Особенности словарной работы на уроках чтения и русского языка с учащимися 1-х классов специальной (коррекционной) школы IV вида

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы в учреждениях для детей с нарушением зрения является формирование у них правильной речи. Полноценная самостоятельная речь, основанная на адекватных и достаточно четких представлениях об окружающем предметном мире, оказывается одним из ведущих факторов умственного и нравственного развития ребенка.

Речь детей с нарушениями зрения, как и речь нормально видящих, выполняет такие функции, как коммуникативную, регулирующую, познавательную, обозначения, обобщения, абстрагирования. Тифлопедагогами и тифлопсихологами убедительно показано, что речь детей с нарушениями зрения несет в себе еще одну функцию – компенсаторную, так как речь способна совместно с мышлением давать направление чувственному познаванию. Этим самым восполняются пробелы, имеющиеся при полной или частичной утрате зрения, когда целый ряд предметов или явлений окружающего мира оказывается недоступным для полного их восприятия сохранными органами чувств. Благодаря речи человек, пользуясь не только своим чувственным опытом, но и словом, глубже проникает в явления и предметы окружающего мира, познает их. Именно поэтому выпадение или сокращение зрительных ощущений не исключает возможностей приобретения знаний об окружающем мире. Таким образом, компенсаторная функция речи направлена на активизацию познавательной деятельности. В таких условиях речь становится средством познания, она начинает играть огромную роль в формировании личности ребенка.

Овладение речью детьми с нарушениями зрения осуществляется по тем же закономерностям, что и зрячими детьми соответствующего возраста. В целом их речь при правильном формирующем воздействии педагогов и родителей может достичь нормального уровня и послужить мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности детей во всех видах деятельности.

Целью нашего исследования является разработка методических рекомендаций для учителей по проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе IV вида на уроках русского языка в начальной школе.

Практически 80% детей младшего школьного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Коррекционная работа с этой категорией детей должна осуществляться силами логопеда, тифлопедагога и учителя. Занятия должны дифференцироваться с учетом состояния зрительной функции, уровня развития речи детей, способов их восприятия и индивидуальных особенностей. По определению Р.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-граматического свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Работа с детьми с нарушениями зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Учитель в коррекционном учреждении корректирует произносительную сторону речи, развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка. В системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, психолога, учителя и ряда других специалистов.

Одним из самых важных показателей уровня развития речи является словарный запас ребенка, активный и пассивный. Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнает при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного словарного запаса в несколько раз.

Поэтому перед тем, как приступить к занятиям, в которых большое место будет отводиться словарной работе коррекционной направленности, мы проверим каков уровень развития активного и пассивного словарного запаса учеников 1 “Б” класса (2007\08 уч. г.).

Для этого мы использовали 2 методики: методика "Определение активного словарного запаса" и Методика "Выяснение пассивного словарного запаса" (Приложение 1, Приложение 2).

По окончании работы для того, что бы доказать нашу гипотезу необходимо еще раз проверить уровень развития словарного запаса учеников 1 “Б” класса (2007\08 уч.г.). Сравнивая результаты до и после проведения коррекционной словарной работы, мы видим значительное повышение уровня словарного запаса и соответственно уровня развития речи среди учащихся класса.

Таким образом можно сказать, что ранняя коррекционная работа может помочь в преодолении задержки в речевом развитии и приблизиться к уровню нормы.

Методические рекомендации учителям по проведению словарной работы в 1 классах коррекционных школ IV вида.

В результате нашей работы мы разработали рекомендации, которые помогут педагогам на уроках чтения и русского языка в 1 классах коррекционных школ IV вида правильно организовать словарную работу.

  1. Занятия с детьми, имеющими нарушения зрения, по развитию инициативной связной речи проводится по группам и индивидуально в интересной для них ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную, речевую и зрительную нагрузку с двигательной.
  2. В процессе коррекционной работы воздействия осуществляют все педагоги, дублируя игровую и речевую деятельность детей.
  3. Занятия детей с депривацией зрения по обучению инициативной связной речи разбиты на три группы – рассказы детей по восприятию, памяти, воображению.
  4. Обязательным этапом на занятиях всех специалистов и учителей являются гимнастика для глаз, игры и упражнения на развитие зрительных функций: цветоощущение, цветовосприятие и другие. Для реализации этого этапа используем игры, которые решают не только речевые, но и зрительные задачи, а также задачи, направленные на развитие психических чувств (игры и упражнения на пространственные представления и умения словесно обозначать пространственное положение; упражнения для мелкой моторики и зрительно – двигательной координации (штриховка, обводка, мозаика, графические диктанты, дорисовка по точкам, и др.; задания на умение понимать изображения перспективы и озвучивать их при рассматривании сюжетных картинок: что находится на переднем плане, на заднем, что выше, что ниже и т.д.).
  5. При проведении занятий особое внимание обращаем на возможность использования имеющегося зрения и развития сохранных анализаторов (пользуемся основными рекомендациями: дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности), используем рельефные картинки, “волшебные муфточки”, наборы игрушек, кубики и брусочки для обозначения звуков, построение слогов, слов, предложений. Для лучшего восприятия и усвоения необходимых знаний используем не только иллюстрации, но и поделки самих детей.
  6. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15–20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении (варианты представлены в Приложении);
  7. Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки;
  8. Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;
  9. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей на максимально возможном удалении, определяемом индивидуально, от рассматриваемого объекта, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8–10 шт., а объекты размером 20–25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;
  10. Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:
    · выбор адекватного фона;
    · выбор оптимального цвета;
    · постоянное использование указки для уточнения;
    · ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;
    · педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
    · объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;
    · непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.
  11. Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы является игровая деятельность: игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке).

Таким образом, в таких специально организованных условиях речь становится средством познания, она начинает играть огромную роль в формировании личности ребенка.