчатом тетрадном листе нарисовать с помощью линейки 8 квадратов размером 10Х10 клеток и принести лист на следующий урок математики. (Приложение 5)

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

(формирование мотивации работы учащихся)

Учитель:

  • приветствует учащихся,
  • проверяет готовность к уроку,
  • отмечает отсутствующих.

Каждый ученик получает лист «Моё настроение», на котором отмечает смайлик, больше всего соответствующий его настроению в начале урока. (Приложение 1)

II. Устный счёт.

(7-8 мин. с учётом того, что данная форма работы отработана с учениками ещё в 5 классе и регулярно используется на уроках).

Учитель:

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не сможет подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звёзд математика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины куёт,
До самого неба рукой достаёт.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!
Ю. Яковлев

Содержание заданий дублируются на сладах презентации (Презентация, слайды 3-7)

1. Закончите стихотворную фразу:

Каждый может за версту,
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте
Под чертой – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать (обыкновенной).

2. Прочитай из данного списка поочерёдно: , , , , , , , , , , , , .

  • правильные дроби,
  • неправильные дроби,
  • смешанные числа.

3. Верны ли равенства?, ,

4. Выделите целую часть из неправильной дроби: , , ,

5. Сравните:

  • и
  • и
  • и
  • и
  • и
  • и
  • и
  • и

6. Назовите дроби в порядке возрастания: , ,

7. Чему равна:

  • сотая часть рубля,
  • сотая часть метра, (*)
  • сотая часть центнера,
  • сотая часть гектара.

III. Мотивация изучения новой темы урока. Блиц-опрос. (5 мин.)

Учитель на доске, учащиеся в тетрадях записывают дату проведения урока.

Учитель сообщает, что ещё в древности люди заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент (от латинского «на сто»).

Учитель просит поднять руки тех учеников, которые:

  • знакомы со словом «процент»,
  • знакомы со знаком процента.

Затем даёт задание коротко описать по очереди несколько человек ситуации, где приходилось с этим словом встречаться (в магазине в период скидок, в банке, при приготовлении заготовок на зиму и др.).

Учитель подводит учащихся к выводу: изучение темы «Процент» необходимо не только в рамках предмета математики, но и для удовлетворения бытовых потребностей любого человека. Учителем на доске, учащимися в тетрадях записывается тема урока «Проценты». (слайд 8)

IV. Изучение новой темы (7 мин.)

Учитель объясняет новый учебный материал (процентом называется сотая часть числа, т.е. . Обозначают процент знаком «%». Так как 1% равен сотой части величины, то вся величина равна 100%.).

Запись, сделанная на доске учителем переносится учениками в тетради: 1%= , 10%= .

Учитель предлагает вернуться ещё раз к заданию (*), внимательно посмотреть на уже сделанные записи и продолжить их (фронтальная работа) (слайд 7)

Далее выполняются задания с использованием домашних заготовок. (Приложение 2)

Решение осуществляется учащимися «по цепочке» с комментариями, под контролем учителя (решение дублируется на слайдах 9-18):

  1. Даны 8 квадратов 10Х10 клеток. Необходимо закрасить 1%, 10%, 20%, 30%,…,60%, 80% этих квадратов.
  2. Каждому ученику учитель раздаёт листы с изображением частично закрашенных квадратов (Приложение 3) и формулирует задание: необходимо указать, сколько процентов площади квадрата составляет площадь закрашенной фигуры. Ответы к заданиям записываются на листах с заданиями.

IV. Историческая справка (3-4 мин.)

Учитель интересуется у учащихся, знают ли они откуда происходит термин «процент» и знак его обозначающий, а затем предлагает познакомиться с результатами выполнения творческого проекта учащихся одной из подгрупп класса. (Приложение 6)

V. Динамическая пауза (2-3 мин.)

Предлагается выполнение следующих упражнений:

  • Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за партой выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и полунаклоны (стихотворный текст можно разместить на слайде презентации).

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один –
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой. (слайд 20)

  • Упражнения для глаз (слайды 21-24)

VI. Закрепление новой темы (8 мин.)

Решаются следующие задания (1 человек работает у доски, остальные делают записи в своих тетрадях):

  1. Запишите в виде обыкновенной дроби: 20%; 55%; 17%;75%.
  2. Запишите дробь в процентах: .
  3. Вычислите: 15% от 1 м; 30% от 1 руб.; 50% от 1 т; 75% от 1 кг.

VII. Говори правильно (2 мин.).

(слайд 25)

VIII. Итог урока (5 мин.)

Учитель:

  • С каким новым понятием мы познакомились на уроке?
  • Что такое "процент"?
  • Как записывается знак процента?
  • Как найти процент?
  • Где используется процент?
  • Каким образом проценты перевести в дробь и наоборот?

Выставляются отметки за урок с комментариями учителя. Далее учащимся предлагается заполнить вторую часть листа «Моё настроение» (Приложение 1) (настроение в конце урока) и передать с последних парт на первую для учителя.

Учащиеся получают листовки с информацией о том, как правильно употреблять в своей речи слово «процент». (Приложение 4)

VI. Домашнее задание (2 мин.)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники: 1.6 (1 часть) – учитель поясняет до какого места в учебнике необходимо прочитать заданный пункт, учащиеся отмечают указанный учителем абзац «простым» карандашом.

№ 91 (устно), №93, №95(а).

Дополнительно:

I уровень трудности «4». Вырежьте из газет или журналов несколько предложений (объявлений), в которых используется слово «процент».

II уровень трудности «5». Найдите в «Internet» несколько предложений (объявлений), в которых используется слово «процент». Сохраните странички.

15.02.2011