Здоровьесберегающие технологии в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования [1].

За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза [4]. Эти устрашающие цифры относятся к контингенту детей из общеобразовательных школ. Что же говорить о детях-инвалидах, обучающихся в коррекционных учебных заведениях?

В структуре причин детской инвалидности первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, второе – психическим расстройствам, третье – врожденным аномалиям развития. Эти три класса заболеваний составляют почти 70% причин детской инвалидности и определяют ее структуру. Следует отметить, что нозологическая структура инвалидности соответствует структуре хронической патологии, наиболее часто встречающейся в детском возрасте. Негативные сдвиги в состоянии здоровья детей привели к неблагоприятным медико-социальным последствиям – ограничению в выборе профессии по состоянию здоровья (у 20–50% подростков), снижению годности к службе в армии (у 35% юношей). В структуре заболеваний, являющихся причиной негодности юношей к военной службе, ведущие места занимают психические расстройства (34%), патология органов пищеварения (18%), органа зрения (10%), костно-мышечной и соединительной ткани (9%). Каждый пятый подросток имеет заболевания, ограничивающие возможность реализации в будущем репродуктивных возможностей.

На школу-интернат возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Ежегодно специалистами детской городской больницы совместно с медицинским персоналом школы-интерната проводится диспансеризация воспитанников (согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.04.2008 № 183 н “О проведении в 2008–2010 годах  диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях  детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации”). По итогам диспансеризации дети разделены на группы здоровья. У каждого ребенка появился “паспорт здоровья”, согласно которого составлен план дальнейшего динамического наблюдения за состоянием здоровья ребенка, и индивидуальной программы профилактических мероприятий, а также, определился необходимый объем дополнительного обследования и лечения, что способствует социальной реабилитации ребенка и возможно поможет в поиске приемной семьи для детей-сирот. Распределение по группам здоровья по итогам диспансеризации в 2008–2009 гг. представлено в виде диаграммы 1.

Как видно из диаграммы, основная часть детей относится к IV и V группе здоровья, что обуславливает их инвалидность по зрению. Детей с I и II группой здоровья среди наших воспитанников нет. С каждым годом увеличивается число детей с IV и V группами здоровья. С целью повышения уровня здоровья воспитанников разработана сквозная комплексная оздоровительная программа “Здоровье”, направленная на формирование ценностей здорового образа жизни, освоение детьми естественных способов творения своего здоровья, а также использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (по В.Базарному, М. Норбекову, М. Рузиной).

Диаграмма 1.

Группы здоровья в 2008 и 2009 гг.

Ежемесячно ведется учет соматических заболеваний воспитанников. В конце года составляется отчет, который главврачом детской городской больницы сдается в Ростоблздрав.

Диаграмма 2.

Количество заболеваний в 2008 и 2009гг в сравнении

Количество простудных заболеваний имеет тенденцию к снижению. Это связано с ежегодной витаминотерапией воспитанников в осенний и весенний периоды, а также успешной вакцинопрофилактикой против вируса гриппа.

Таблица 1.

Характеристика заболевания воспитанников

Характер заболевания Количество детей 2008 г. % Количество детей 2009 г. %
Патология ОДА 65 62,5 64 66,6
Патология ССС 4 3,84 5 5,2
Заболевания Н.С. 35 33,65 41 42,7
ЛОР Заболевания 24 23 28 29,1
Аллергические заболевания 2 1,92 3 3,1
Гастроэнтерология 3 2,88 5 5,2
Нефрология 2 1,92 2 2
Гематология 3 2,88 - -
Эндокринология 40 38,46 52 54,1
Офтальмология 104 100 96 100
Психические расстройства 17 16,34 41 42,7
Соматически ослабленные 20 19,2 7 7,29
Нарушение речи 5 4,8 5 5,2
Нарушение слуха 1 1

Из таблицы 1 видно, что в связи со спецификой нашего образовательного учреждения, все воспитанники школы-интерната имеют заболевания глаз, что составляет 100%.

На втором месте патология ОДА – в 2009 году составила 66,6 %, главным образом нарушение осанки и формирования свода стопы, что связано с несовершенством школьной мебели, низкой физической активностью, сидячей рабочей позой, аналогично нарушение формирования свода стопы – неправильно подобранной обувью.

