Модель урока по физической культуре для учащихся 9-го класса

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка

На современном этапе развития общества в области физкультурного образования учащихся созрела необходимость формирования физической культуры личности, т.е. качественного системного свойства человека, проявляющегося в единстве физического, психического и нравственного здоровья, знаниях и умениях самостоятельно организовывать физкультурную деятельность, в ведении здорового образа жизни.

Одним из главных направлений физкультурного образования школьников обновление содержание и, как следствие, условий организации дидактических процессов предмета «Физическая культура» в соответствии с целью. Данное обстоятельство предъявляет определенные требования к деятельности преподавания и учебной деятельности учащихся.

В соответствии с концепцией структуры и содержания образования по физической культуре, целью физкультурного образования учащихся 5-11 классов является формирование физической культуры личности с профессионально -прикладной и корригирующей направленностью. Данная модель урока предлагает проектирование путей реализации цели: формирования мнения о баскетбольных упражнениях, ориентированный на развитие координационных способностей и укрепление нервной системы, как универсальном средстве общей профессионально-прикладной физической подготовки.

Реализация данной цели позволяет раскрыть тему: «Баскетбольные упражнения, ориентированные на развитие координационных способностей и укрепление нервной системы», входящую в содержание примерной программы по физической культуре (под ред. А.П. Матвеева) для учащихся 5-11 классов.

Подготовительная работа к уроку предусматривает заполнение карточки «Входная диагностика»; домашнее задание (подобрать упражнения на все группы мышц, в положении стоя, сидя, беговые, прыжковые, танцевальные упражнения на месте с мячами в форме ритмической гимнастики, определение своего индивидуального тренировочного пульса).

План-конспект урока для учащихся 9 класса

Тема: «Баскетбольные упражнения, ориентированные на развитие координационных способностей и укрепление нервной системы».

Цели урока: продолжить формирование мнения о баскетбольных упражнениях, ориентированные на развитие координационных способностей и укрепление нервной системы как универсальном средстве общей профессионально-прикладной физической подготовке.

Задачи:

  1. Содействовать формированию социальной активности преподавателей (повышение уровня самостоятельности, активности, коммуникативных умений и навыков) и развитию психических процессов (развитие продуктивного мышления).
  2. Вооружить учащихся знаниями и умениями, необходимыми для повышения уровня координационных способностей на материале раздела «Баскетбол».
  3. Развивать способность координировать баскетбольные упражнения в различных сочетаниях.

Инвентарь и оборудование:

  • Баскетбольные мячи – 8 шт.
  • Секундомер – 2 шт.
  • Стол – 2 шт.
  • Магнитофон –1 шт.

Ход урока приведен в Приложении 1.

В модель урока входят:

  • инструктивная карта «Определение ИТП»;
  • план-конспект урока по физической культуре;
  • инструктивная карта для выполнения самостоятельной групповой работы;
  • самоанализ урока;
  • схема профессиограммы (домашнее задание).

Инструктивная карта "Определение индивидуального тренировочного пульса" (Приложение 2).

Цели: Научить правильно выбирать нагрузку для своего организма и контролировать ее.

  1. Измерить свой пульс в состоянии покоя за 1 мин.: наложить пальцы рук на запястье, шею или висок и подсчитать количество ударов за 15 сек, полученную цифру умножить на 4.
  2. Определить свой индивидуальный тренировочный пульс (ИТП) по формуле Кервонена: ИТП = (220 - ваш возраст в годах - число ударов своего пульса за минуту в покое) х 0,6 + число ударов своего пульса в покое. Например, мне - 40 лет и пульс в покое равен 66 уд./мин. Делаю подсчёты; ИТП = (220 - 40 - 66) х 0,6 + 66 = 134. Мой ИТП равен 134 ударам в минуту. Сохранять точно эту величину пульса во время занятий трудно, поэтому следует ориентироваться на верхнюю и нижнюю границы тренировочного пульса.
  3. Определить верхнюю границу: к величине ИТП + число 12 (134+12 = 146 уд./мин.) Это верхний предел. Допускать дальнейшее повышение частоты сердечных сокращений не рекомендуется.
  4. Определить нижнюю границу: от величины ИТП – число 12 (134-12=122 уд./мин.) Это нижний предел. Занятия при более низком пульсе будут не эффективны.

Частота сердечных сокращений во время моих занятий должна ограничиваться диапазоном от 122 до 146 уд./мин.

Обозначьте свой диапазон частоты сердечных сокращений. Пользуйтесь им во время занятий физическими упражнениями.