Построение графика линейной функции вида y = kx + b (дифференцированный подход на индивидуальном уровне)

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока: урок самостоятельного получения новых знаний, урок самообразования

Цель урока (дидактическая): научиться строить график линейной функции вида у = kх + b  по двум точкам.

Оборудование урока,  включая дидактический материал:

  • компьютеры,
  • карточки для проведения зачётной работы – два варианта заданий с критериями оценивания  (Приложение 1),  
  • карточки для проведения самоконтроля по варианту 1 (Приложение 2).

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя о порядке работы на уроке. Запись в тетради темы урока

Примечание. Уроки аналогичного типа с обучающим заданием уже знакомы учащимся, поэтому вступление занимает очень мало времени.

В качестве совета учителям: очень удобно иметь под рукой такие «обучалки» по основным типам заданий базового уровня для всех классов. У Вас не будет никаких проблем с учащимися, пропускающими занятия по болезни, или с теми, у кого очень неустойчивая память, и при повторении перед каждой контрольной работой для них «старый» материал, как новый. В связи с тем, что зрительная память у учащихся развита сильнее, такие «обучалки» оставляют в этой памяти свой след.

2. Самостоятельная работа за компьютером по добыче новых знаний: работа с обучающей презентацией

Структура презентации, назначение слайдов

Слайд 1 титульный, информационный
Слайд 2 рабочий
Слайд 3 навигационный для перехода к заданиям на закрепление изученного
Слайды 4-5 тест (часть 1 и часть 2)
Слайд 6 теоретический материал урока
Слайд 7 заключительный
Слайды 8-11 ответы для заданий на закрепление

Презентация загружена на компьютеры для каждого ученика. Если нет возможности организовать индивидуальную работу учащихся за компьютером, то допустима работа в парах или малых группах. Работая с презентацией индивидуально, каждый ученик выбирает свой темп изучения и переходит к следующему слайду только после того, как будет усвоено и проработано всё, что содержалось на предыдущих.

Примечание. Время работы за компьютером (без смены деятельности) не превысит предусмотренные нормы СанПина, так как, после работы со слайдом 2 (рабочий слайд презентации), учащиеся начинают выполнение заданий на закрепление в тетрадях, отвлекаясь от компьютера,  а возвращаются к работе на компьютере  только для сверки ответов и выполнения теста.

3. Выполнение письменной зачётной работы

К выполнению зачетной работы рекомендуется приступать за 10-15 минут до конца урока, так как именно к этому времени все учащиеся класса автоматически  разделятся на 3 группы.  Дальнейшая работа на уроке будет еще одним проявлением дифференцированного  подхода на индивидуальном уровне

Учащиеся первой группы:  готовы к выполнению письменного зачета, уверены в своих силах. Они получают карточку (вариант 2),  решают ее, выбирая задания соответствующего уровня, и сдают работы на проверку учителю. На каждой карточке с заданиями содержатся  критерии оценивания зачета, чтобы учащимся было легче сориентироваться в выборе.

Учащиеся второй группы:  готовы к выполнению письменного зачета, но не уверены в своих силах, поэтому они, получив карточку (вариант 1),  могут решить её в соответствии со своим уровнем,  но не сдавать на проверку учителю, а проверить и оценить самостоятельно, используя  карту самоконтроля, приготовленную учителем заранее для варианта 1..

Учащиеся третьей группы: не готовы к выполнению зачетной работы, поэтому они продолжают работать с презентацией, разбираются в трудных для них вопросах  с помощью учителя и тех учащихся, которые закончили выполнение зачётной работы.

Примечание. Для  зачета приготовлены индивидуальные карточки (2 варианта). Зачетная работа содержит задания базового уровня (№ 1-4) и повышенного (№ 5-7). Задания двух уровней напечатаны на одной карточке, чтобы учащиеся могли выбрать то, что им по силам решить на уроке. На этой же карточке напечатаны критерии оценивания, чтобы можно было  сориентироваться в выборе заданий для получения нужной отметки.

4. Домашнее задание

Домашнее задание учащиеся получают дифференцированно (индивидуально), в зависимости от того, в составе какой группы они оказались за 10-15 минут до конца урока.

Учащиеся третьей группы: получают карточки варианта 1 и карты самоконтроля, т.е. дома они продолжают  работу, незавершенную в классе на уроке.  

Учащиеся второй группы получают карточки зачета – вариант 2, так как в классе они работали с вариантом 1.

Учащиеся первой группы получают опережающее творческое задание, при выполнении которого нужно будет применить не только знание математики, но информатики. Это задание является долговременным, оно рассчитано на 2 недели

Задание для учащихся первой группы: сделать слайд (несколько слайдов), на котором  будет показано построение двух графиков линейной функции на одной координатной плоскости и нахождение точки их пересечения.
Цель:  подготовить демонстрационный материал для темы: «Графическое решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными».

5. Подведение итогов урока

Примечание. Учитель обязательно для себя анализирует состав групп для организации работы на последующих уроках.