Урок истории в 5-м классе "Афины и Спарта"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока/занятия: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
Цели урока/занятия: Общая дидактическая цель урока: cоздать условия для:
  • изучения и первичного осмысления блока новой учебной информации;
  • закрепления системы ЗУН;
  • применения системы знаний в знакомой, измененной и новой учебных ситуациях.
Задачи урока/занятия: Триединая дидактическая цель урока:
  • Образовательный аспект:
    • сформировать представления о местоположении, природных условиях и хозяйстве двух греческих полисов: Афины и Спарта;
    • закрепить основные понятия: полис, Акрополь, агора, демос, ареопаг, архонт, долговой камень, аристократия, Совет Старейшин, Народное Собрание;
    • сравнить местоположение, природные условия и хозяйство Афин и Спарты, выявить различия;
    • рассмотреть особенности управления в Афинах и Спарте, выявить от отличия.
  • Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
    • информационной: использовать информационные источники различного типа (рассказ-объяснение учителя, учебный текст) в качестве информационных ресурсов, выделять главное в учебном тексте, преобразовывать информацию в виде таблицы;
    • коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать краткие и развернутые ответы, грамотно и ясно формулировать свою мысль, обосновывать суждения;
    • учебно-исследовательской: давать определения понятий и терминов, прослеживать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать учебный материал, проводить сравнения, применять ЗУН для решения учебно-познавательных задач;
    • технологической: планировать организацию учебно-познавательного процесса (используя макет таблицы и схему), работать по алгоритму, работать с таблицей.
    • социальной: решать учебно-познавательные задачи с помощью одноклассников, преподавателя.
    • рефлексивной: осмысливать собственную познавательную деятельность, мотивы работы на уроке, оценивать результаты своей деятельности.
  • Воспитательный аспект: создать условия для воспитания личностных качества, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (внимательности, ответственности, работоспособности), обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, самостоятельности).
Необходимое оборудование и материалы: Учебник, компьютер, медиапроектор, медиаэкран, доска для записи понятий, изучаемых в ходе урока, тетрадь учащихся имеет более широкие поля (5 см.), где записываются новые понятия, их определения, даты, персоналии.

Подробный конспект урока/занятия

Мотивация учащихся  Однажды в одном из греческих портов заспорили между собой несколько греков о том, какой город в Греции лучше всего укреплен в случае нападения врагов. Называли разные города.
– Лучше всех укреплены Афины, у них самые высокие и мощные оборонительные крепостные стены.
– А у нас, воскликнул житель Спарты, вообще нет оборонительных крепостных стен, но мы самый защищенный и сильный город.

– Почему так сказал спартанец?  (Слайд: изображение спора в греческом порту)

Ход и содержание урока/занятия Введение в тему.

Древние греки называли себя эллинами, а свою страну не Грецией, а Элладой. Эллада состояла из многих городов, которые назвали города-государства или полис. (Учитель пишет понятие на доске, а учащиеся на широких полях в тетради, слайд в презентации).
Каждый такой город-государство имел свое правительство, войско, территорию. У каждого полиса был центральный город, который был окружен стенами. Внутри стен находилось возвышенное место – Акрополь (слайд), и открытое пространство, называвшееся Агора (слайд), которое служило и рыночной площадью и местом народных собраний. Кроме города полис включал окрестные деревни, усадьбы богачей. Полисы часто соперничали между собой, но имели общие черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч человек.
Самыми известными полисами были Афины и Спарта. Греки говорили так: Эллада стоит, как бы на двух ногах. Одной ногой являются Афины, а другой Спарта. Этими словами они подчеркивали значение обоих городов в жизни Греции. Но как непохожи они были!
Представьте себе эти два города Греции (слайды).
Афины, несмотря на обилие грязных и узких улиц, показались бы нам красивым городом. Они были укреплены стенами. Вершина холма в центре города (Акрополь). Городские площади украшены храмами и колоннадами, повсюду много мраморных и бронзовых статуй, на склоне Акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публик. На главной площади (Агора) множество лавок с товарами. Шумная толпа движется в разных направлениях, обменивается новостями и шутками, занимается делами.
Спарта сильно уступает по красоте Афинам. Она похожа на военный лагерь. До чего это хмурый и неприветливый к чужеземцам город! Здесь нет ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянется одноэтажные дома, похожие друг на друга. В Спарте отсутствует театр, почти нет каменных храмов и статуй. На улицах видны отряды марширующих спартанцев, слышны отрывистые слова команды и военная хоровая песня.

– Почему так не похожи эти два города, мы сегодня выясним.

Актуализация

Учитель: Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?
Ученик: Сравнить.
Учитель: Для этого мы вспомним схему изучения государства (слайд):

  • Местоположение и природа.
  • Занятия жителей. Хозяйство.
  • Управление.

Изучение нового материала:

(Этап самостоятельной работы с учебником)

Учитель объясняет ход работы по заполнению таблицы. На слайде появляется таблица (слайд).

  Афины Спарта
Местоположение и природа.    
Занятия. Хозяйство.    
Управление.    

