Урок-мастерская по теме "Прямоугольный параллелепипед"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательная: формировать представления о прямоугольном параллелепипеде;
  • Развивающая: развивать логическое, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное представление о прямоугольном параллелепипеде;
  • Воспитательная: формировать эстетическое отношение к предмету, графическую культуру, уважительное отношение к одноклассникам.

Оборудование: модели прямоугольного параллелепипеда, пластилин, деревянные палочки.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня наш урок проходит в форме мастерской. Вы будите работать в группах по 4 человека.
Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова Ежи Леца «Я могу лишь показать дверь, но войти в неё вы должны сами».
Как вы понимаете смысл этих слов?

(Учащиеся обмениваются мнениями, представитель каждой группы высказывает общее мнение).

Учитель: Вот и мы с вами будем добывать знания сами.
Откройте тетради и составьте из слова «параллелепипед» как можно больше новых слов (30 сек). Обсудите в группе и за 30 секунд выпишите все полученные слова.
Начинает первая группа, зачитывает получившиеся слова, продолжает вторая и т.д.

Учитель: посмотрите небольшую презентацию (исторический материал по данной теме).

Учитель: У вас на столах лежат модели прямоугольного параллелепипеда. Каждый возьмите модель параллелепипеда в руки и выполните следующие действия:

1) Проведите ладонью по поверхности параллелепипеда и ощутите, что она состоит из плоских частей;

2) Рассмотрите отдельные плоские части — грани параллелепипеда, определите их форму.

Определили грани параллелепипеда – прямоугольники.

3) Зафиксируйте противоположные грани, например, пальцами, зрительно установите их равенство;

4) Зафиксируйте каждую грань пальцами (тремя пальцами одной руки и тремя пальцами другой), определите число граней.

Выяснили – граней у параллелепипеда – 6.

5) Проведите ладонью по поверхности параллелепипеда, выделив линию излома — ребро параллелепипеда; выделите грани, границам которых принадлежит это ребро; выделите и другие ребра, принадлежащие этим же граням; выделите еще несколько ребер параллелепипеда.

6) Выделите группы равных ребер параллелепипеда и определите их число; обведите равные ребра карандашом одного цвета.

Определили – равных ребер у параллелепипеда – 4.

7) Выделите вершины параллелепипеда; поместив его между ладонями, определите особенности расположения вершин.

8) Зафиксируйте каждую вершину одним пальцем, подсчитайте их число.

Подсчитали – вершин у параллелепипеда – 8.

9) Выберите одну из вершин, определите число ребер, сходящихся в этой вершине; сравните длины этих ребер (на глаз; проведя по ним пальцем; измерением); проделайте это для других вершин; заметьте, что в каждой вершине сходятся три ребра разной длины;

10) Зафиксируйте внимание на гранях, сходящихся в одной вершине: их число, размеры.

Учитель: Открываем Рабочую тетрадь (авторы – Е.А. Бунимович, К.А. Краснянская, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова).

Выполняем № 120 Обведите равные ребра параллелепипеда одним и тем же цветом.

№ 121

На рисунке изображен прямоугольный параллелепипед, повернутый на зрителя ребром LN. Обведите на этом рисунке видимые ребра сплошными, а невидимые – штриховыми линиями. Закрасьте видимые грани.

№ 124

На рисунке показана последовательность изображения параллелепипеда. Начертите такой же параллелепипед.

Учитель: Сейчас мы с вами продолжим работу и будем строить модель параллелепипеда. У вас на столах лежат деревянные палочки, пластилин. Используя их, постройте прямоугольный параллелепипед.

Учитель: Молодцы! Все справились с заданием.
А домашнее задание сегодня будет необычным: из плотной бумаги построить прямоугольный параллелепипед и как то украсить его, ведь, приближается Новый год.
Проведем конкурс на лучшую поделку.

Лучшие работы учащихся

Используемая литература:

1. Л.О. Рослова «Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5-6 классов». Газета «Математика» 2009.
2. Е.А. Бунимович, К.А. Краснянская, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова «Рабочую тетрадь. Математика – 5». Часть вторая. Москва, «Просвещение» 2007.
3. Латушкина И.В. «Урок-мастерская "Умножение десятичных дробей", 5-й класс http://1september.ru.
4. Ланге Л.В. «Педагогические мастерские». http://1september.ru.
5. Ширяева Н.А. «Развитие творческих способностей учащихся на уроках геометрии через использование такого способа деятельности, как мастерская». http://1september.ru.

12.11.2010