Третье место занимают заболевания эндокринной системы. Заболевания эндокринной системы имеют тенденцию к увеличению в связи с невосполняемым дефицитом йода.

Четвертое место занимают заболевания нервной системы и психические расстройства, которые обусловлены хроническим стрессом, связанным с одной стороны с формированием чувства неполноценности, особенно у детей, которые полностью потеряли зрение или не имели его с рождения, с другой стороны – с введением инноваций в процесс обучения, формированием адаптации к коллективу и новым формам учебного процесса.

Пятое место занимают ЛОР заболевания.

Число часто болеющих и соматически ослабленных детей сократилось и составляет 7,29 % по сравнению с 2008 годом.

Седьмое место занимают заболевания ССС и ЖКТ, которые, к сожалению, с каждым годом растут. Рост числа заболеваний сосудов и сердца обуславливают, с одной стороны, физической нагрузкой и недостаточным закаливанием, вследствие чего нарушается потребление кислорода и обеспечение им важных внутренних органов, с другой стороны растет количество детей с врожденной патологией ССС (порки развития и кардиологии). Патология ЖКТ напрямую связана с нарушением рационального питания, чему способствуют индивидуальное потребление детьми продуктов, не предусмотренных в рационе питания школы-интерната. Здесь необходима санитарно-просветительная работа с учащимися и родителями, совместно с учителями, воспитателями и медицинским персоналом по формированию навыков и принципов здорового питания в комплексе становления здорового образа жизни, начиная с младшего школьного возраста.

В школе-интернате обучаются дети с нарушением речи, обусловлено нарушение заболеванием нервной системы.

Аллергические заболевания за последние три года заметно снизились, что связано с более правильным подходом к лечению, появлением новых антигистаминных препаратов для предупреждения и лечения аллергии, профилактики обострения заболеваний.

Последнее место в таблице занимают заболевания крови – ЖДА и анемии смешанного генеза, что связано с недостаточным потреблением детьми поливитаминных препаратов содержащих железо, витаминов группы В и других необходимых микроэлементов. Динамика заболевания воспитанников (диаграмма 3) подтверждает вышеизложенные факты.

Диаграмма 3.

Динамика заболеваний воспитанников

Поэтому здоровьесбережение в условиях школы-интерната носит особый характер. "Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы-интерната по сохранению, формированию и укреплению здоровья воспитанников [2].

Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашем учебном заведении можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников [3], педагогов, и всего персонала школы-интерната.

Особое внимание уделено в школе-интернате организации 6-ти разового питания, учитывающее возрастные особенности детей, вкусовые пристрастия, медицинские показания. Питание осуществляется сбалансировано и витаминизировано за счет включения в меню натуральных соков, фруктов, овощных салатов.
Вся лечебно-оздоровительная, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа проводится на основе мониторинга здоровья воспитанников школы-интерната. Это позволяет реализовать одно из важнейших направлений совершенствования лечебно-оздоровительной работы – обеспечение индивидуализации объема и видов физической и зрительной нагрузки в соответствии со здоровьем каждого ребенка, особенностями его развития, а также регламентацию временной организации образовательного процесса.

Развитие лечебной поддержки воспитанников мы вели в двух направлениях. Во-первых, расширение спектра традиционных методов за счет освоения и внедрения физиотерапевтических и офтальмологических методов лечения. Во-вторых, включение в систему лечебно-оздоровительных мероприятий новых здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе-интернате III вида № 33 города Новочеркасска проводится систематическая работа по обучению детей-инвалидов здоровьесбережению. Коллектив решает поставленные перед ним цели и задачи по обучению детей-инвалидов здоровьесбережению, ищет пути преодоления существующих в настоящее время проблем.

Охрана здоровья детей в школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска находится на высоком уровне благодаря систематическому подходу к обработке данных диспансеризации, уровня заболеваемости и т. п., а также благодаря развитию оздоровления в ногу со временем и параллельно с высоким уровнем квалификации сотрудников.

Список литературы:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.
  3. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  4. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.