Учитель дает задание учащимся. Каждый ряд работает над своей частью таблицы.

1 ряд: Местоположение и природа – с. 136, с. 143
2 ряд: Занятия жителей. Хозяйство – с.137, с. 144-145
3 ряд: Управление – с. 138, с. 145

Причем один из учеников на парте, работает с темой «Афины», а другой  – «Спарта». Время работы 7-10 минут.

(Этап фронтальной работы, результатом которой должна быть заполненная таблица)

Результаты работы 1 ряда:

Афины                    Спарта

Аттика – средняя часть Древней Греции.
Мало плодородной земли.

Лаконика – юг.
Пелопоннес – плодородная земля.

Результаты работы 2 ряда:

Афины

                  Спарта
Садоводство
Виноградарство
Скотоводство (овцы, козы)
Ремесло
Торговля
Мореплавание
Спартанцы – военное дело
Илоты – земледельцы

 Результаты работы 3 ряда:

Афины

Спарта

Демос
Ареопаг
Архонт
Аристократия – власть лучших
Долговой камень
Совет старейшин
Народное собрание

В ходе работы с учеником и заполнения таблицы, учащиеся продолжают знакомиться с новыми понятиями, которые записывают на полях: илоты, демос, Ареопаг, архонт, аристократия, долговой камень, Совет старейшин, Народное Собрание

Учитель заслушивает ответы ребят, одновременно сопровождая их ответы и свои дополнения слайдами презентации. Ребята заполняют таблицу в тетради, а пример ее заполнения учитель выводит также на слайды.

Проверка и оценивание (Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения).

Форма: фронтальная повторительно-обобщающая беседа.

– проверка картографических умений (местоположение Афин и Спарты);
– восстановление в памяти учащихся основных понятий (полис, Акрополь, Агора, илоты, демос, Ареопаг, архонт, аристократия, долговой камень, Совет Старейшин, Народное Собрание)

Вариант: самостоятельная работа учебником, в ходе которой учащиеся на полях выписывают определения понятий)

Форма: тестовый фронтальный контроль по новому материалу (слайды презентации)

(Систематизация и обобщение новых знаний)

Форма: решение познавательных и проблемных задач.

  • – Почему же так не похожи были эти два города, на которых стояла Эллада?

  • Один чужеземный царь послал сказать спартанцам: Если я вступлю в Южную Грецию, Спарта будет уничтожена. Спартанцы ответили: Если!
    Что имели ввиду спартанцы?

  • Спартанец пришел послом к чужеземному царю:
    – Ты один? – удивился царь, привыкший к многолюдным посольствам.
    – К одному, – ответил спартанец.

    – Почему именно так ответил спартанец?
    – Что он имел ввиду?

  • – Почему спартанец в споре с греками сказал, что самый защищенный город в Греции – это Спарта?

  • Вот что рассказывали греческие писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины. А дальше поступали по-разному. В одних случаях, женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством; они хоронили своих сыновей с почетом в гробницах предков. В других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить воинов в общей могиле.
    – Подумайте, чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин, осмотревших тела погибших в бою сыновей.

Рефлексия деятельности на уроке/занятии Этап рефлексии. Техника «Ассоциативный ряд»

Учитель предлагает по цепочке назвать слова-ассоциации, возникающие при упоминании понятий: Афины, Спарта

Домашнее задание (если планируется) Обязательная часть: прочитать текст «Спартанское воспитание» (учебник с.146) и ответить на вопрос в тетради: Что вам нравится, а что нет в спартанском воспитании?
Вариативная часть: ответить на вопросы из учебника в тетради: № 3 с. 148, № 3 с.139
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Оформленная презентация позволит быстрее включить в учащихся в урок и подготовить их к восприятию нового материала. Это создает приподнятое настроение и позитивное мотивационное поле.
Визуализация дает возможность избежать сухого монолога учителя, который утомляет и вызывает демотивирование учащихся.
Слайды обеспечивают наглядность, четкость восприятия материала (таблицы на слайдах), происходит дополнительная активизация нервной системы, обеспечивающая повышенное внимание и концентрацию учащихся на предмете изучения (самостоятельная работы учащихся с учебником).
Подключение зрительной памяти обеспечивает повышенную выживаемость знаний, дает возможность многократного обращения к представленной информации, сравнения с предыдущей и последующей информацией (этап систематизации знаний), позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся.
Тестовая проверка с помощью слайдов презентации позволяет учителю хорошо видеть, как обучающийся усвоил материал, все ли правильно они поняли, дает возможность педагогу прямо в процессе обучения внести необходимые коррективы в понимание новой темы (этап систематизации знаний).
Советы по логическому переходу от данного урока/занятия к последующим Логический переход к следующей теме «Зарождение демократии в Афинах»:

– Мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Демос добивался права участвовать в управлении Афинами, требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

Схема

– Для того, чтобы изменить опасную обстановку в стране знать и демос в 594 г. до н.э. сообща избрали архонтом Солона, который начал осуществлять преобразования в стране (реформы). С его деятельностью связано зарождение демократии в Афинах (новая тема).