Конспект занятия по музейной педагогике на тему "Природа нашего края"

Разделы: Коррекционная педагогика


Программное содержание:

  • Познакомить детей с таким видом изобразительного искусства, как живопись.
  • Дать детям понятие о таком жанре живописи, как пейзаж.
  • Закрепить знания о характерных признаках времён года на основе рассматривания репродукций картин художников-пейзажистов.
  • Формирование представления об окружающем мире и чувстве сопричастности к нему.
  • Развивать речь, логическое мышление, самостоятельную активность.
  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Материал:

Репродукции картин К. Ф. Юона "Волшебница-зима", А. А. Пластова "Сенокос", И. Э. Грабарь "Рябинка", А. К. Саврасова "Грачи прилетели"; дидактическая игра "Нелепицы", шкатулка, разноцветные билеты, цветы (красный, жёлтый, синий, зелёный),загадки о временах года, стихи С. Я. Маршака, альбом "Времена года" П. И. Чайковского.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций картин в картинной галерее, рассматривание и беседа по сюжетным картинкам по временам года, дидактическая игра "Времена года", "Нелепицы", сюжетно-ролевая игра "Прогулка в зимний лес".

Словарная работа:

Пейзаж, художники-пейзажисты, сенокос, запорошила, соткано.

Ход занятия

1.Дети входят в группу.

Воспитатель: Дети, у нас сегодня большая радость. Нам прислали приглашение на выставку картин в музей. А хотите узнать от кого? Его прислала нам Королева Кисточка. Она командует всеми красками. Сейчас я вам раздам билеты, и мы отправимся в гости, на выставку картин.

(Открывает конверт и достаёт билеты)

- Ах, что же случилось? Вчера вечером я сама держала в руках эти приглашения, и они были разноцветными. А теперь, почему-то, все краски исчезли, осталась белая бумага. Где же краски?

(Входит Кощей Бесцветный).

- Всё понятно. Это Кощей бесцветный. Это он спрятал все краски.

Кощей Бесцветный: Да, да, да! С детства не люблю всякие краски! Запер я их в шкатулке.

Воспитатель: А скажите нам, Ваша Тусклость, каким ключом открывается шкатулка?

Кощей бесцветный: Ладно, скажу, всё равно не сможете открыть. Только правильные ответы на очень трудные вопросы откроют мою шкатулку.

2. Загадывает загадки:

1)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
"Купайтесь!"- приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я -: (лето).

2)

Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (весна).

3)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила . (зима)

4)

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (осень).

Дети отвечают на вопросы и получают задания "Нелепицы". После игры на дне шкатулки дети находят 4 цветка из бумаги синего, красного, жёлтого, зелёного цветов.

Воспитатель: Всё, Ваша Блёклость, загадки дети отгадали, задания выполнили. Краски теперь свободны.

Кощей Бесцветный: Молодцы! А я злым и вредным был, потому что не знал, что бывают такие краски. Теперь я подобрею. Но мне обидно быть Бесцветным . Может быть вы мне поможете?

Дети украшают корону Кощея цветами.

Воспитатель: Был Кощей Бесцветным, а стал Разноцветным!

Кощей Бесцветный: Ой, спасибо, ребята! Полечу в своё государство! До свидания!

Воспитатель: Ну а мы посмотрим, что же стало с нашими билетами.

Детям раздаются цветные билеты.

- Пора нам отправляться в музей.

3. Физминутка.

Мы играли, отвечали.
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
А сейчас, друзья, вперёд.
Ведь музей нас с вами ждёт.

4. Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рассматривать картины, на которых изображена природа. Как называются такие картины? (Пейзаж).

- Правильно. А художники, которые пишут эти картины, называются художниками-пейзажистами. Рассматривая картины, попробуйте увидеть в ней всё, что задумал передать художник.

Дети подходят к картинам.

- Картина "Волшебница-зима". Написал её художник Константин Фёдорович Юон. Когда смотришь на эту картину, попадаешь словно в сказку, в сказку, где хозяйничает волшебница Зима. Она покрыла поля белым снегом, одела деревья в нарядные белые шубы. А людям принесла радость и веселье.

Беседа по вопросам:

1) Какое время года изображено на картине?

2) Почему художник так назвал свою картину?

3) Какое стихотворение можно прочитать к этой картине?

4) Какими красками пишет художник снег?

5) Чем занимаются дети в этот зимний день?

6) Что изображено на заднем плане картины?

- Следующая картина называется "Грачи прилетели". Написал её художник Алексей Кондратьевич Саврасов. На этой картине мы видим тающий снег на переднем плане и коричневую землю с маленькими озерками талой воды, чувствуем ласковый весенний теплый ветерок, который гонит облака и как бы слышим крики грачей.

Беседа по вопросам:

1) О каком времени года написал художник?

2) Какие птицы прилетают первыми весной?

3) На каких деревьях свили гнёзда птицы?

4) Какое настроение вызывает у вас пейзаж?

5) Какие краски на картине самые светлые, что ими написано?

6) Какие стихи можно прочитать к этой картине?

- Картина Аркадия Александровича Пластова "Сенокос". В этой картине очень много ярких красок. Цветы и травы на переднем плане превращены как бы в живой красочный ковёр. Идёт пора сенокоса. И мы видим, как люди косят траву в этот жаркий солнечный день.

Беседа по вопросам:

1) Как вы думаете, какое это время года?

2) Хотелось бы вам оказаться на поляне, почему?

3) Глубоко вдохните воздух. Какой запах вы чувствуете? Запах каких цветов?

4) Какое небо нарисовал художник? Когда бывает такое небо?

5) Какие стихи вы можете вспомнить, глядя на эту картину?

6) Почему автор дал такое название картине?

- Картина "Рябинка". Художник Игорь Эммануилович Грабарь. На картине мы видим часть осенней природы, как бы увиденная нами из окна. Художник изобразил поля, покрытые пожелтевшей травой, которые видны сквозь ветви золотистой берёзы и сквозь ярко-красную листву рябины. Картина передаёт всю красоту яркого осеннего дня.

Беседа по вопросам:

1) Какому времени года посвящена картина?

2) Какими красками передал художник красоту осени?

3) Какие стихи можно прочитать к этой картине?

4) Какими словами можно описать берёзку, рябинку? А какой наряд она их одела?

5) Что изображено на заднем плане картины?

5. -Вот мы с вами и посмотрели картины, на которых изображена природа в разное время года. Но не только художники описали природу в своих картинах, но и композиторы посвящали ей свои произведения. Сейчас мы послушаем отрывок из альбома "Времена года" Петра Ильича Чайковского.