Развитие детской инициативы и творчества через объединение "Светлячки" учащихся I ступени общего образования

Разделы: Внеклассная работа


Ностальгические воспоминания по пионерской организации сегодня достаточно распространены. Ведь пионерская организация, по прошествии лет, воспринимается не только как идеологизированное объединение детей, но и как форма работы с детьми, способствующая удовлетворению их разнообразных социальных потребностей. Детям необходима среда, в которой они могут максимально выразить себя, взаимодействовать друг с другом, развивать свои лидерские качества и творческие способности. Они ищут общность, которая бы компенсировала неудовлетворённые потребности, притязания, интересы.

Младший школьный возраст – это самоценный период, в котором могут развиваться, а могут и не развиваться важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть за его пределы в подростковую жизнь.

Ведущим видом деятельности для малышей становится учёба. Учебные успехи определяют настроение, отношения ребят, их привязанности и антипатии. Жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления – характерная потребность детей этого возраста. Отсюда и возникновение интереса к общественным делам. Для них уже не безразлична та роль, которую они играют в своём коллективе. Остро проявляется желание получать признание и оценку своим действиям и поступкам в другой сфере деятельности.

С этой целью в Ленинском районе города Красноярска была организована и успешно реализуется более десяти лет игра «Путешествие Светлячка в волшебную страну» для младших школьников. Разработаны Положение и Программа районного детского объединения (далее РДО) «Светлячки», где прописаны цель, задачи, приоритетные и востребованные детьми направления деятельности. Возглавляет и координирует работу РДО Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества № 2. Сотрудничество и совместную работу осуществляют старшеклассники через районный Совет школьников.

Цель и задачи РДО «Светлячки»: развитие интеллекта детей, привитие практических навыков, воспитание нравственных качеств, получение максимума информации об окружающем мире, укрепление здоровья с учетом возрастных особенностей детей.

РДО состоит из отдельных единиц – «экипажей» – образовательных учреждений Ленинского района. Участниками «экипажей» являются учащиеся 1-4 классов. Каждое образовательное учреждение, исходя из приоритетов образовательной деятельности, целесообразности, ресурсов и возможностей, определяет направления, по которым путешествуют учащиеся I ступени школы: продумывает легенду, символы, ритуалы, разрабатывает её детальное содержание.

Главный сказочный герой, с которым путешествуют дети, — «светлячок Флюша». Учащиеся начальной школы отправляются по волшебной стране, посещая острова, бухты, замки, планеты; выполняют различные задания и преодолевают трудности и испытания. Маршрут, сюжет и ход игры отражаются на настенной карте, что позволяет поддерживать интерес участников РДО. Наименование и содержание карты меняется в зависимости от количества лет путешествия. Итоги путешествия подводятся каждую четверть, а в конце учебного года – проходит праздник, где подводятся итоги игры, награждение как отдельных участников, так и групп детей наиболее творчески проявивших себя.

Светлячки живут под девизом: «Всегда светить, везде светить, учиться человеком быть!». Путешествие по «волшебной стране» длится четыре года. Дети получают свои отличительные знаки (шевроны, галстуки, значки) в зависимости от того, который год они путешествуют.

Направления деятельности РДО «Светлячки»: социально-значимая, экологическая, досуговая, художественно-творческая, трудовая. При этом каждое образовательное учреждение выбирает приоритетное направление (не исключая остальных направлений деятельности). Так, «Экоградовцы» строят экологически чистый город и основным направлением их деятельности является экологическое воспитание, «Светлячки-здоровячки» уделяют основное внимание физкультуре и спорту и т.д.

В течение учебного года отслеживается результативность работы каждого «экипажа» на местах и проходит ряд традиционных мероприятий для участников районного объединения. Это: районный конкурс газет «Фонарик», целью которого является формирование духовного и нравственного развития детей в воспитательном процессе средствами литературного творчества и творческий конкурс декоративно-прикладного искусства «Зимняя сказка», выявляющий и поддерживающий юные дарования в области декоративно – прикладного искусства, стимулирующий развитие детского художественного творчества.

Ежегодно в апреле месяце проходит заключительный фестиваль РДО «Светлячки», где подводятся итоги работы за год и награждаются лучшие детские объединения района. Цель фестиваля: содействие развитию детских школьных сообществ. Результатами фестиваля являются: приобретение представлений о многообразии деятельности школьных сообществ; получение опыта взаимодействия «экипажей» при решении общих задач; приобретение конкретных знаний по методическому обеспечению школьных объединений.

Всё это повышает значимость деятельности детей в детском объединении, способствует становлению ребёнка как лидера и творческой личности. Жизнь в детском объединении учащихся 1 ступени общего образования обеспечивает простор для разностороннего общения детей в совместной деятельности: полезной для других и интересной для детей; расширяет горизонты познания мира, воспитывает качества на будущую успешную деятельность, открывает возможность каждому ребёнку для самореализации, играет роль компенсирующего фактора для детей, лишенных эмоционального и духовного благополучия в семье. Не одно поколение детей принимали активное участие в деятельности районного детского объединения «Светлячки».

Анализ работы РДО «Светлячки, анкетирование родителей, детей, педагогов показали, что дети стали активнее, научились работать в коллективе, взаимопонимание и взаимопомощь с родителями и сверстниками – стали нормой для этих ребят, появились новые интересы. Такая форма деятельности является действенным механизмом для приобретения детьми жизненного опыта и качеств «социализирующейся» личности.